Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Александр Оболенский (http://www.peoples.ru/art/painter/obolenskiy/history1.shtml)
АЛЕКСАНДР ОБОЛЕНСКИЙ : «ЯВЛЕНИЕ РУСАЛОК ИЛИ ВОЛШЕБНАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ КИСТИ»
...вдруг становится неожиданно, но совершенно отчетливо видна живущая в картинах
пленительная игра ночи и дня, отражение света и солнечных лучей в воде и в
листве - и тотчас отчетливо понимаешь, что теперь волшебное зеркало повернулось
другим боком и в этой его грани властно вступает в свои права художник - пейзажист,
до безумия любящий природу, чувствующий все ее тонкие струны, оттенки, даже
звуки, если только их вообще возможно передать цветом!
^1.
Согласитесь, довольно странно иногда складывается жизненный путь художника.
Путь поиска, путь наполненный жаждой познания не только самого себя, но и духа
искусства, сути искусства и его колдовских чар.. Эти чары иногда так изменяют
направление кисти художника и краски его палитры, что не сразу можно поверить,
что кисть эта была в одной и той же руке…
Русский пейзажист Александр Оболенский, создавший немалое количество работ именно
в этом жанре, работ которые почти тотчас разместились в многочисленных частных
коллекциях, в выставочных галереях Петербурга и в музеях за пределами России,
вдруг начинает создавать картины в стиле «ню».
Это так неожиданно, так парадоксально, что полотна, и уже побывавшие на выставках
и вернисажах, и - новые, то и дело оцениваются критиками и ценителями далеко
неоднозначно.
Кто-то совсем не принимает их всерьез, кто-то - восторженно ахает, а кто-то,
снисходительно улыбаясь, пожимает плечами..
Детские забавы, игры кисти, «лубочные картинки», дань прихотливой моде или пылкие
фантазии влюбленного сердца? Новая традиция? Синтез прошлого и предвосхищение
поиска? Полета души? Что это такое? Как это понять? Как обозначить словами?
Вряд ли мне это удастся. Но я пытаюсь, отбирая внутренним взором, взором сердца,
тем взором, который всегда выбирает то, что понравилось, то что - искренне, то
что его греет, невесомо, будто солнечный луч, пробивающийся сквозь облака…
^2.
Я далеко не специалист - искусствовед, но пристально рассматривая новую коллекцию
полотен Александра Оболенского в жанре «ню», поймала себя на мысли, что наблюдаю
некую сказочную феерию, которую можно было бы назвать: «Явление русалок»...
Да. Картины эти, поистине - «русалочьи», ибо имеют , на мой взгляд, одно очень
интересное свойство - художественную двойственность.
Поясню свою мысль далее.
^3.
Все они разные, эти волшебные дивы - девы, изображенные в серии полотен -«ню».
Иные из них словно сошли со страниц гоголевской «Майской ночи», а другие - как
бы выросли из мазков загадочной врубелевской кисти..
Если задуматься, то видны будут те же прохладные краски, полутона, волшебство
туманных мазков. («Северо - Западная речная нимфа»).
Этот туман - облако, эта волшебная занавесь из снега или ягод земляники почти
всегда скрывает на картинах лики речных ундин и обнаженных нимф Оболенского,
хотя иной раз они и написаны с добродушною иронией, едва ли не в духе народной
картинки - лубка.(«Курцевская Леда», «Коврик».) В картинах постоянен насыщенный
колорит, который очень сближает их с народным творчеством. Ими любуешься просто,
словно впитываешь солнечный свет или прохладу родниковой воды. Думается: «А может
быть, художник хотел летуче
зарисовать свой сон, видение, фантазию, порыв чувства?» Что то невесомое, полувоздушное?..
Но вот интересно, ундины иногда так явственно похожи на земных женщин толстушек,
совсем обычных, теплых, домашних, рыжеволосых..
^4.
Я бросаю на полотна еще один, более пристальный взгляд..
И тут вдруг становится неожиданно, но совершенно отчетливо видна живущая в картинах
пленительная игра ночи и дня, отражение света и солнечных лучей в воде и в
листве - и тотчас отчетливо понимаешь, что теперь волшебное зеркало повернулось
другим боком и в этой его грани властно вступает в свои права художник - пейзажист,
до безумия любящий природу, чувствующий все ее тонкие струны, оттенки, даже
звуки, если только их вообще возможно передать цветом! Я опять забываю, что
нельзя описывать картины
словами, и опять - пытаюсь…
Заросший тиною пруд, над которым склонилась воздушная нимфа, пышность листвы
береговых ив, гибкость их веток - лозин, переливчатая игра красок летнего неба,
полдневный жар которого чувствуется даже и в прохладе выставочного зала, («Купальщица»
2000г.) все это столь ощутимо, что хочется потрогать руками.
Реальность, давняя традиция пейзажного полотна одерживает в мазках кисти мастера
победу. Кажется - явно торжествует.
^5.
«Да, но что же тогда остается от сказок в картинах?» - спросите Вы меня. Все
то же, что так в них завораживает, пленяет. Дух волшебства. Неясность очертаний
лица, некая загадочность облика. Обернется ли девушка - русалка, подарит ли
улыбку, протянет ли кувшинку цветок, сорвет ли ягоды на земляничной поляне, поймает
ли в руку сиреневый лепесток в лунной ночи? Об этом неустанно думаешь, глядя
на лучшие из полотен в коллекции «ню» Александра Оболенского.
Двойственность, волшебная зеркальность в полотнах этих не сыграла с его творчеством
злой шутки, совсем наоборот. Она сгладила некоторую шероховатость первых его
шагов в этом жанре искусства, создав тем самым изящную, неповторимую манеру,
особый Почерк Художника, и подарив простор его воображению, полету его Души,
запечатлев мазками кисти ее собственную неповторимую историю: взлеты и падения
поиска, неустанную, неуемную жажду совершенства. От ошибок в таких вот полетах
никто не застрахован, но пока она есть,
эта неутолимая Жажда, пока она - ощутима, пока Душа Художника неустанно творит
историю - чего бы ни было - сказки, любви, чувства, фантазии - значит, у Художника,
Мастера, Творящего Вечность, все еще - впереди, не правда ли? А значит - благословен
и поиск, и Дорога, ведущая к нему….
_________________________________________________
* 17 - 24 апреля 2005 г.
Семипалатинск. Казахстан.
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.