Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Константин Бронзит (http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/bronzit/interview1.shtml)
Константин Бронзит — имя в мировой анимации http://www.aif.ru/online/spb/605/07
Я горжусь, что выполнил свою программу, хотя вспоминаю ироничные строчки любимого
Виктора Цоя: «Кто в 17 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в
спецшколе. Тот, у кого есть четкий жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то
другом». Но я уже в школе знал, чего хочу. Профессия меня избрала, а не я ее.
В Санкт-Петербурге живет и работает на студии «Мельница» режиссер Константин
Бронзит, один из лучших аниматоров мира.
Свидетельство тому — два Гран-при на фестивалях во французском городе Анси, который
называют Канном для анимации. В России новые отечественные мультфильмы увидеть
практически невозможно, но вот недавно на широкий экран вышел «героический блокбастер»
Бронзита «Алеша Попович и Тугарин Змей», который уже побил в прокате все рекорды.
^Голливуд делает деньги, а мы кино
+— Константин, когда же ваши мультики можно будет увидеть по телевизору, купить
на кассетах?
— Отвечая на этот вопрос, я всегда смахиваю слезу: «После смерти» (улыбается).
Но вот в «Алешу Поповича» бонусом вошли «Божество» и «Крепкий орешек», так что
массовый зритель сможет увидеть. Маленькая победа! Что же касается ТВ, то все
постсоветские фильмы принадлежат частным продюсерам, им надо платить. Зачем заморачиваться,
легче в очередной раз дать в эфир «Ну, погоди!», за который давно заплатило государство.
Или прокрутить приобретенный за копейки старый диснеевский сериал.
+— А как оценивают российскую анимацию за рубежом?
— Очень уважают. Авторские фильмы практически не остаются без наград на фестивалях.
Только анимации в России сейчас делается очень мало.
+— Поэтому один из своих фильмов вы делали во Франции?
— В 1995 году я, будучи еще совершенно неизвестным, получил свой первый Гран-при
в Анси за фильм «Switchcraft». После этого студия «Фолимаж» прислала мне приглашение
поучаствовать в конкурсе проектов молодых режиссеров. Со всей Европы собирают
50–70 заявок, а выбирают две. Дают режиссеру деньги на производство картины и
жизнь во Франции. А у меня уже с полгода валялся сценарий «На краю земли», ну,
думаю, чем черт не шутит — послал. За год мы с женой — она тоже аниматор — сделали
эту 8-минутную картину. Французы
помогали в технических вопросах.
+— Знаю, что фильм получил более семидесяти призов. Но, как выясняется, для работы
в России все это не так уж существенно. Награды — это моральная поддержка?
— Часто и материальная. Главное — они создали мне имя в анимации, это означает
интересные — в том числе и коммерчески — предложения со всего мира. Их сыплется
столько, что приходится отказывать и позволить себе такую роскошь, как выбор.
Не так давно на «Мельнице» мы сделали два любопытных фильма для американцев,
«оживили» детские книжки. Это большой проект в Америке, у нас ничего подобного
нет.
+— Наша анимация, как и все кино, равняется на Голливуд?
— Мы неизбежно сравниваем себя с Голливудом, потому что больше не с кем. Голливуд
— это вал, они делают больше всех, разнообразнее всех по технологиям, но они
лидируют в области коммерческого кино, а в авторском у них провал. У них задачи
другие, они делают деньги, а мы кино.
+— Слышатся упреки, что в «Алеше Поповиче» говорящий конь напоминает говорящего
осла из американского «Шрека».
— Упрекают, что мы украли «говорящее парнокопытное»! Это очень обидно. Если бы
люди знали, как делался наш фильм: в диком цейтноте, за год. А в Голливуде могут
себе позволить только на сценарий потратить год, а потом еще года четыре на его
воплощение. У нас даже слово «Шрек» не было произнесено ни разу, никому в голову
не успело прийти, что, мол, увлеклись, действительно стали похожи.
Радует, что «Алеша» пробился в конкурс полнометражного кино в Анси: из 700 европейских
заявок отобрано четыре фильма.
^Художник вдыхает душу в героя
+— Раньше говорили «мультипликация», теперь «анимация». В чем разница?
— «Мультипликация» от латинского «мультус» — «много, многочисленный», что подчеркивает
механическое размножение картинок. «Анимация» от латинского «анима» — дух, душа,
это мне ближе, ведь художник вдыхает душу в свой персонаж. Даже в сухой падающий
лист, как говорил мой учитель Федор Савельевич Хитрук.
+— Как делаются мультики? Где-то я читала, что в «Белоснежке» сначала сняли на
пленку артистов, а потом их просто «обрисовали»?
— Есть такая техника, она называется «эклер» или «ротоскоп». Так сделан, кстати,
«Аленький цветочек» и многие другие любимые зрителями картины «Союзмультфильма».
Такая анимация под силу любому, не обязательно быть художником. Нам, профессионалам,
тошно на это смотреть, это синтетика, а не искусство. В той же «Белоснежке» честная
анимация — это гномы, поэтому они такие живые, с ними происходят интересные метаморфозы.
А человеческие персонажи — плавные и нудноватые.
+— Но диалоги героев обязательно озвучиваются до фильма?
— Конечно, потому что текст расписывается по кадрикам, к примеру, в тридцатом
у героя рот раскрыт на букве «а», а в тридцать первом закрыт на букве «м». Иначе
произойдет непопадание — герой кричит, а рот закрыт.
^Со второго класса я знал, чего хочу
+— Как вы стали аниматором?
— Еще классе во втором кто-то мне показал прикол с блокнотиком: если его быстро-быстро
листать, нарисованная фигурка движется. И я как безумный изрисовывал десятки
таких блокнотиков. Когда заканчивал художественную школу, стал выяснять, где
«этому» учат. Оказалось, что только во ВГИКе, и то — на «художников-постановщиков
анимационного кино». Хватило интуиции понять, что мне не это нужно, я хочу создавать
кино в целом, то есть все-таки пойти в режиссуру. Значит, надо было поступать
на Высшие режиссерские курсы,
но туда принимали только с высшим образованием. Тогда я составил себе программу:
получить «корочку», но уже вовлечься в профессию — поступил на вечернее отделение
Мухинского училища и устроился на «Леннаучфильм», где был цех мультипликации,
но поначалу — кладовщиком. После армии повезло, взяли мультипликатором. Ну а
потом была учеба на Высших курсах у Хитрука. Я горжусь, что выполнил свою программу,
хотя вспоминаю ироничные строчки любимого Виктора Цоя: «Кто в 17 лет уб
ежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе. Тот, у кого есть
четкий жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом». Но я уже в школе
знал, чего хочу. Профессия меня избрала, а не я ее.
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.