Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 13.04.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Владимир Зельдин (http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/zeldin/history3.shtml)
Профессия - Дон-Кихот http://www.sem40.ru/ourpeople/famous/14557/

К своему 90-летию замечательный актер Театра Армии Владимир Зельдин написал книгу
Моя профессия - Дон-Кихот, которую очень скоро выпустит в свет одно из московских
издательств. Дав книге такое название, автор метафорически точно выразил свое
жизненное кредо: человеческую позицию, собственные устремления, отношение к людям.




Не будем говорить о книге - заинтересованный читатель прочтет ее, когда она выйдет
в свет. Не будет здесь речи и о творческом вечере, знаменующем памятную дату.
И, прежде всего, потому, что свой юбилей Владимир Зельдин отметил в строю, на
сцене театра - премьерой спектакля Человек из Ламанчи. Впрочем, это, конечно
же, не рядовой спектакль. Он изначально поставлен специально под Зельдина, ибо
задуман как актерский бенефис. Это - мюзикл, в котором артист, перевоплощаясь
из Дон-Кихота в автора пьесы, Сервантеса,
и снова - в Дон Кихота, демонстрирует публике многогранность своего артистического
таланта. Он мастерски создает драматические образы, с присущими ему изяществом
и легкостью танцует, почти нетронутым годами голосом поет. 

Надо сказать, что 2005 год для Владимира Михайловича Зельдина - год двух юбилеев.
Второй юбилей - 60 лет работы на сцене Театра Российской Армии (прежде - Театр
Советской Армии) в Москве, которому он никогда не изменял. Если не считать, конечно,
киносъемок. Впрочем, его кино-карьера началась раньше театральной… 

Владимира Михайловича Зельдина знают и обожают несколько поколений российских
любителей театра и кино. Поистине всенародная известность и слава пришли к нему
еще на заре его туманной юности, когда он снялся в популярном в свое время фильме
Ивана Пырьева Свинарка и пастух (1941 г.). 

А начиналось все, как обычно бывает, со счастливого стечения обстоятельств. 

В 1938 году Владимир Зельдин, выпускник московского театрального училища, устроился
актером в Центральный театр транспорта (теперь - театр Гоголя). Там он играл
артиллериста Николая в пьесе Афиногенова Вторые пути и пограничника Гоглидзе
в спектакле Генеральный консул (по пьесе братьев Тур и Шейнина). В роли грузина-пограничника
и увидел его на сцене ассистент Пырьева. И пригласил на пробы, проча на главную
роль лирического плана. Основная сложность этой роли заключалась в том, что играть
надо было не просто
влюбленного, но - темпераментного, обуреваемого страстями горца, пастуха Мусаиба
Гатуева. 

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но его терзали сомнения. Необычайно
требовательный к себе и к другим режиссер параллельно пробовал на эту роль натуральных
кавказцев. Конкуренты усердно репетировали, а Пырьев, хотя симпатии его были
на стороне Зельдина, никак не мог решить, кому же отдать роль Мусаиба. В конце
концов, он пригласил в просмотровый зал женскую часть съемочной группы и показал
пробы. Представительницы прекрасного пола единодушно предпочли Зельдина. 

За пробами последовали съемки. Для эпизода погони, где горец должен скакать на
коне по извилистой и крутой горной дороге, Зельдину предложили дублера. Но он
отказался, знаменитую сцену сыграл сам. Выяснилось, что он - отличный, вполне
профессиональный наездник, что у него даже есть диплом ворошиловского всадника.
В 1935-м Владимир окончил кавалерийское училище и упражнялся в искусстве верховой
езды в Манеже на Поварской улице. 

Съемки начались в апреле 1941 года, в Кабардино-Балкарии. А в июне - война. Вся
съемочная группа отправилась в Москву, мужчины явились на районные призывные
пункты и их тут же призвали в армию. Сам Пырьев пошел на фронт добровольцем.
А Зельдина послали в танковую школу. 

Но танкистом он так и не стал. Не прошло и месяца, как его и остальных участников
съемок отозвали из военных частей для продолжения съемок необходимого стране
в этот грозный час фильма. Оказалось, что у артистов - своя война. Кадры на сельскохозяйственной
выставке снимали в две смены, нередко - под завывание вражеских бомбежек. Прямо
с Мосфильма люди уходили на фронт. Их провожали до ворот. Многие, занятые в картине
артисты не могли сдержать слез. Пырьев сердился. В самом деле, лента Свинарка
и пастух - светлая,
радостная. Как снимать, если у исполнителей глаза красные? 

Позднее Зельдин снялся и в другом фильме Пырьева - Сказание о земле Сибирской
(1947 г.). И это стало для молодого артиста путевкой в жизнь. Пырьев сумел разглядеть
в даровании этого актера огромный, неистощимый потенциал. И дал ему роль с иным
амплуа. Вместо простого, отрытого до наивности, восторженного пастуха перед зрителем
предстал сконцентрированный на себе интеллигент, со сложным, глубоким и противоречивым
внутренним миром - пианист Борис Оленичев. Зельдин успешно справился и с этой
ролью, после чего
за ним закрепилась слава актера, который может сыграть все. И в самом деле, его
роли в кино чрезвычайно разноплановы: от положительных героев - до отпетых негодяев.
На его счету - более тридцати фильмов. В возрасте 86-ти лет он снялся в картине
Классик (2001 г.). 

Надо сказать, что Зельдин не принадлежит к числу актеров, которые с детства были
отмечены драматической музой. 

Родился он 10 февраля 1915 года в маленьком провинциальном российском городке
Тамбовской губернии под названием Козлов (ныне - Мичуринск). В семье музыкантов.


Его отец окончил Московскую консерваторию. Кроме Владимира в семье было еще трое
детей. И всех учили музыке. Владимир играл на скрипке, на рояле и на трубе. Родители
устраивали в доме музыкальные вечера. Дети пели, читали стихи… 

Он рос в Твери, где семья Зельдиных поселилась в 1919 году. Там, в Твери, отец
создал музыкальную школу. А потом, в 1924 году, они переехали в Москву. Столица
ошеломила девятилетнего мальчика непрекращающимся перестуком копыт (основным
транспортом в те времена были извозчики) под аккомпанемент трамвайных звонков.


В 12 лет Зельдин увлекся балетом. Настолько, что решил поступать в хореографическое
училище Большого театра. Отец категорически возражал. Возможно, именно он повлиял
на исход событий - Володю не приняли по состоянию здоровья. 

В годы его юности самой модной считалась профессия военного. Мечта о балете уступила
место в его душе веяниям времени. Владимир видит себя курсантом военно-морского
училища. Но сбыться и этим стремлениям - не суждено. В 1929-м, когда Владимиру
было 14 лет, умирает его отец. Старинный друг отца, дирижер Николаевский устраивает
ему подработку - в оркестр Высшей пограничной школы, которым он тогда руководил.


Окончив школу, юноша идет на завод учеником слесаря. Однако такой поворот событий
его не удовлетворяет. Как-то раз, гуляя по Москве, он обращает внимание на объявление
о приеме в театральное училище при Театре МОСПС (ныне - театр Моссовета). Не
раздумывая, он решает сделать попытку. Особенно на успех он не рассчитывал и
потому на собеседовании почти не волновался, держался раскованно. И был зачислен
в студенты. Так Зельдин вышел на главную в своей жизни дорогу… 

Еще до войны, все в том же 41-м, когда полным ходом шли съемки фильма Свинарка
и пастух Владимира Зельдина взяли на работу в Театр Красной Армии. Но стоящих
ролей в тот период для него не нашлось. Он играл лишь в эпизодах. Когда наступили
военные времена, театр эвакуировали в Свердловск, а Зельдина уволили - он не
был занят в репертуарных спектаклях. 

В этот театр Зельдин вернулся лишь в 45-м. Теперь уже - навсегда. В те годы театр
возглавлял Алексей Дмитриевич Попов - неординарных способностей артист, уникальный
в своем роде режиссер, хороший педагог. Служить под его началом Зельдин почитал
за особую честь. Его привлекала теплая атмосфера, царившая в этом театральном
коллективе. И при Попове, да и потом, закулисные интриги здесь не поощрялись.


Настоящая карьера Зельдина в Театре Красной Армии началась с того, что его пригласили
на роль Альдемаро в спектакле Учитель танцев (по пьесе Лопе де Вега), который
ставил тогда режиссер Владимир Канцель. Ему предстояло играть человека другой
эпохи, других географических широт, с иным отношением к жизни. Задача - нелегкая.


Премьера спектакля состоялась в 1946 году. И снова - головокружительный успех.
Изящный, аристократичный красавец Альдемаро сразу же покорил публику. Зельдину
удалось совершенно естественно воссоздать образ учителя танцев. На протяжении
нескольких десятилетий он был непревзойденным Альдемаро. И выходил в этой роли
на сцену более тысячи раз. И оставил ее лишь когда ему перевалило за пятьдесят.


Потом было много интересных ролей. Были спектакли драматические, были музыкальные,
в которых артист пел и танцевал. 

Перечислить все его роли может позволить себе лишь монографическое издание. Но
и по сей день Владимир Михайлович считает, что Учитель танцев - его самый большой
сценический успех. 

Впрочем, сегодня у Альдемаро появился, похоже, серьезный конкурент. К роли Дон-Кихота
в пьесе Человек из Ламанчи (постановка Юлия Гусмана) Зельдин относится с особым
пристрастием, утверждая, что это - необычайно современный и своевременный спектакль.


Рыцарь по натуре, Зельдин легко и естественно входит в жизнь средневекового персонажа.
И не только потому, что он - талантлив и способен сыграть все. Но и потому, что
находит с этим героем духовное родство. Ведь главные черты Дон-Кихота - истинное
благородство, готовность защитить других, прийти на помощь, пусть даже себе в
ущерб. Таков и сам Владимир Михайлович. 

Он и в молодости был как будто бы «не от мира сего». Меньше всего его занимали
мелочи быта. Коллеги по театру рассказывают, что в послевоенные годы актерам
раздали маленькие участочки под Москвой. Все огородничали, сажали картошку, морковь.
Время было голодное. И только Зельдин приезжал на дачу элегантный, в светлом
плаще, и просто любовался природой или поливал зеленую травку и цветы. 

- Если бы у меня были деньги, - говорит артист, - Я построил бы детские дома,
помог бы старикам, пенсионерам… 

Приведем здесь и такой весьма красноречивый факт. Будучи председателем профсоюзной
организации театра, многим артистам он выбил хорошие квартиры. А сам (с его-то
известностью!) до женитьбы вообще жил в гримерной. Затем (довольно долго) скитался
по гостиницам и только потом, благодаря чьим-то хлопотам, получил крохотную двухкомнатную
малометражку. Там и живет до сих пор. 

- Я погружен в этот материал, - признается Владимир Михайлович, говоря о Дон-Кихоте,
- живу в его мире, его отношением к жизни, к человеку. Более того, все события,
которые вокруг происходят - и негативные и позитивные - я рассматриваю через
призму Дон-Кихота. Мой герой произносит такие слова: Не называй своим ничего,
кроме своей души. Или еще: Люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь
стать. Станет все то, что жалко отдать, обузою на пути. Помочь торопись человеку,
Рыцарь Прямых Дорог!. С этими
словами я обращаюсь в зал и знаю, что в наше жестокое время они нужны современной
аудитории, людям, которые запутались в самых элементарных человеческих понятиях
- честь, долг, совесть, порядочность... Я не выступаю на собраниях и не участвую
в митингах. То, что меня действительно волнует, я в этом спектакле произношу
со сцены. Мне очень легко все это произносить - искренне, с темпераментом, с
сердцем. Я надеюсь, что, покидая театр, люди начинают рассуждать, размышлять
над 
 тем, как жить нам сегодня… 

Спектакль Человек из Ламанчи говорит, как написал о нем один из критиков в своей
рецензии, о человечности, доброте и красоте, он говорит о любви, о милосердии.
То есть обо всем, что близко сердцу Владимира Михайловича Зельдина. 

- Главное в жизни - доброта, сострадание, любовь, - продолжает он. - Мне кажется,
это обязательно нужно в себе сохранить… Настоящее счастье - это возможность сделать
другому человеку добро и увидеть его улыбку. Жизнь дана не для того, чтобы обратиться
в камень, а для того, чтобы созидать, сострадать, понять боль другого человека
как свою боль. Вот что главное в человеческой жизни… 

Премьерный прогон спектакля Человек из Ламанчи состоялся в декабре 2004 года.
Теперь уже совершенно ясно - он состоялся. А Зельдин уже устремлен к покорению
новых вершин, начинает работать над предложенной ему ролью фельдмаршала Кутузова…

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное