[svoboda] В Воронежской области установили памятник фашистским оккупантам?
Всем здравствуйте!
В жиденьком скверике странное сооружение: нечто с пером. Надпись на медной
табличке: <От трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему
братского сотрудничества> (что-то вроде <Через тернии к звездам>), на другой
стороне она дублирована по-итальянски.
- Это шляпа, гордость альпийского корпуса, часть военной формы итальянцев,
которые в 1942 году оккупировали Россошь, - говорит Николай Савченко, член
инициативной группы за снос шляпы. - А у меня в руках - каска бойца Красной
Армии, пробитая итальянским снайпером и найденная поисковиками. Получается,
это памятник тому снайперу... и нашему предательству.
Вместо звезды на каске входное отверстие от пули.
ПРЕДЫСТОРИЯ
В войну итальянцы стояли на правом берегу Дона: от Белогорья Павловского
района Воронежской области до станицы Вешенской Ростовской области.
Считается, что Муссолини посылал войска на Кавказ, но Гитлер все переиграл,
и союзники оказались здесь, в краю станиц и казаков. Итальянцы стояли и
охраняли занятые вермахтом земли: отстреливались от красноармейцев через
Дон.
Оккупация длилась полгода: в январе 1943-го врага вышибли с территории
Воронежской области, и оборванные итальянцы триста километров драпали до
Харькова, откуда вернулись в Италию. Этот путь отступления известен у них
как <героический прорыв> и tragica ritirata, то есть трагическое
отступление: огромная часть итальянцев попала в плен или навсегда сгинула в
русских снегах. В нашей истории этот эпизод известен как
Острогожско-Россошанская операция.
Итальянцы вернулись сюда в 1988-м. В рамках демократизации и гласности в
райцентр Россошь приехал итальянский писатель и брал у казаков интервью: как
они относятся к бывшим оккупантам? В России в ту пору любили иностранцев...
В Россошь поехали туристы и родственники погибших. Искали смертные медальоны
(их продавали по селам), многие хотели пешком пройти по пути отступления
своей армии. Проводились встречи ветеранов, в 90-м году на братской могиле
итальянцев установили памятник (крест с картой Италии). Область не
рекомендовала, но советская власть уже дышала на ладан...
В 91-м Национальная ассоциация альпийских стрелков (общественная
организация, объединяющая ветеранов) решила подарить Россоши детский садик.
Строили на пожертвования, деньги собирали по всей Италии, сами возили тачки
с цементом. Сад вышел чудесный: с солярием и бассейном, больше похожий на
средиземноморский отель.
Но есть пара деталей. Сад построили на том самом месте, где в войну
располагался штаб оккупантов. И стройка закончилась в 1993 году, то есть
аккурат к 50-летию <героического прорыва>. А потом появилась шляпа.
СКАНДАЛЬНЫЙ МАРШ
Николай Савченко показывает фотографии с торжественного открытия памятника в
2003-м.
- Построились: в своей военной форме зеленой, с барабанами и флажками
дивизий, которые воевали на Восточном фронте, в медалях. Под военный оркестр
промаршировали по Россоши от садика до сквера Кирова - слава богу, недалеко,
- там стояли и отдавали честь шляпе. Возложили к ней траурные венки... Нам
теперь заливают, что шляпа - не памятник оккупантам, а памятный знак в честь
десятилетия садика. Да каким же наивным нужно быть...
Кстати, на церемонии присутствовал военный атташе посольства Италии в России
генерал Джильо.
- А ветераны, - спрашиваю я, - как они ко всему этому отнеслись?
- А ветеранов, - отвечает Николай Савченко, - на церемонию не пустили: все
было оцеплено. А один дедушка, Николай Павлович Зеленский, плакал на
лавочке: когда он был маленький, итальянцы в селе Терновка на его глазах
заживо закопали учительницу. Дали ей лопату, согнали жителей смотреть, а
потом засыпали вместе с пятилетней дочкой. Мать зажимала Николаю Павловичу
рот, чтобы не кричал...
На фотографиях глупо и счастливо улыбаются тогдашний мэр и тогдашний глава
района: президент Ассоциации альпийских стрелков вручает им почетные
знаки...
Теперь сторонники шляпы ядовито спрашивают Савченко и его сподвижников: где
же они были десять лет, спали?
Общественник машет руками от возмущения:
- Три года, с 2004-го по 2007-й, мы бились с городскими властями: просили
разрешить нам поставить возле шляпы фонтан Победы и тем как-то
уравновесить... У нас ветераны каждое 9 Мая стояли в пикетах: <Позор тем,
кто унижает защитников Отечества!> Вдумайтесь: мы упрашивали разрешить нам
сделать городу подарок...
<Мы> - это группа россошанских предпринимателей. Да, борцы со шляпой -
совсем не маргиналы (сам Савченко - глава кровельной фирмы, успешно
работающей в Москве и Санкт-Петербурге).
Сохранились сюжеты местной телекомпании семилетней давности: деды в медалях
плачут и говорят чиновникам: <Тем, кто пришел на нашу землю, памятники
ставят легко и просто. А нам нужно доказывать свое право...>
Ветераны в этой истории вообще много плачут.
Любопытно, что на словах чиновники все понимали. Сподвижник Савченко
рассказывает, как поймал в коридоре администрации начальницу по культуре:
<Как же там ставить фонтан Победы? - изумилась женщина. - Там же шляпа! Ее
же тогда надо убирать?!>
КАК ДЯДЕ КОЛЕ ОТОРВАЛО НОГУ
Евдокия Васильевна Адонкина - санинструктор 1-го батальона 412-го
стрелкового полка 68-й стрелковой дивизии. Дусю забрали на фронт со второго
курса медучилища, и в 1942 году она таскала под Россошью раненых: наши то
отбивали у итальянцев какой-нибудь донской островок, то снова отступали.
Пожилая женщина утирает слезы и повторяет:
- Они к нам пришли, стреляли в нас, убивали нас, а я их теперь должна чаем
поить... Должна чаем поить...
Семья Евдокии Васильевны - ее родители и младшая сестра Анастасия -
оказалась на оккупированном берегу, семья ее невестки Любы - на нашем, и
теперь женщины наперебой делятся впечатлениями. Как итальянцы с высокого
берега Дона стреляли по нашим огородам, не давали собрать помидоры, как
снайпер ранил бабушку, как итальянец пытался зарезать финкой мать, как дяде
Коле оторвало ногу...
Присутствующий на встрече Савченко сейчас же говорит, что у его отца тоже не
было руки по локоть, а вообще огромное число россошанских подростков
подорвалось на итальянских гранатах, будто нарочно разбросанных по полям.
Яркие, голубые, красные, они казались игрушками...
- Митьку-то помнишь, Дусь? Мать итальянцы снасильничали, так его всю жизнь
итальянцем и звали... А как пленный к нам зашел? Мать ему ноги перевязала: у
них ноги трескались от холода до мяса, а он в сенях на нее бросился...
Ветеран войны Евдокия Васильевна Адонкина дала юристу инициативной группы
доверенность, чтобы тот подал от ее имени в суд на снос шляпы.
Всего доверенности дали уже три ветерана.
ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ ПОБЕДИЛ ГАГАРИН
- Мы не против итальянцев, - говорит главный редактор газеты <Россошь>
Виталий Климов. - Никто не видел беды в их паломничестве. Но в 2011-м они
начали распространять листовки! <Наши несчастные мальчики были отправлены на
фронт без их воли>, <россияне, встречавшие на пути своего отступления
альпийских военнослужащих, не сталкивались с их агрессией>...
Последнее - это что-то вроде: <Во Второй мировой войне победил Юрий Гагарин>
- абсурд, полное извращение фактов.
Но возмутила коллег фраза: <Мы собрались в России не только для воспоминаний
о наших дорогих друзьях - мы также пришли воздать им почести>.
Какие еще оккупантам почести?!
Это, выходит, начали с садика, а закончили почестями?
И заметьте, никаких извинений, никакого покаянного: <Мы пришли на вашу землю
с мечом...>
- Ведут они себя вызывающе, - говорит местный поисковик Андрей Донцов. -
Ходят по городу в тех самых шляпах. Однажды выпили в гостинице, начали петь
свои марши. Наши казаки пошли в другую комнату, надели военные плащи, взяли
баян... как вдарили <День Победы>! Итальянцы - хозяину гостиницы: <У вас
будут проблемы на международном уровне>. А хозяин - наш казацкий атаман...
Звонили ему потом из администрации, он сказал: <Хотят принести мне извинения
- знают, где меня найти>. Еще нам <День Победы> не петь...
О том, какие итальянцы были <мирные> и <неагрессивные>, Андрей Донцов знает
не понаслышке: только за последние четыре года поисковики подняли из земли
полторы тысячи красноармейцев. Все они убиты из итальянского оружия и
итальянскими боеприпасами.
МУЗЕЙ ВРАЖЕСКОЙ СЛАВЫ
Администрация Россоши полностью устранилась от участия в скандале. Случилось
это после того, как несколько месяцев назад в кабинете мэра прошла встреча
инициативной группы с итальянской делегацией.
Альпийцы объявили, что хотели бы отметить двадцатилетие садика (в сентябре
2013 года. - Ред.) так же, как десятилетие (то есть с маршем, оркестром,
штандартами), а главный редактор Климов достал из кармана значок
фашиста-добровольца, найденный поисковиками, и тыкал гостям: <Как же вы
говорите, что ваши мальчики приехали сюда по приказу и ни в чем не
виноваты?>
- С кем надо встретиться, - сказала мне замглавы Вера Попова, - так это с
краеведом, директором музея Алимом Яковлевичем Морозовым. Он у нас идеолог
дружбы с итальянцами...
Фамилию Морозова я к этому времени уже слышала. Это он в 80-е годы по
заданию горкома начал <взаимодействовать> с итальянцами, он пробивал идею
садика, и он получил в этом садике обширный подвал.
То есть фактически краеведческий музей в Россоши построен итальянцами:
неудивительно, что один из двух исторических залов в нем полностью посвящен
оккупантам.
Вернее, даже не так: об оккупации там ни слова. Половина экспозиции - о
строительстве детского садика, половина - о трагической <ритирате>, и я не
случайно написала именно так: надписи в этом зале не дублируются по-русски.
Они вообще сделаны не для нас...
Книга Морозова, которую я прочитала за ночь в гостинице, здорово пошатнула
мои представления о добре и зле.
Итальянцы у пережившего оккупацию краеведа - просто зайки: добрые и
великодушные, они сразу подружились с нашим населением, маленький Алим
Яковлевич носил им хлебушек, бабушка Алима Яковлевича подстерегала
оккупантов в сенях, чтобы в шутку сказать <гав-гав>...
Зато в самом дурном и неприглядном свете выставлен советский офицер,
кричавший россошанцам: <Что, немецкие подстилки, освободителям не рады?!>
Признаюсь, я шла на встречу с содроганием. Люди рассказали, что краевед
Морозов предлагал ставить памятник альпийцам даже не в виде шляпы, а прямо в
виде итальянского солдата с девочкой на руках.
ИДЕОЛОГ
Алим Яковлевич Морозов - крепкий и улыбчивый старик восьмидесяти двух лет.
Пока мы ждали его в музее, успели переругаться с итальянской переводчицей
Джаной.
- Это не фашистская шляпа! - с сильным акцентом кричала она. - У
фашистов-чернорубашечников форма была другая! И не было никакого марша на
открытии памятника: прошли гражданские, не в форме, не со штандартами!
- Джана, - объясняла я, - это же казуистика. В Германии тоже не все солдаты
были партийными, но мы зовем их фашистами. Ходить по Россоши строем было
бестактно! Ну не готовы ветераны принять потомков оккупантов в этих шляпах!
Ветераны плачут!!!
- Значит, вам надо объяснить им!!!
- Нет, это вашим надо ходить без шляп!!!
Тут в музей ввалились два десятка итальянцев (в шляпах, а как же):
экскурсия, и с ней Морозов.
- Итальянцы очень отличались от немецких оккупантов в лучшую сторону, - со
смехом рассказывает Алим Яковлевич. - Немцы отнимали продовольствие -
итальянцы меняли. Немцы выгоняли людей из квартир - итальянцы селились
вместе с хозяевами. Когда немец выходил на улицу, улица пустела, когда
выходил итальянец, через час вокруг него - целый базар...
Переводчица переводит. Итальянцам очень нравится.
Наконец мы одни.
- Алим Яковлевич, ваши воспоминания разительно отличаются от воспоминаний
других ветеранов. Как же закопанные заживо...
- Это неправда.
- Как неправда? Люди мне лгут?
- Да! Преувеличивают в угоду тем силам, которые организовали пиар. Все это
делается под выборы: Климов ведь идет в депутаты...
Признаться, я ожидала чего-то подобного.
А Морозов продолжал: перед отступлением из Россоши итальянцы отдали приказ
расстрелять тридцать человек, но расстреливали наши полицаи. В Поповке
комсомольцев и коммунистов загнали в сарай и подожгли - снова полицаи. В
совхозе Началово восемьдесят шесть человек расстреляли, детей закопали
заживо, но произошло это до итальянцев...
- Алим Яковлевич, - я была потрясена, - а почему всего этого нет в вашем
музее? Это же гораздо важнее, чем рассказывать: итальянцы - славные ребята.
У вас же не музей славы оккупантов...
- Понимаете, - задумался Морозов, - надо думать о будущем. Не надо
обращаться в прошлое и культивировать ненависть. Если установились хорошие
отношения с Италией, зачем разрушать...
- Алим Яковлевич, - удивилась я. - Италия вообще-то страна НАТО.
Кто живет в наших казармах в Литве? Альпийцы, итальянцы! Может быть, не надо
уж так обелять?..
Морозов внезапно рассвирепел:
- Мы тоже много кого оккупировали, и в Афганистан входили, и в Прибалтику!
Не можем привести в порядок свою огромную территорию, а туда же...
Я слышу свой голос со стороны:
- Алим Яковлевич, а это ведь реваншизм. Такие вещи ведут к пересмотру итогов
Великой Отечественной...
Морозов внезапно успокаивается:
- А их и надо пересматривать.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Ситуация нездоровая
Сейчас, когда мы публикуем этот материал, выборы состоялись, кандидат
Виталий Климов стал депутатом районного совета от <Справедливой России>.
Будет ли шляпа интересна кому-нибудь теперь, узнаем: злые языки называют
предводителя инициативной группы за снос пустозвоном - якобы Савченко уже
обещал столичным журналистам восстановить местную школу Черткова (еще один
памятник) и палец о палец не ударил.
Выборы такие выборы...
Но и обстановка в местном музее показалась мне нездоровой. Идеолога
контактов с итальянцами Морозова точно не назовешь патриотом: чему же он
может научить подрастающее поколение? Тому, что оккупанты бывают хорошими?
Алим Яковлевич - идейный либерал, застывший в своих воззрениях где-то в
начале 90-х, когда у России не было врагов, а Зою Космодемьянскую крестьяне
выдали фрицам за то, что она поджигала жилые дома, и он, конечно, не
изменится...
А так, конечно, в Россоши всех все устраивает. Итальянцы оставляют в городе
деньги: я была здесь дважды и оба раза не могла поселиться в гостиницу: <У
нас большая итальянская делегация>.
Бизнес цветет, а ветераны...
А что ветераны...
А В ЭТО ВРЕМЯ
Они таки прошли по улицам Россоши. 500 потомков оккупантов приехали в город,
чтобы почтить героев <героической ритираты> и 20-летие с момента завершения
строительства детского садика - дату, что и говорить, знаменательную.
На этот раз обошлись без маршей в шляпах с перьями. Ограничились
торжественной линейкой у входа в садик, подъемом флага ветеранской
организации альпийских стрелков и поминальной мессой по погибшим предкам. А
в завершение итальянцы проехались по <местам боевой славы> альпийских
стрелков.
<Комсомольская правда>