Александр Порфирьевич Бородин, внебрачный сын грузинского князя Гедианова, записанный
при рождении как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина, обладал удивительным
сочетанием двух талантов - музыканта и ученого. Александр Порфирьевич занимался
еще и педагогической деятельностью, он был одним из организаторов и педагогов
первых в России Женских врачебных курсов. Это был тот редкий случай, когда коллеги
ученые удивлялись, почему талантливый химик растрачивает силы на "музыкальные
пустяки", а музыканты сетовали, что гениальный музыкант отвлекается на "ненужную
науку". Свой главный труд - оперу "Князь Игорь" - Бородин писал в течение 18
лет, но так и не успел завершить. Римский-Корсаков много раз пытался подтолкнуть
Бородина к более активной работе над "Князем Игорем", постоянно интересовался,
как продвигается опера.
- Александр Порфирьевич, написали ли вы? - спрашивал Римский-Корсаков.
- Написал, - отвечал Бородин, но оказывалось, что он написал множество писем
о развитии женского образования в России.
- Александр Порфирьевич, переложили ли вы, наконец, такой-то нумер?
- Переложил, - отвечал Бородин совершенно серьезно.
- Ну, слава Богу, наконец-то!
- Я переложил его с фортепьяно на стол, - так же серьезно и спокойно отвечал
Бородин.
Казалось, что судьбой отпущено много лет, и все удастся сделать. Увы, Бородин,
казавшийся физически крепким и здоровым, скончался внезапно: на костюмированном
вечере он веселился вместе с гостями, шутил и смешил всех, - и вдруг прислонился
к стене и упал замертво. Не выдержало сердце.