Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 08.04.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Михаил Швыдкой (http://www.peoples.ru/state/minister/russia/mikhail_shvydkoy/interview1.shtml)
Михаил Швыдкой: Последыш пастора Шуллера http://www.sem40.ru/interview/hot/14440/

Я персонаж из массовой культуры. Я не выдаю свою работу за образец высокого искусства.
Я люблю неправильное телевидение. Чтобы зацепить человека, его надо разозлить.
Формулировка “можно ли бить монголов” провоцирует положительность ответа… На
работе думать некогда… Мне ведь важно не свои мысли донести.

“Лучший отдых — на работе”, — сказал Михаил Швыдкой, когда мы договаривались
встретиться в выходной день у него в рабочем кабинете. Пожалуй, среди высоких
чиновников бывший министр культуры и нынешний руководитель Федерального агентства
по кинематографии — персонаж самый телевизионный. Не в том смысле, что его беспрерывно
в новостях показывают и в передачи зовут. Он сам кого угодно и пригласит, и покажет.
В своем самом громком проекте “Культурная революция”. Подробности тележизни “революционера
от культуры”
— в нашей беседе. 
^Революционные мессы 

+— Когда же начнется революция в “Культурной революции”? 

— А искусство — это всегда революция. Оно должно изменять сознание людей. Ведь
одна из проблем нашей жизни и истории — это определенная неподвижность сознания.
И это всегда спасало Россию. Но патриархальность русской жизни во многом мешает.
Поэтому “Культурная революция” должна обсуждать те вопросы, которые помогают
изменить сознание. 

+— Придумывая название “Культурная революция”, что имели в виду? 

— Когда пять лет назад мы обсуждали название для программы с “Игрой ТВ” и кто-то
сказал “Культурная революция”, то я внутренне напрягся. Очень уж много дурных
ассоциаций. Ленинская культурная революция, китайская. Но в этом названии была
определенная задиристость, провокационность, хулиганство, если хотите. Уж больно
буржуазная жизнь развивается вокруг нас. Потребительская. 

+— А это разве плохо? 

— Нет. Видимо, это в природе человеческой. 

+— ТВ может воспитывать? 

— Скажем так. Мы все равно живем в телевизионном мире, в мире высоких технологий.
Я сейчас скажу хамство, может быть, но телевидение — это всего лишь способ коммуникации.
А есть ТВ как некий идеологический контекст, который создают люди, его делающие.
Телевидение вообще более архаично, чем Интернет, — оно не предоставляет свободы
за исключением свободы переключения каналов. 
Меня многие ругают за провокационные названия. “Русский фашизм страшнее немецкого”,
к примеру. Но я делаю это по одной простой причине — люди должны остановиться.
Количество информации в год увеличивается в два раза, и человек скользит по поверхности.
Чтобы зацепить человека, его надо разозлить, удивить. 
Другое дело — что мы иногда не дотягиваем до серьезной провокации. 

+— Гостей вы утверждаете? 

— Конечно. Главное для меня не только интеллигентность и ум гостя. А еще и энергетика.
Не важно, добрая, злая. Если есть энергетика, то он — телевизионный персонаж.
Как только гость — милый интеллигентный мямля, ему надо писать книжки, статьи
в толстые журналы. Мы ведь делаем шоу. 

+— Для вас программа в первую очередь шоу? 

— В том числе и шоу. Если не будет шоу, то люди не станут смотреть, они переключат
телевизор. Это своеобразная игра. Но в этой игровой форме мы пытаемся говорить
о важных проблемах, которые в игровой форме легче усваиваются. Телевизор — это
вообще игра. 
Я много смотрю западное ТВ. Там есть утренние проповедники и ночные проповедники.
Возьмите передачу, которой заканчивают эфир немецкие или британские каналы. Это
ночная проповедь писателя, общественного деятеля о том, что такое хорошо и плохо,
где Б-г находится, как он влияет на жизнь человека. И посмотрите утренние мессы
американских проповедников — песни, энергия. Для меня “Культурная революция”
— утренняя проповедь. 

^Министр без портфолио 

+— Бывает, что у вас собираются серьезные люди и начинают обсуждать какую-нибудь
ерунду. “Новый год лучше старого” или “Новый год лучше встречать дома”. Вы это
в целях провокации делаете? 

— В любой такой дурацкой теме есть очень важный поворот: попытка заставить людей
рассуждать. Людей, которым трудно рассуждать о том, почему импрессионизм искусство
менее важное, чем соцреализм. Мне ведь важно не свои мысли донести… 

+— Вы заранее готовите финальный монолог? 

— Упаси боже. Для меня это все комедия дель-арте. Я представляю, что это должно
закончиться через 52 минуты. Но чем? Представляю себе тему, гостей. Самое сложное
для меня — запомнить имена и отчества всех присутствующих ВИПов. 
Все должно рождаться в живой эмоции. Когда смотрю на зализанную публику в других
шоу, то начинаю злиться. Для меня это другое телевидение. 
Вообще-то телевидение этого не любит. Импровизаций. 

+— Почему? 

— Оно более структурированное, жесткое. А я люблю неправильное телевидение. Бывает,
что люди начинают такое нести! К чему совершенно не готов. 

+— Как вы свою аудиторию представляете? 

— Смотрят учителя, интеллигенция. Которым не хватает живого общения. 
Знаете, странная вещь — у нас стали расти рейтинги. Что меня расстраивает. Я
считаю, что произошло это в том числе из-за изменения общего телевизионного ландшафта.
Ушли серьезные ток-шоу. 

+— Это вас расстраивает? 

— Ну да. На самом деле что-то еще осталось, но этого недостаточно. Тот же Познер,
который в последней программе про патриотизм начал использовать элементы ток-шоу.
Никого не хочу обидеть, но считаю его лучшим ведущим. Еще Николай Николаевич
Дроздов — гениальный ведущий. 

+— Вы все о людях старшего поколения говорите… 

— А у них есть биография. Посмотрите, кто на Западе ведет новости. Не говорю
уже об аналитических передачах. Это все люди по-жив-шие. А у нас? Эстетика молодежной
редакции Центрального телевидения сыграла революционную роль в России. Ребята
из ВиДа, из “Взгляда”, Малкин, Лысенко, Сагалаев — компания высокоталантливейших
людей. Они пришли вместо дяденек в костюмах и показали лицо молодой России. Но
эта эстетика уже, на мой взгляд, изжила себя, постарели персонажи. 

^Искушение обложкой 

+— Какую тему вам было бы неудобно вынести на обсуждение в передаче? 

— Вообще, с точки зрения журналиста нет запретных тем. В принципе журналист должен
быть готов обсуждать любую тему. Но есть деликатные проблемы — национальные и
межконфессиональные. Их надо тщательно готовить, не полагаясь на импровизацию.
В формате ток-шоу такие темы крайне опасны. Сама возможность формулировки “можно
ли бить монголов” провоцирует положительность ответа. 

+— Почему, как вам кажется, сейчас у нас из представителей классического искусства
раскручены личности не самые одаренные? 

— Меня самого это мучает, и я себя за это мучаю. С одной стороны, надо работать
с массовой культурой. И телевидение — это массовая культура, даже если это канал
“Культура”. С другой — видел, как на моих глазах произошел переворот — три великих
тенора стали петь на стадионах. С одной стороны, они стали нести культуру в массы,
а с другой — толпа диктовала им свои вкусы. 
И сейчас молодые таланты стоят перед искушением: пойти на обложки глянцевых журналов
или служить искусству, как Галина Уланова. “Любите искусство в себе, но не себя
в искусстве” — Станиславский был абсолютно прав. Как только молодые люди начинают
любить себя в искусстве, они сразу становятся героями и героинями светской хроники.
Говорю об этом с известной долей грусти. 

+— Потому что вы сами не удержались от этого искушения? 

— Я действительно персонаж из массовой культуры. И никуда от этого не деться.
Я не выдаю свою работу за образец высокого искусства. 

^До шести “Революций” зараз 

+— Скажите, когда вы пошли в шоу-бизнес, много ли пришлось ловить косых взглядов?


— Да все сказали: “Ты с ума сошел!” Я ведь считался серьезным человеком. Профессор,
публикации — все как у людей. И сейчас мне говорят то же самое: “Ты должен сделать
цикл лекций”. Положение серьезного ученого правильнее. Но мне нравится странный
мир телевидения. 

+— Вы не чувствуете усталости от этого странного мира? 

— Не-а. Пока публика не заметит… 

+— Все-таки иногда у вас запал пропадает… 

— Не хватает драйва? Последний год был очень тяжелым. В плане основной работы.
Сегодня выходной день, а я пришел сюда в девять утра и буду работать до девяти-десяти
вечера. 

+— И ваша семья такое терпит? 

— Они привыкли. Всегда работаю в субботу, иногда — в воскресенье. И когда здесь,
на основной работе, шел год перемен, то я выходил на съемочную площадку невеселым.
Вообще мне не свойственны грусть и уныние. 

+— Вы оптимист? 

— Абсолютный. Но в какой-то момент, я его помню, год назад, я заставлял себя
быть в хорошем настроении перед выходом на площадку. А когда ты имитируешь… Глаза
же не загримируешь. И люди это чувствуют. А если снимаешь четыре—шесть программ
зараз, да еще и ночью, а утром на работу? 

+— Ваши гости — в основном люди в возрасте. Не думали приглашать больше молодых?


— Я совсем не против молодых. До 40% бюджета в кино мы даем на молодых — это
первые проекты. То, что мы сейчас потратили на биеннале, — это очень важный шаг.
Притом что я это искусство не люблю. Я вообще консервативен в своих вкусах. Но
понимаю, что без этого не будет движения. 

^В тратах не стеснена лишь супруга 

+— Вы по долгу службы бюджетом распоряжаетесь. А кто у вас в семье за бюджет
отвечает? 

— Жена, естественно. Вообще чиновник сейчас не имеет права распорядиться суммой
больше 200 тыс. рублей. А проекты наши значительно дороже, все решают эксперты.
То есть у меня гораздо больше ограничений, чем у моей жены. 

+— Вы, когда голодный, — злой? 

— Вообще стараюсь не быть злым. Я, конечно, заводной. Особенно когда сижу за
рулем и попадаю в пробку. Но из любой ситуации стараюсь извлекать положительные
эмоции. Голодный — значит, идет процесс похудания. 

+— А в пробке что для вас положительного? 

— Можно подумать. На работе же думать некогда. 

— Наверное, семье достается, раз вы “заводной”? 

+— Ссоры с домашними ненавижу. Мне становится сразу стыдно, противно. Когда кто-то
на кого-то начинает дуться, мы стараемся мгновенно снять напряжение. Конечно,
самый принципиальный человек у нас в семье — мама. А мы все — конформисты, подлаживаемся
под нее, и все. 

+— Вы за городом живете? 

— Сейчас — да. А дети — в городе. 

+— У вас есть дома любимый уголок? 

— Кабинет, где могу сесть, почитать, пописать. Читаю много. 

+— А если отвлечься от интеллектуальных занятий? 

— Очень просто — в какой-то момент сваливаюсь и сплю три дня. Потом начинаю опять
работать. Удобно. Еще поплавать люблю — для этого у меня есть дней десять в году,
когда позволяю себе уехать на море.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное