Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 03.05.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Валерий Гергиев (http://www.peoples.ru/art/music/classical/gergiev/interview3.shtml)
Война и мир Мариинки http://www.rg.ru/2005/04/29/gergiev.html

1 мая в Москве откроется очередной Пасхальный фестиваль, который год от года
становится все более крупным, даже по-своему уникальным событием в культурной
жизни страны. Этот фестиваль можно назвать авторским: его создатель и пастырь
- дирижер с мировым именем Валерий Гергиев. 

+Открытая Россия

+- Пасхальный фестиваль в Москве - уже традиция. Вы его автор. Как возникла эта
идея?

- Важнее, что она так быстро воплощалась в жизнь. Эту идею очень энергично поддержал
Юрий Михайлович Лужков. А я ею по-настоящему увлекся и рад, что она приобрела
весьма серьезные масштабы. Мы сразу решили придать фестивалю общенациональное
значение - и этому уже способствовал президент. Думаю, что в лице Мариинского
театра федеральная культурная программа получила серьезное подкрепление. Я вспоминаю
с большим удовольствием нашу поездку в Нижний Новгород, концерты в Ярославле,
Костроме и многих других городах
России. И то, что нынешний фестиваль включает выступления в Екатеринбурге, Ханты-Мансийске,
Челябинске, делает его еще более значительным.

+- В Екатеринбурге вы начинали свой дирижерский путь?

- Да, я там провел чрезвычайно важные для меня месяцы, и Свердловский симфонический
был первым профессиональным оркестром, с которым я работал. Я был студентом 3-го
курса консерватории, и мне предложили поработать вторым дирижером. Так что я
очень волнуюсь перед этой новой встречей. Возможно, там уже немногие меня помнят,
но я-то все помню очень хорошо.

+- Какие принципы вы кладете в основу формирования программ Пасхального фестиваля?

- Я не могу сказать, что у нас достаточно много музыкальных фестивалей. Мы еще
только приходим в себя после разгрома той страны, где мы жили. Страны, может
быть, не во всем совершенной, но Министерство культуры СССР и Союзы композиторов
выстраивали очень разумные планы ее культурного развития, и было несколько крепких
оркестров, были хорошо поставленные и небедные филармонии - в том же Свердловске
и оркестр, и филармония казались вполне благополучными. Ни о творческом голоде,
ни об обнищании филармоний тогда,
в 70-80-е годы, и речи не шло. В стране были серьезные музыкальные лидеры, были
талантливые коллективы, масштабные постановки. Понятно, что мы не могли состязаться
с Метрополитен-опера или Ла Скала, у нас все было поскромнее. Но была и уверенность
в том, что вся эта хорошо выстроенная структура культурной жизни нерушима и непоколебима.
Потом все обрушилось, и был очень тяжелый период. И теперь одна из задач всего
нашего музыкального сообщества, как и нашего Пасхального ф
 естиваля, которому всего-то четыре года, - вернуть России статус сильной культурной
державы.

+- Вы любите масштабные проекты - чем удивите на этот раз?

- Будет Война и мир Прокофьева в Театре Российской армии. Театр огромный, но
есть риск: проект масштабен, и разорять московский Пасхальный фестиваль из-за
одного показа Войны и мира нам не хочется. А это дорогостоящая акция, и мы постараемся
найти золотую середину. С одной стороны, очень важно показать крупнейшее музыкальное
произведение, созданное в годы Второй мировой войны. В Германии такое монументальнейшее
произведение - Кольцо нибелунга Вагнера, у нас - Война и мир Прокофьева. С чем
их сравнить? В Америке
самые большие Боинги называют Джамбо, у нас большие самолеты - Антеи, - вот такое
огромное, такое гигантское, такое выходящее из ряда вон музыкальное произведение.
В Театре Российской армии для показа такого спектакля есть огромные сложности
технического порядка: он в принципе не рассчитан на оперные спектакли. Но это
самая большая театральная площадка Москвы, и к тому же хочется самим выбором
театра отдать дань уважения победившим в войне фронтовикам - тем, кто отстоя
 л независимость нашей страны.

+Мой отец прошел всю войну

+- Как юбилей Победы сказался на программе фестиваля?

- Мне иногда говорят: коль на празднование приедут президенты многих стран мира,
то и звучать должна только русская музыка. Сама эта мысль мне кажется убогой,
недальновидной, какой-то местечковой. Политику нельзя впрямую связывать с музыкой.
Сколько бы ни делали ошибок мы в Чечне или американцы в Ираке, это не мешает
в России играть Бернстайна, а американским оркестрам - Чайковского. Да, говорят,
Вагнер был любимым композитором Гитлера. Я у Гитлера не спрашивал - он не дожил
до моего появления на свет. Говорю
об этом без иронии: мой отец прошел всю войну от первого до последнего дня, я
потерял на войне деда и брата. Но когда мне говорят, что по случаю юбилея Победы
лучше играть русскую музыку, чем симфонии Бетховена, я отвечаю, что на своем
веку сыграл больше русской музыки, чем любой из ныне живущих дирижеров.

+- То, что фестиваль - Пасхальный, не придает ему статус события чисто клерикального?

- Мы не ставим задачу дать столько-то процентов светской, а столько - церковной
музыки. Если публика не пойдет, скажем, на хоровые концерты, в чем я сомневаюсь,
- то мы это учтем и в дальнейшем чуть сменим приоритеты. В прошлом году мы исполнили
все симфонии Прокофьева, в этом - сыграем все симфонии Рахманинова. Эта задача
не из легких: как прозвучат сегодня, в начале XXI века, 1-я, 2-я и 3-я симфонии
Рахманинова - я не знаю. Может, прозвучат здорово, может - нет. Или исполнение
хромает. Или исполнили хорошо
- но сама музыка уже не трогает. Ведь происходит же что-то в коллективном сознании,
меняется наше отношение к тому или иному произведению. Надо пробовать!

+- Мариинский театр изумляет смелостью брать для постановки малоизвестные в России
названия. В других театрах мне часто говорили, что такие названия публику отпугивают,
она не пойдет на незнакомую оперу и предпочтет в сотый раз слушать Кармен. Почему
вы так охотно идете на риск? Да и риск ли это?

- Не думаю, что мы рискуем, исполняя Россини. Вот только что прошла премьера
Путешествия в Реймс. Мы эту оперу не раз пробовали исполнять в концертной форме,
и весьма успешно.

+- Но в России этого автора знают только по Севильскому цирюльнику и частично
по Золушке, хотя у него множество совершенно упоительных опер.

- Я вас ловлю на слове: проблема в Россини или в нас?

+- Боюсь, что проблема в театрах. И мне кажется важным, что Мариинский театр
эту дурную традицию ломает.

- Но так ведь происходит во всем мире: заметные события возникают, когда где-то
появляются люди более энергичные и более решительные. В Мариинском театре мы
работаем, можно сказать, не покладая рук. Я в большом долгу перед нашим коллективом,
потому что его работоспособность поражает. При высоком качестве. Я только что
продирижировал в Метрополитен-опера, завтра дирижирую Чикагским симфоническим
оркестром и сразу помчусь в Москву с огромным удовольствием и большими ожиданиями.
Для меня Московский Пасхальный
фестиваль - одна из кульминаций сезона. Так же, как и Звезды белых ночей в Петербурге.
А потом мы еще приедем в Москву с Кольцом нибелунга, а наш балет покажет три
работы. Так что московская публика сможет серьезно и плотно познакомиться с тем,
что сегодня представляют собой и новые спектакли Мариинского театра, и новое
поколение его исполнителей. Обмен между Мариинским и Большим театрами я считаю
явлением очень здоровым и всячески его приветствую.

+Большой обмен

+- Оба главных театра страны вскоре вступят в самую критическую фазу - реконструкции
их зданий. Как Мариинка собирается прожить эти трудные годы?

- Как обычно. Вот сейчас мы выступали в десятке городов Америки - самых крупных:
Вашингтон, Филадельфия, Нью-Йорк, Торонто, Сан-Франциско, Лос-Анджелес... Были
огромные залы, о нас писали крупнейшие газеты Америки. Это важная миссия. Ведь
слава наших оперных театров добывалась предыдущими поколениями, и надо быть на
их уровне, надо идти дальше.

+- А как театр будет функционировать в России?

- Так же, как всегда. Будет работать и в Москве, и в регионах России. Найдем
здание и в Петербурге. Мы работаем в контакте с губернатором города Валентиной
Матвиенко, и проблема, несомненно, будет решена.

+- У вас появится свой концертный зал - что, в Петербурге не хватает залов или
есть сложности с филармонией?

- Сложностей нет, но филармония и без того загружена. А после закрытия исторического
здания на реконструкцию у театра вообще не будет своей площадки. Так что концертный
зал будет принимать также и оперную, и балетную труппы - спектакли, которые не
требуют сложного технического оснащения. Проект этот скромный, и мы здесь не
рассчитываем на бюджетные средства. У нас есть Попечительский совет - люди, которые
театр знают, любят и гордятся его достижениями. И думают, как полнее реализовать
его творческие возможности.
Есть такие люди, слава богу, и в Москве и в Петербурге.

+- Скажите, как вам удается поддерживать такой высокий вокальный уровень театра
- при том, что наши консерватории сейчас далеко не в лучшей форме?

- В нашем театре этой проблемы нет уже лет пятнадцать. Был предпринят целый ряд
усилий, чтобы у молодежи возникли условия для реализации своих возможностей.
Создана Академия молодых певцов, есть Молодежный оркестр, участники которого
уже пополняли и наш основной коллектив. Сам процесс образования и воспитания
музыкантов выстроен так, чтобы можно было не волноваться за завтрашний день.
А что касается уровня подготовки в консерваториях... Я никогда их не ругаю. Хочется
им помогать, работать в контакте. С Петербургской
консерваторией возникло очень плотное сотрудничество. Сейчас ее возглавил Александр
Чайковский, с которым мы давно знакомы и дружим, и есть все предпосылки думать,
что мы выстроим толковую программу сотрудничества. Вообще, было бы глупо не воспользоваться
теми огромными возможностями, которые есть у Мариинского театра. Не случайно
же мне все время предлагают сотрудничество самые престижные и, кстати, богатые
фестивали и театры мира - Метрополитен-опера, Опера Баст
 ий, Зальцбургский фестиваль... 

+- Вы теперь в Опера Бастий в качестве приглашенного дирижера. 

- Это не отнимет много времени и не помешает моей работе в Мариинском театре.
Но обмен, который налажен между нашими театрами, как и между Мариинским театром
и Метрополитен, - важен. Очень серьезные профессионалы с обеих сторон занимаются
тем, чтобы такие обмены приносили пользу публике как в России, так и в мире.

+Риккардо Мути не заменишь

+- Что вы думаете о недавних событиях в Ла Скала, когда труппа вдруг дружно изгнала
своего многолетнего руководителя Риккардо Мути, одного из крупнейших дирижеров
мира? Ведь это в какой-то степени урок для других театров...

- Я был в Ла Скала в самый разгар этих событий, дирижировал там. И мне было очень
горько осознавать, что один из величайших театров на земле мог быть так быстро
расшатан только потому, что чье-то, как у нас говорят, иго неосторожно распространялось
на все без исключения сферы театральной жизни. И тогда люди, не слишком успешно
проявлявшие себя в творчестве, объединились в грозную силу, которая смогла сбросить
руководителя, дирижера мирового значения. Да, это урок, потому что руководить
таким театром - это не
столько возможность быть знаменитым, сколько умение нести ответственность перед
людьми, - а это наиболее трудная профессия. А когда гордыня не дает возможности
вовремя остановиться и найти общий язык с конфликтующими - это ситуация обидная,
угрожающая благополучию многих театров. Если кому-то кажется, что Риккардо Мути
легко заменить, то это глубочайшая ошибка. Во мне сейчас говорит скорее наблюдатель,
чем участник. Меня связывают очень хорошие отношения как с оркестром и
  хором Ла Скала, так и со всеми, кто конфликтовал. Я хорошо знал Карло Фонтана,
с Риккардо Мути мы коллеги и никогда не конфликтовали. Но я знал и предшественника
Мути Клаудио Аббадо. Трудно было бы сказать, что они большие друзья, но это никогда
не мешало мне поддерживать добрые отношения с обоими. Оба мне интересны как замечательные
музыканты. Ла Скала - гордость Италии, и без преувеличения все там были этим
инцидентом встревожены, многие наблюдали за происходившим в состоянии ужаса.
Сейчас, по-моему, впервые
в истории этого театра генеральным менеджером назначен француз...

+- Но кто же будет музыкальным руководителем?

- Не думаю, что крупнейшие мировые дирижеры сразу согласятся на такое предложение.

+- Из солидарности?

- Нет. Есть еще такие понятия, как благоразумие, осторожность, наличие здравого
смысла. Тот, кто рискнет заменить Риккардо Мути, неизбежно вызовет к себе как
здоровый, так и нездоровый интерес. Быть уверенным, что ты можешь заменить в
итальянском театре крупного итальянского дирижера, - не самая счастливая мысль,
которая может осенить человека.

+Без маски

+- Вы многократный лауреат Золотой маски - как вы относитесь к этому фестивалю?

- Это хороший, но очень своеобразный фестиваль. И я с большой осторожностью оцениваю
результаты всех Золотых масок. То, что Маска проходила мимо почти всех наиболее
крупных вокальных дарований Мариинского театра, людей, которые принадлежат к
мировой элите, говорит о многом. Там главным критерием всегда служит только работа
режиссера. Поэтому Мариинский театр, который славен тем, что располагает одной
из лучших балетных и оперных трупп мира, одним из лучших оркестров и весьма мощным
хором, оказывается в не самом
выгодном положении. А мы не хотим бороться за Маску только тем, что пригласили
модного режиссера! И мне кажется, что работы Ольги Бородиной, или Владимира Галузина,
или Анны Нетребко не менее важны. Но главным для Маски остается именно режиссер.
Я эту систему считаю неправильной и с большим скрипом иду на то, чтобы наши спектакли
номинировались на Маску. Мы ведь все равно едва ли не каждый месяц участвуем
в своеобразной фестивальной гонке мирового значения. Соревнуемся
  с Метрополитен-опера, Зальцбургским фестивалем, соревнуемся в Лондоне, Берлине
или Париже. И судят нас ведущие специалисты и критики планеты. С другой стороны,
очень хочется, чтобы и в нашем Отечестве возникали самые интересные творческие
события, открытия и свершения. Поэтому мы не можем отстраняться и от Маски. И
я думаю, принципы отбора Золотой маски еще могут быть отшлифованы, там есть огромные
резервы. 

+- Вы не участвовали в последней Маске даже с Кольцом нибелунга.

- ...А это итог пятилетней работы всего нашего коллектива. Что же, значит, либо
Мариинский театр не отвечает критериям Маски, либо с Маской что-то не в порядке.
Мариинский театр, который признан во всем мире, не может искусственно быть подогнан
под критерии этого фестиваля. А беда, боюсь, именно в критериях. Мы планируем
свою работу на 3-5 лет вперед, и, сделав очередной спектакль, тут же идем дальше.
А Маска берет спектакли, созданные за год, для нашего театра иной раз уже очень
давние. Участвуют в них, без
преувеличения, мегазвезды, год которых заранее расписан, и бывает очень трудно
показать на Маске именно тот спектакль, который видели зрители премьер. Но это
не ламентации - это скорее размышления вслух. Надеюсь, что Пасхальный фестиваль
еще больше укрепит нас в ощущении, что мы на правильном пути. Что он может стать
не только площадкой для открытия новых молодых талантов, но и примером организации
таких творческих форумов. И Пасхальный фестиваль, и Звезды белых ночей - п
 о-европейски организованные форумы. Они могут сыграть свою роль в судьбе нового
поколения артистов и музыкантов. Я с вами говорю из Чикаго. Десять лет не мог
доехать до Чикагского оркестра, потому что был занят Мариинским театром. И этот
театр дает мне уверенность в своих силах. Я прежде всего российский музыкант.
Поэтому и Чикагский оркестр воспринимает меня всерьез. У меня есть опора на свою
страну, на российские традиции, на репутацию Мариинского театра. Так что уже
через три дня я собираюсь быть в России.
Надолго и всерьез.

+- Расскажите, пожалуйста, о вашем Молодежном оркестре.

- Это попытка объединить молодых музыкантов России, Украины, Белоруссии, стран
Закавказья и Средней Азии, Прибалтики, а также Германии, Франции, Японии, Америки...
И на этом фестивале мы как потомки людей, прошедших через ужасы Второй мировой
войны, должны отдать дань памяти об их подвиге. И через музыку выразить свое
неприятие всех форм войны. Единственное сражение, которое мы признаем, - сражение
за высокое качество нашей музыки. На идею создания такого оркестра многие молодые
музыканты откликнулись сразу,
и мне об этом говорить очень приятно. Мы готовим любителям музыки сюрприз: 7
мая в Большом зале Московской консерватории выступит юный скрипач исключительной
одаренности Женя Угорский, который сыграет Концерт Чайковского. Я очень советую
не пропустить этот концерт.

+- В Чикаго уже глубокая ночь. Когда вы отдыхаете?

- Вот минут через пять и отдохну. Я не устаю от хороших концертов и спектаклей.
А этот сезон считаю очень удачным.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное