Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Моше Маймонид (http://www.peoples.ru/science/founder/maimonides/history1.shtml)
Жёсткий учитель и искатель истины http://www.sem40.ru/ourpeople/famous/14514/
У него много имен. На европейских языках его знают как Маймонида. В еврейской
литературе как Рамбама – аббревиатура слов «рабейну (наш учитель) Моше бен Маймон».
В арабской литературе он известен под именем Абу Имран Муса бен Маймун ибн Абд-Алла
аль Куртуби, в древнерусской – как Моисей Египетский. Слава его разнеслась не
только в еврейском, но и в мусульманском, христианском мире, а личность и труды
вызывали яростные споры, доходившие до проклятий и сожжения книг.
Какого масштаба и звучания должны быть личность и труды человека, чтобы восемь
столетий спустя после его смерти цивилизованный мир вспоминал о нем и отдавал
дань его заслугам.
Необозрима вереница лет, уводящая нас в глубины времени, в декабрь 1204 года,
когда под Каиром скончался придворный врач султана и руководитель еврейской общины
Египта Моше бен Маймон. Его останки перевезли в Палестину и погребли в Тверии,
где могила и по сей день служит объектом паломничества.
+Что же сделал этот человек?
Говорят, что религиозные евреи, идучи на смерть в нацистских лагерях уничтожения,
пели Ани мааним – молитву, основанную на тринадцати догматах веры, сформулированных
Маймонидом. Каждая из тринадцати частей молитвы начинается формулой ани мааним
бе-эмуна шлема – верую полной верой. Пели же перед смертью обычно двенадцатый
догмат: Верую полной верой в пришествие Мессии, хотя он и медлит. При всем том
я каждый день надеюсь, что он придет.
Вера в пришествие Мессии лишь часть догматического комплекса Маймонида. Остальные
его слагаемые можно свести к трем основным категориям.
1. Б-г, Его существование, единство, бестелесность, вечность и запрещение идолопоклонства.
2. Закон, пророчество, неповторимость пророчества Моисея, Б-жественное происхождение
письменного и устного Закона, его вечность и неизменность.
3. Верования о награде и наказании, вездесущность Б-га, Б-жественное воздаяние
за добро и зло, и, наконец, приход Мессии и воскресение мертвых.
Изложив в своей знаменитой книге Повторение закона (Мишне Тора) главные догматы
еврейской веры, Маймонид определил также нравственные обязанности, вытекающие
из этих догматов для каждого человека.
Прежде всего, он - выдающийся кодификатор Устного Закона. К XII веку многотомный
Талмуд представлял собой огромную и беспорядочную массу законов, нравоучений,
сводов научных знаний, на изучение которых надо было затратить целую жизнь. Более
того, творцы Мишны и Гемары – этих двух частей Талмуда – нередко противоречили
друг другу, и вывести из их мнений и рассуждений точные правила повседневной
жизни было довольно трудно.
Маймонид поставил перед собой задачу классифицировать всю талмудическую и послеталмудическую
литературу и на основании Торы и Талмуда составить полный свод еврейских законов
и поучений, дав руководство по решению спорных вопросов в области права и ритуала.
Его капитальный, состоящий из четырнадцати книг труд Повторение закона выполняет
эту задачу. Тем самым была заложена основа для составления последующих кодексов
и доведения законодательства и ритуала, регулирующих жизнь рядового еврея, до
его сознания. Благодаря своду законов Маймонида талмудическое законодательство
окончательно утвердилось среди евреев, а Мишне Тора сделалась необходимым пособием
для всякого раввина, судьи и главы общины.
Собственно, одной лишь этой книги достаточно для того, чтобы стать главным делом
жизни законоучителя. Но есть ведь еще другой великий труд, оставивший след в
духовной жизни человечества, – Путеводитель растерянных (Море небухим), где Маймонид
предстает во всей глубине и остроте своей философской мысли.
Что означает такое странное название? Назначение этого сочинения, – пишет Маймонид,
– поощрение понимания истинного духа закона и руководство теми верующими, которые,
оставаясь верными Торе, изучали вместе с тем философию и поражены противоречиями
между истинами философии и буквальным смыслом Торы. Вот откуда состояние растерянности.
Другой вариант перевода названия этого труда, в котором мыслитель поставил перед
собой задачу примирить истины откровения с истинами разума, Наставник колеблющихся.
+Врач, мудрец, руководитель
Как верующий еврей Маймонид преклоняется перед учением Моисея и пророков, как
мыслящий человек признает учение Аристотеля и других греческих философов. Основная
мысль книги состоит в том, что чистая религия и чистый разум во всем согласны
между собой. И религия, и разум признают существование Б-га как причины или начала
всякого Бытия и стремятся довести человека до высшего совершенства. Подобно другим
философам, сформировавшим западную мысль, – Филону Александрийскому и Фоме Аквинскому
– Маймонид стремился
согласовать основанный на вере сакральный мир Писания и мир греков, запечатленный
в различных философских системах, согласовать Афины и Иерусалим.
Море небухим явилось венцом как еврейского вероучения, так и еврейской средневековой
религиозной философии. И недаром эту книгу изучали не только евреи, но и христиане
(в латинском переводе), и мусульмане.
Если в Мишне Тора перед нами выдающийся кодификатор Закона, жесткий и точный
вероучитель, то в Море небухим – философ, искатель истины, наставник колеблющихся.
Есть еще и третий лик – духовного руководителя народа, горячо любящего его и
наделенного чувством ответственности за его судьбу. Многочисленные респонсы –
письменные разъяснения по различным правовым вопросам – отражают центральную
роль Маймонида в общинной жизни евреев как Египта, так и других стран. Некоторые
из них – поразительные человеческие документы, отражающие гуманизм и широту мышления
их автора.
Именно таков респонс, направленный нормандцу-прозелиту (новообращенному) Овадии,
спрашивающему, может ли он считать себя евреем в полном смысле этого слова. Проникаясь
чувствами этого одинокого и неуверенного человека, Маймонид пишет ему, что никакой
разницы между евреем по рождению и тем, кто принял еврейство, нет. Авраам – отец
всех праведных, всех идущих его путями.
Но и этим не исчерпывается облик Маймонида. Он еще и выдающийся врач, последователь
Гиппократа и Галена, осуждающий применение чар, заклинаний и амулетов, высказывающийся
против слепой веры в авторитеты и поощряющий в своих учениках склонность к наблюдению
и критическому размышлению. Сохранились многие медицинские сочинения Маймонида
и в том числе Трактат об астме.
Как он успевал все – писать, лечить, руководить общиной? В одном из писем Маймонид
рассказывает о том, как проходит его день: Султан живет в новом Каире, а я в
Фостате (старом городе). Ежедневно по утрам я обязан являться ко двору. Если
заболеет султан или кто-либо из жен или детей его, я остаюсь там почти целый
день. Но и в те дни, когда все благополучно, я могу возвращаться в Фостат только
после полудня. Там я уже застаю в прихожей своего дома массу людей – магометан
и евреев, важных особ и простолюдинов,
судей и чиновников, дожидающихся моего возвращения. Я слезаю с осла, умываюсь
и выхожу к ним, извиняясь и прося их подождать, пока я что-нибудь поем. Затем
выхожу к больным, чтобы лечить их, и прописываю рецепты. Вечером я чувствую крайнюю
усталость и все-таки веду ученую беседу, иногда до двух часов ночи. Только по
субботам я имею возможность беседовать с членами общины и давать им наставления
на всю неделю.
Подобная многогранность образа, которую впоследствии называли ренессансной, характерна
для многих выдающихся евреев средневековой Испании и Востока. Они были часто
врачами, министрами и одновременно учеными-талмудистами и руководителями общин.
+Принять ислам или умереть
Жизнь Маймонида была полна скитаний и тяжелых испытаний, характерных для евреев
того времени, полного как исламского, так и христианского фанатизма. Он родился
в 1135 году в мусульманской части Испании, в Кордове, где его отец был духовным
судьей общины и выдающимся талмудистом. Испанское еврейство той поры жило напряженной
духовной жизнью, выдвинув из своей среды множество великих ученых, философов
и поэтов. И юный Маймонид полностью использует возможности этой среды для своего
образования, много читает по-арабски
и по-еврейски, ревностно изучает Талмуд, философию, естественные науки.
Вскоре Кордова подпадает под власть мусульманских фанатиков-альмахидов, и семья
вынуждена покинуть город, переселяется в Северную Африку, в город Фес, на территорию
нынешнего Марокко. Однако и там их преследует требование принять ислам или умереть.
Приходится предпринять полное опасностей морское путешествие, чтобы попасть в
Палестину. Но здесь владычествуют крестоносцы, чей религиозный фанатизм не уступает
мусульманскому. В конце концов семья поселяется в Фостате под Каиром, где, судя
по всему, проявлялась
некоторая веротерпимость, а победитель крестоносцев султан Саладин имел славу
просвещенного властителя. Здесь семью ожидает разорение: во время кораблекрушения
погибает младший брат Маймонида, а вместе с ним гибнет и все его состояние, заключавшееся
в бриллиантах, которыми он торговал. Помощь брата давала Моисею спокойно заниматься
духовной и литературной деятельностью.
Приходилось искать средства существования, и молодой раввин становится врачом,
да каким – одним из лучших медиков своего времени, получившим в конце концов
приглашение ко двору Саладина. Говорят, что подобное предложение ему делал и
Ричард Львиное Сердце, но Маймонид предпочел христианскому двору мусульманский.
Поразительна судьба творений Маймонида. Его законченная религиозно-философская
система, согласующая иудаизм и философию, была определенным этапом на пути духовного
развития человечества, где рациональное начало конфронтировало с мистическим,
а Б-жественная мудрость противопоставлялась мудрости человеческой. В «Мишне Тора»
традиционалисты видели попытку заменить изучение Талмуда, составлявшее смысл
существования многочисленных духовных академий (ешив), систематическим кодексом,
подменяющим иудейскую духовную
образованность.
Но еще больше споров, начавшихся еще при жизни философа и продолжившихся после
его смерти, вызывала Море небухим – эта вершина средневекового духовного рационализма.
Они касались отношений между разумом и рационалистической философией с одной
стороны и верой и традицией – с другой.
Это была борьба двух мировоззрений, различных как в религиозном, так и в этическом
смысле. Противники Маймонида укоряли его сторонников в том, что они относятся
с большим уважением к греческой философии, чем к талмудической мудрости, пренебрегают
религиозными предписаниями, уверив себя в том, что им известен сокровенный смысл
этих предписаний, что они переступают границы дозволенного в своих аллегорических
толкованиях Священного Писания. В ответ слышались обвинения в том, что противники
Маймонида препятствуют
научно-философскому постижению природы и Торы, которое является единственным
источником религиозного познания, что они в своих верованиях отступают от монотеизма.
Собственно, и возникновение каббалы, этого великого мистического учения, впитавшего
в себя антиаристотелевское начало, содержавшееся в неоплатонизме, было ответом
на распространение маймонидовского рационализма. Здесь шел извечный спор между
верой и разумом, который в разных интеллектуальных обличьях продолжает
ся и по сей день.
И недаром уже в XX веке в еврейской мысли получила хождение теория оппозиции
двух начал национальной еврейской истории: демократической религии чувства и
умственного аристократизма – рационализма. Если в XIII веке против философии
Маймонида и сухой схоластики Талмуда выступала мистическая каббала, то в XVI
– XVIII веках эта оппозиция выступала в сочинениях Спинозы с одной стороны, и
в мессианских движениях и хасидизме – с другой. Можно продолжить подобного рода
сопоставления, напомнить о том, что в нынешние
времена мессианские чаяния народа воплотились в политическом сионизме, что еврейская
мысль породила религиозный экзистенциализм Шестова и Бубера.
Возвращаясь к Маймониду, скажем в заключение, что его литературное наследие становится
все более доступным для русскоязычного читателя. Возрождение после более чем
полувекового перерыва русской иудаики привело в возникновению в Израиле и России
школы философов, историков и теологов, чьими стараниями появляются новые переводы
Маймонида.
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.