Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 19.05.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Евгений Гришковец (http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/grishkovets/interview4.shtml)
Нелюбопытные люди на мои спектакли не ходят http://www.sem40.ru/interview/hot/14760/

Превращение драматурга в прозаика - случай сравнительно редкий. Но именно это
произошло с Евгением Гришковцом. Как автор пьес, исполнитель и режиссер Гришковец
в представлениях не нуждается. Даже те, что не видели его спектаклей Как я съел
собаку, ОдноврЕмЕнно, Планета, Дредноуты и других, наверняка о них слышали. Или
знают Гришковца по роли в фильме Прогулка. Или помнят фразу А настроение твое
улучшилось с главного хита группы Бигуди, исполняемого Гришковцом. Список можно
продолжить. Теперь к нему добавилась
и литература. Год назад вышел роман Рубашка, в конце прошлого месяца - повесть
Реки. Что собой представляет Гришковец как писатель? Насколько серьезно относится
к литературе? Что думает о читателе? На кого ориентируется? Чего от него ожидать
и на что ни в коем случае не рассчитывать? Попробуем разобраться. 



+- Как получилось, что из-под вашего пера вышел на этот раз не монолог, не пьеса,
а повесть? Решили сменить амплуа? Или материал требовал именно этого жанра? 

- Над текстом под названием Реки я начал работать года два с половиной назад.
Получалась забавная такая история про Сибирь, попытка мемуарного монолога. Почти
закончил, и тут у меня украли компьютер. Я начал было заниматься реанимацией,
а потом понял: нет, не могу, получается несчастливый текст. Махнул рукой, даже
всплакнул, помню, и оставил эту затею. А в январе выбрал себе месяц времени,
чтобы написать два рассказа, замысел которых у меня был. Сел и неожиданно вывел
первую строчку Рек: Впервые я увидел медведя
не в зоопарке. И пошла та же повесть, но в совсем другом виде. Тяжело она писалась,
хотя и невероятно счастливо. Когда я закончил фрагмент про радиоприемник - отложил
текст, налил коньяку граммов сто, выпил, налил еще и сказал торжественным голосом:
На русском языке этого до тебя еще никто не писал. Ты первый! Счастье невероятное!
Но и контузия от текста тоже тяжелая. Помню свое состояние после премьеры спектакля
Как я съел собаку. Я был совершенно раздавлен тем, что 
 происходило в зале. Рыдал в гримерной и говорил, что больше так играть не буду,
что это слишком. А на следующий день, проснувшись, понял, что не буду играть
по-другому. То же самое с Реками. Когда закончил повесть, думал, что, наверное,
никогда больше не буду писать. Но и обратной дороги ведь нет. 

+- Для внимательного читателя приход Гришковца в литературу не был такой уж неожиданностью.
Начиная с Собаки большинство ваших монологов носило признаки добротной и самостоятельной
прозы. Внешне ситуация выглядит логично, закономерно. А изнутри? 

- Можете написать, что Гришковец пришел в литературу с изумлением. С изумлением
по поводу того, что пришел. Реки перевернули все. Даже спектакли стали звучать
иначе - точнее, драматичнее и смешнее. Забавно, но факт: теперь я полноформатный
писатель - у меня есть пьесы, роман, рассказ и повесть. Хотя я и раньше не был
диким человеком в литературе. Все-таки окончил филфак, диплом писал по творчеству
Гумилева. И в отличие от большинства писателей и режиссеров знаю, как работает
текст, как он устроен. Обычно люди
сочиняют спонтанно, как бог на душу положит, а я был теоретически подкован еще
до того, как начал писать. Вот только не было практических навыков. Теперь они
появились. 

+- Пьесы, роман, повесть… Чего еще ожидать от писателя Гришковца? 

- Каждый раз после завершения большой работы у меня наступает некоторая растерянность,
и непонятно, что делать дальше. Хочу летом написать еще пару рассказов. Запишу
пьесу Осада, которой сейчас не существует на бумаге, только в виде спектакля.
Сделаю еще несколько кусочков и из всего этого соберу маленькую книжку к Новому
году. А замысла, равного замыслу Рек или Рубашки, у меня пока нет. Могу только
сказать, чего от меня ждать не стоит. Я, например, уверен, что не буду много
писать. Меня и с театральной точки
зрения можно назвать бездельником - уже два с лишним года не ставил новых спектаклей.
Что еще? Не стоит ждать от Гришковца придуманной истории и придуманных персонажей.
Я не смогу этого сделать. Во всех моих текстах отсутствует сюжет. Объясняется
это просто. Я сюжетостроением не владею, катастрофически не умею придумывать
нечто абстрактное. 

+- Теперь понятно, почему ваш лирический герой кажется копией автора. Из-за неумения
фантазировать. Он ведь действительно похож на вас? Или это ложное впечатление?


- Герой повести? Конечно, похож. А герой, который на сцене, он еще и внешне похож
на меня. Но и тот, и другой намного чувствительнее, чем я. Моя чувствительность
распределена во времени - в тридцати восьми годах жизни. А нормальный человек
прочитывает Реки за три с половиной часа. Три с половиной часа живет главный
герой. И очень много успевает за это время почувствовать. Нет, не смог бы я жить
с таким эмоциональным накалом, с такой концентрацией. 

+- В Реках вы сознательно дистанцируетесь от текста. Даже автора конструируете
другого. Но хотя в повести ни разу не названы ни город, ни река, понятно, что
город - Кемерово, река - Томь, а главный герой - Гришковец. От Собаки до Рек
вы только и занимаетесь тем, что рассказываете читателю о себе. Согласен, тема
неисчерпаемая. Ее может надолго хватить. Но стоит ли так нещадно эксплуатировать
свой жизненный опыт? 

- Со мной было не так уж много приключений, как может показаться на первый взгляд.
А уж тех, о которых можно публично рассказывать, не вызвав зависти или недоумения,
совсем мало. Давайте сформулируем иначе: я пишу о том, что со мной было, или
о том, что я знаю. Второй пункт сильно расширяет мои возможности. А потом происходит
вычитание из реальности. Всю подлинную экзотику я старательно вычищаю. В Реках
об этом сказано прямым текстом: Кому нужны мои подробности? Поэтому я не буду
называть ни имени деда, ни
города, ни реки. Это очень существенно для меня. И для меня, и для моего читателя.
Я получаю массу писем, где дается, скажем, подробнейшее описание двора, рассказывается,
как был одет автор, будучи ребенком, как звали его друзей, в какой детский сад
он ходил. То есть читатель мне демонстрирует, что он это сам все тоже прекрасно
помнит, хотя у меня и близко ничего подобного нет. Но он-то уверен, что есть!
А почему? Потому что ему кажется, что я подробно описал его ситуацию. 
 Но если бы я действительно рассказывал все подробности своей биографии, он,
конечно, не принял бы мой текст на свой счет. 

Любые подробности, и не только биографические, воспринимаются мной как архаика.
В Рубашке, например, ни разу не сказано он повесил трубку или он бросил трубку,
потому что сегодня мы люди с мобильными телефонами. Мы уже давно не вешаем трубку,
а отключаемся. В Реках я специально пишу не УАЗ, а отечественный внедорожник.
Тут не только расчет, но и суеверие своего рода: надеюсь, что УАЗ выйдет из обихода
быстрее, чем эта повесть. 

+- В таком случае вашим текстам необходим регулярный апгрейд. Но ведь это театральный
подход. Это в спектакле вы можете постоянно что-то менять, исполнять разные версии
одного и того же текста. Литература - дело другое. Более окончательное. 

- Это-то меня и пугает. Я, кстати, уже поймал себя на ошибке. Мой герой в повести
говорит, что, мол, можно доехать до Казанского вокзала. А поезда-то из Сибири
приходят на Ярославский! Но главный ужас в другом - работа завершена, ее итоги
равны такому-то количество знаков, точек, запятых, пробелов… И по большому счету
ничего уже не изменишь. 

+- Мне странно, что вы так стремительно издали новую вещь. И двух месяцев не
прошло. Матерый писатель сначала пропустил бы повесть через толстый журнал, номинировался
бы на какую-нибудь интересную премию и только после этого напечатал отдельным
изданием. Таков литературный процесс. 

- Я не стремлюсь иметь дело с толстыми журналами, потому что не воспринимаю их
аудиторию как свою. В этих журналах (сразу оговоримся, что я их очень люблю)
чувствуется традиция, спокойствие, а я не спокойный человек и не традиционный.
Меня, например, интересует территория клуба. Это пространство я ощущаю своим
даже больше, чем сцену в театре. Когда во время спектакля со мной начинают разговаривать
из зала - такое случается, особенно в нетеатральных городах - я объясняю, что
театр придуман очень давно древними
греками. Он придуман следующим образом: со сцены говорят, а из зала - нет. Это
придумал не я, я придумал бы как-нибудь иначе, но правила уже существуют и ничего
не поделаешь. А в клубе не все еще придумано до конца. Туда ходят много хороших
людей, которые не ходят в театры. На них и рассчитан был, между прочим, проект,
который мы сделали с группой Бигуди. И компакт Петь, и клубные выступления. Этот
проект и сам по себе очень важен. Хотя бы потому, что такого формата на р
 усском языке не существовало до нас. 

+- Велик соблазн принять вас за первооткрывателя, причем сразу во всех областях.
Поет нерифмованные тексты, играет странноватые пьесы, пишет бессюжетную прозу.
И очевидным образом ни на кого не похож. Но наверняка ведь имеются какие-то корни-истоки-ориентиры.
Заветные имена, объясняющие, откуда ноги растут. 

- Разумеется. И не очень оригинальные. Чехов в драматургии, а в прозе Бунин.
Но не только они. Когда я писал Рубашку, на столе лежала Зависть Олеши. Еще в
детстве сильное впечатление произвел на меня Жванецкий. Причем не смешными, а
довольно серьезными текстами. Его манера, его интонация повергли меня в состояние,
близкое к настоящему шоку. Одно время я носился с Наивно. Супер Эрленда Лу. Всем
рекомендовал почитать, раздарил десятка три книжек. Вообще же Наивно. Супер,
фильм Амели и моя пьеса ОдноврЕмЕнно -
это, по сути, одно и то же произведение. По духу, по ощущению. Но только я написал
его раньше, чисто хронологически. Самые разные вещи попадают в мое поле зрения:
Сага Бенаквисты, рассказы Аксенова, Искандера. Но больше всего люблю литературу
по военной истории. Такое у меня увлечение - позапоминать данные каких-нибудь
прославленных кораблей, водоизмещение, дальность хода и прочее. Это, кстати,
отражено в пьесе Дредноуты. 

+- Ходить на Гришковца - модно. Иметь его книги необходимо, чтобы считать себя
продвинутым человеком. Немного обидно, правда, что продвинутые люди зачастую
покупают не текст, а имя, раскрученный брэнд. Все это - издержки массовой популярности.
А кто ваш настоящий читатель? Что он из себя представляет? 

- Я в отличие от многих писателей видел его глаза в зрительном зале. Но надо,
конечно, признать, что зритель и читатель далеко не всегда совпадают. Кроме того,
на мои спектакли ходят не сугубые театралы, и книги мои тоже покупают не те,
кто запойно много читает. Мой читатель, как я его себе представляю, - человек,
любящий сегодняшнее время, живущий без глобальной обиды на это время, без социального
гнева. Скажем так, если у человека не много денег, то его не обижает, что есть
на свете дорогие рестораны, а он
туда не может пойти. И это наверняка человек, обладающий любопытством. Нелюбопытные
люди на мои спектакли не ходят. И книжек они не читают. 

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное