Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Канн 2010. Итоги


Канн 2010. Итоги
2010-05-24 14:45

Канн 2010. ИтогиИтоги предсказуемые: наши не получили ничего (Михалков с "Предстоянием" и Лозница с фильмом "Счастье мое"), Пальмовую Ветвь получил вознесенный до небес еще перед фестивалем тайский режиссер Амичатпонг Веерасетхакул, фильм "Дядюшка Бунми, который мог вспоминать свои прошлые жизни", за режиссуру получил один из французов – зря их, что ли, так много в конкурсе – Матье Амальрик с "Турне", Гран-при – другой француз, зря их, что ли, так много в конкурсе! – Ксавье Бовуа с фильмом "Боги и люди".

Актерские премии получили  Хавьер Бардем, фильм Алехандро Гонзалеса Иньяритту "Красата" и Жюльетт Бинош, фильм Аббаса Киарастани "Заверенная копия", они  давно уже стояли в очередь за Пальмовыми Ветвями, ибо все прочие международные и национальные кинонаграды у них уже есть, так что тоже ничего удивительного, тем более, что организаторы фестиваля предусмотрительно украсили главный фестивальный постер портретом Бинош, таким образом жюри заранее знало, на кого надо обратить особое внимание.

Так что сюрпризом можно назвать лишь появление второй премии за лучшую мужскую роль – значит, итальянец  Элио Джермано (из фильма Даниэло Лукетти "Наша жизнь") действительно чем-то поразил жюри.

В прошлом году на Каннский фестиваль сетовали из-за засилья в конкурсе режиссеров-тяжеловесов, мол, они не дают прохода молодым и новым.
В этом году сетования имеют другую тональность: скучно, неярко.


Великие режиссеры отдыхают после вчерашнего,  а скорей всего – снимают новые фильмы. И хотя в конкурсе присутствовали вполне звучные имена – Такеши Китано, наш Никита Михалков, Алехандро Гонзалес Иньяритту, таких бурных ожиданий и надежд, как в прошлом году, афиша фестиваля не вызывала. Когда было все равно, что получит Тарантино, но ясно, что это будет бомба. Или Ханнеке. И Альмодовар. И Триер.
Все эти фильмы хотелось смотреть не по долгу службы, не для ознакомления с текущим кинопроцессом, а из реального интереса к персонам и творческим методам.

Теперь на повестку дня крупным планом вынесена персона тайского режиссера Амичатпонга Веерасетхакула с пояснением: такой творческий метод теперь носят. Это модно. Это круто. Это хорошо.

Председатель жюри Тим Бертон с воодушевлением восклицал: "Я не видел ничего подобного прежде, никогда не встречался с подобным типом фантазии".
Может быть, влекомый по жизни мрачной готикой Бертон такого и не встречал – ясное дело, по складу характера и темперамента он всю жизнь смотрел другие фильмы, а здесь, в качестве председателя жюри Каннского фестиваля пришлось смотреть всякое разное, вот ему и в новинку! Однако объявлять то, как и что снимает и показывает Веерасетхакул, новостью и неожиданностью, по меньшей мере странно.
Не странно, правда, именно сейчас. После нескольких лет засилья насилья – каламбур! – на экранах, и мейнстримных, и артхаусных. А тут – все происходит медленно и неправильно, духи, джунгли, кадр длится пять минут, негромкие слова, неотчетливые жесты, даже мистика такая … неагрессивная. Такая органичная, простая и естественная… И зелень, пальмы, трава, зелень, много зелени, столь приятной для глаз и умиротворяющей психику.

Может быть, это такой полный разворот кругом – мировое кино обращается к другим сторонам души, к другим чувствам, эмоциям, к другому складу личности и мировоззрению. Но, ребята, так это не мировое кино, а мировые кинозаправилы направили свой благосклонный взгляд на этот раз в эту сторону, которая существовала всегда, и в этом стиле существует целый кинематограф…
Конечно, Веерасетхакул поражает в современном мире полной отгороженностью от болевых вопросов современности. Скорей всего, именно сейчас приз ему дали именно за это. В то время, когда все новостийные программы мира переполнены кадрами кровопролитных сражений, происходящих в столице Таиланда, уж кто там прав, кто виноват, история рассудит, но, вероятно, всякая борьба идей, труда и капитала, военных и спецслужб, города и деревни – вероятно, там присутствует, кровь рекой не льется просто так – а Амичатпонг Веерасетхакул снимает кино про "Дядюшку Бунми, который мог вспоминать свои прошлые жизни" - кино, так сказать, о поисках духов… (Вон, в Китае целая литература существует такого рода – о встречах с духами, с душами умерших, с животными – покровителями рода – и проч… ) И, может быть, это медитативное обращение к традиции действительно в сложившихся условиях более уместно, чем воевать с кинокамерой на чьей-то стороне, раскачивая лодку?

Вообще, в фильмах Амичатпонга Веерасетхакула нет противостояния противоположностей, есть взаимопроникновение. Современность и традиционность не воюют, а вплавляются друг в друга.
Вот монахи буддистские (фильм "Синдромы и столетие"). Пришли в поликлинику. Лечиться современными методами. Но принесли в качестве подношений врачу свои заговоренные травы. И врач с готовностью взяла их, да еще и повела монаха воздействовать на коллегу – тот не возвращает долг, пусть монах пуганет его по своей части, глядишь, он и отдаст. А другой монах в зубном кабинете, под сверлом дантиста начинает делиться своими мечтами – стать диджеем, потому что больше всего любит американскую поп-музыку. Но все это замечательно сосуществует, а не вытесняется одно – другим. В фильмах тайского режиссера, по крайней мере.
Так что его медитативный фильм, а теперь – и награда за него! – может быть, является таким – непрямым, магическим воздействием и на непростую и жесткую ситуацию в Таиланде, да и во всем мире?

Во всяком случае, Веерасетхакул посвятил свой успех, свою награду своей стране. Вдруг бабочка прилетела, крылышками помахала, стало море потухать – и потухло… Если бы так!

Канн 2010. Итоги




киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


В избранное