В 1913 году Матюшин, Крученых и Малевич, собравшись вместе, задумали создать
оперу "Победа над солнцем", которая смогла бы взорвать "оплот художественной
чахлости - русский театр". Они объявили себя "Первым всероссийским съездом футуристов"
и выпустили манифест, немедленно опубликованный во многих петербургских газетах.
Герои оперы - два Силача - Будетлянина сбрасывали с небес Солнце, олицетворявшее
традиционное представление о красоте. Декорации и костюмы, выполненные Малевичем,
напоминали ожившие кубические картины. Впечатление усиливалось освещением - лучи
цветных прожекторов выхватывали из полной темноты то одну, то другую часть картонных
фигур. Однако успех оперы имел скандальный характер, на премьере аплодировала
лишь малая часть публики, остальные - смеялись и свистели.
Из эскизов к "Победе над солнцем" вырос знаменитый "Черный квадрат", ставший
символом нового направления в искусстве, названного Малевичем "супрематизмом".
Малевич считал, что абстрактное искусство откроет путь к духовному очищению масс.
Однако в стране победившего пролетариата официальным искусством был признан реализм,
и не простой, а социалистический. Любая попытка эксперимента, любое новаторское
произведение встречало обвинение в формализме. Как и многие другие авангардисты,
Малевич, задавленный бюрократической машиной, начал в 30-е годы писать реалистические
портреты. Но истории он все равно остался создателем супрематизма.
Когда 1935 году Малевич умер, его хоронили с музыкой в супрематическом гробу,
выполненном по рисункам покойника. На капоте грузовика, везшего гроб, был нарисован
черный квадрат. Любопытствующая публика заполонила Невский, и в публике говорили:
"Наверное, иностранец!"