Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Алла Осипенко (http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/osipenko/interview1.shtml)
Роман века http://www.aif.ru/online/spb/609/11
Алла ОСИПЕНКО была не просто блистательной балериной, она осталась легендой в
истории Кировского театра, трупп Хореографические миниатюры и Бориса Эйфмана.
15 лет существовал ее уникальный дуэт с Джоном Марковским. Осипенко преподавала
в Италии и США, сейчас она — педагог-репетитор в Театре Константина Тачкина,
так что служению профессии отдано уже более полувека. Как и полагается балерине,
Алла Евгеньевна подтянута, стройна, элегантна. Без всяких скидок на возраст.
+Деньги не идут к тому, кто не умеет ими распоряжаться
+— Вы успешно работали за границей, почему вернулись?
— Когда мне предложили работу в Италии, я поехала ненадолго, а пробыла пять лет.
Уехала в силу обстоятельств: невозможно было существовать на пенсию в две тысячи
рублей, сын женился, и как жить в одной квартире? Но чувствовала там такое одиночество,
что все деньги уходили на телефонные переговоры. Я не выучила ни итальянского,
ни английского, потому что думала — все, завтра уезжаю, больше не могу. Ну, а
то, что педагогом можно заработать — это все сказки. Другое дело, если ты танцуешь
и получаешь десять тысяч
долларов за спектакль. А мне платили полторы тысячи долларов зарплату, но только
квартира стоила семьсот. К тому же в Америке я попала в самый дорогущий штат
— Коннектикут, что я могла скопить! Мне вообще с деньгами не очень везет (смеется).
Мало того что я не умею ими распоряжаться — они ко мне и не идут.
+— Общались ли вы за границей с друзьями — Нуреевым, Барышниковым, Макаровой?
— Рудик очень хотел, чтобы я к нему сбежала, когда Марго Фонтейн перестала танцевать.
Мы держали связь через его сестру — она была воспитательницей в детском саду,
в который ходил мой сын. Но общались тайно, когда она хотела прийти, звонила:
Алла, тебе нужны сосиски? Если я отвечала: Нужны, значит, можно прийти. Один
раз звонит, я от сосисок отказываюсь, а она настаивает: Я правда купила килограмм.
Рудику я тайно доставала ноты для Баядерки, он пригласил меня в Гранд-опера,
ну а лично мы встретились во Флоренции
через 28 лет после его побега, и я тогда видела замечательный спектакль Шинель.
Дуэт Рудика с новой Шинелью до сих пор не могу забыть.
С Мишей Барышниковым в Америке созванивались, как-то он спрашивает: Алла, вам,
наверное, скучно? — Скучно. — Ну, я вас познакомлю с Юзом Алешковским. А я прочла
его произведения, где был мат на мате, и решила не знакомиться (смеется). Я не
из той породы людей. С Мишей тоже увиделись во Флоренции, где он был на гастролях:
я пришла к нему в гримерку, и у него был шок.
С Наташей Макаровой мы ведь вместе росли, и когда встречаемся, не понимаем, сколько
нам лет, вспоминая всякие байки из прошлого. Единственное, если я начинаю разговор
о мужчинах, она вздыхает: Боже, и тебе это не надоело! Но когда она приехала
ко мне на 70-летие, подарила нижнее белье красного цвета! И после этого она хочет
сказать, что мы очень изменились!
+Я не могла бросить человека, с которым прожила 15 лет
+— Ваш дуэт с Джоном Марковским называли дуэтом века, впрочем, как и ваш роман:
— Я увидела Джона впервые в 1965 году — влетела домой после репетиции, мама смотрит
телевизор, вижу, там кто-то танцует, мама говорит: Посмотри, какой хороший мальчик,
в этот момент мальчик падает, я говорю: Хороший, особенно в падении. А Джон приехал
из Риги в класс усовершенствования. У нас все обратили внимание на хорошего мальчика
и гадали, кому он достанется. Как-то я поехала на гастроли в Пермь, должна была
танцевать с Викуловым, но почему-то его заменили на Марковского. И вот начался
наш непростительный
роман, потому что я была старше на 12 лет. Ну а потом мы вместе ушли из Кировского
театра, танцевали в Хореографических миниатюрах, у Эйфмана. Джон был одним из
тех, кто составлял славу этих коллективов, но ему не дали даже звания Заслуженного.
Когда я пришла просить Эйфмана похлопотать о звании для Джона, он ответил, что
если тебе нужно, ты и хлопочи. Уйдя на крошечную пенсию, Джон где-то в клубах
преподавал, но в принципе остался не у дел, никому не нужным. Хотя мы и
расстались, но знали друг о друге, а потом я уехала. Два с половиной года назад
Джон объявился, попросил в долг и позвал поехать к ним. Я увидела, что его жена
— тяжелейший инвалид, Джон сказал, что они продают квартиру и уезжают на родину
жены в Николаев. И опять исчез. А я стала вдруг слышать по телевизору эти ужасные
рассказы, как продают квартиры, а людей убивают. Я попросила своих друзей в соответствующих
органах поискать Джона. Выяснилось, что он прописан в деревне под Лугой. Я написала
письмо: Джон,
где ты? — в ответ: Письмо получили, и какая-то закорючка, вместо его подписи.
Джона там не оказалось. Тогда обыскали весь Николаев и округу — нигде не прописан.
В тревоге уехала с Театром Тачкина на гастроли в Англию, а в день моего возвращения
— ну просто мистика — является Джон, настоящий бомж, я его не узнала. Оказывается,
жена умерла, он действительно бомж, обморозил ноги. Устроила его в платную больницу,
а после — внеся огромные деньги — в Дом ветеранов сцены. Потом п
оловину суммы мне вернули — у Джона все-таки оказались деньги н
а счету. Я рада, что мне удалось ему помочь, но у Джона психика надорвана, он
неадекватен.
+Женщины оказываются сильнее мужчин
+— Получается, женщины — сильнее мужчин. Вы до сих пор не можете расслабиться,
работаете. Как оказались в Театре Тачкина?
— Вернувшись из заграницы, какое-то время преподавала в клубе Планета, а потом
меня вызывают в бывший Петроградский райком, и некая дама говорит: Это клуб военно-патриотического
воспитания, ваша хореография не нужна. — Но дети должны расти культурными. —
Вы не можете диктовать свои условия, это раньше вы были знаменитость, а сейчас
вы никто, и меня выгнали. Я осталась без работы, давала частные уроки, и как-то
Тачкин пригласил на спектакль. Я увидела роскошные декорации, а потом Иру Колесникову,
которая увлекла
меня своим дарованием.
Насчет того, что не могу расслабиться, так у меня пенсия 2219 рублей, одна квартира
950, да 14-летний внук, который, если придет поужинать, не будет же есть одну
картошку. Он от балета далек — увлекается футболом. Мне тоже пришлось увлечься,
даже выучила одно имя — Бекхэм, и болею за Зенит.
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.