Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фильмы войны: Битва за Москву


Фильмы войны: Битва за Москву
2010-05-08 21:48

"Битва за Москву" Юрия Озерова, 1985 год. Все его видели сто раз, Михаил Ульянов – Георгий Жуков – вообще слились в один образ (хотя впервые Ульянов сыграл Жукова и не здесь), эта монументальность – как будто миллион факторов за то, чтобы фильм не пересматривать. Но можно и пересмотреть.
Тут дана официальная точка зрения на события и – такие, как есть, официальные, не сакральные и конспирологические – ответы на эти вопросы первых месяцев войны: - Как такое могло случиться? И: - Доколе?

Интересно выглядит и то, как официальная версия отвечает на вопрос: - Кто виноват? Мы теперь поднаторели в распознавании информационных "наездов": как журналисты, тележурналисты или киносценаристы-режиссеры дают нам понять, не называя в лоб, кто прав, кто виноват, кто хорош, кто плох. Ну, на бумаге достаточно сказать "так называемый…" - и сразу становится ясно, что этому "так называемому" руки подавать не стоит.
Так вот, в фильме "Битва за Москву" все исторические персонажи – Сталин,  генералы, командиры, разведчики, политики, дипломаты, солдаты, гражданские лица  и даже немцы даны вполне нейтрально, без особого нажима.

Исключения составляет некий член генералитета Павлов. Его играет Александр Филиппенко. Только что в том же году, с этим огромным лысым черепом и глубоко запавшими глазами он сыграл Смерть в фильме "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты". А здесь, помимо этих выдающихся выразительных средств, ему еще приклеили абсолютно гитлеровские усики. И говорит он все свои вредные суждения таким многозначительным тоном, и глаза закатывает так напыщенно, что ты, знать не зная, кто такой Павлов этот, понимаешь: это он, он виноват, что с авиацией в предвоенный период в приграничной зоне так прокололись… А он не унимается! И снова дает какие-то плохие советы!


Кроме Павлова этого никого не подставили, а ответы дали такие: не стали заранее готовить в приграничных областях рубежей обороны, которых потом нам так не хватало во время отступления, буквально уцепиться было не за что, вот и отступали так быстро, - а не стали их строить потому, что Сталин сказал: это будут уже нескрываемые приготовления к войне, это будет фактическое объявление войны, которой еще можно избежать. Или хотя бы оттянуть на год. Ошибся. Но не отрекался от ошибки: говорил, если был хоть один шанс избежать или хотя бы оттянуть, надо было его использовать.

Поговорили в фильме, не сильно углубляясь, и про донесения многочисленные и разведчиков-штирлицев, и перебежчиков рядовых о конкретных датах начала войны, и о командирах, репрессированных перед самой войной. И об информационной спец-операции – мега-дезинформации, запущенной фашистами на нашу сторону перед началом войны, насчет того, что в ближайшее время они будут воевать с Великобританией, а не с СССР… В общем, много всего. С разных сторон, разного уровня всякой информации много. Вот вы посмотрите – а попробуйте, посмотрите фильм целиком, как сейчас нас научили – все серии в один день. Окунитесь во всю эту информацию, поваритесь в ней. Это ведь не вся информация, это ее рассекреченная часть, да и просто – популярная, то есть – доступная для понимания не специалиста, а рядового гражданина. А многие из нас даже не рядовые граждане, а имеют опыт командования. Ну, своей фирмой, скажем. Какой-то командой. Может, заводом? Или – больницей, школой? Можно сопоставить качество и количество их управленческих решений с теми, которые приходилось принимать вам.

Война – вот мессидж, который несет фильм "Битва за Москву" - это чудовищно сложное по управлению мероприятие. Бонус русских – что во время войны они приобретают мощный ресурс "боевой дух", на который тоже можно рассчитывать, как на любой другой, которого у нас больше, чем у других. Этот боевой дух не только удесятеряет силы и лишает страха смерти рядового бойца, но и усиливает многократно мозговую деятельность командного состава. На всех уровнях. Поэтому во время войны, вот не под угрозой жизни, потому что смерти они не боятся, а под угрозой завоевания… (что значит это "завоевание" для нас? Почему оно страшнее смерти? – отдельный вопрос, требующий отдельного ответа и отдельного разговора) командиры всех уровней, вплоть до верховного главнокомандующего, проявляют чудеса ловкости и изворотливости, сочиняют хитрые многоходовые комбинации, подставляют и дезинформируют, обходят и выставляют засадные полки…

Словом, проявляют хитроумие и коварство, в мирной жизни нашим людям не свойственное. По крайней мере, на уровне мировых игроков. Поэтому нас легче обыграть в мирное время, когда боевой дух спит. Что и было сделано – перед войной. Да и после войны. А вот во время войны этот дух просыпается, и действовать – священнодействовать – ему не мешает никакое отступление. Не мешает, а только помогает: под давлением нескольких месяцев бесславных поражений и отступлений боевой дух не угнетается, а накапливается, чтобы, наконец, накопиться в достаточном количестве – и превратиться в действующий боевой ресурс.  И вот тогда командиры бросают бойцов стоять насмерть, и бойцы стоят. А потом переходят в контрнаступление.

И еще. В фильме война на низовом уровне показана бегло, отдельными, героическими участками, уже вошедшими в легенды. Вот политрук Клочков на разъезде Дубосеково. И сказал политрук Клочков: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!" - так и сказал. А откуда мы-то знаем? Все ж погибли! Но никаких сомнений не возникает: ну ведь и ты так бы сказал, правда?

И про Зою Космодемьянскую. В последнее время дегероизации и демифологизации так много воплей: эти малолетние необученные герои-диверсанты, смертники-экстремалы, нельзя было так использовать детей! А она, молодая девушка, здоровая, сильная, радостная – только что была, вот пару месяцев назад, перед войной, в ней – море сил и ощущение юношеское своей неуязвимости. Ну да, ошибочное ощущение, но абсолютно нормальное для юности. И тут такое вокруг происходит, а она сидит дома и с тетками старыми в метро во время бомбежек спускается… Ей же реально что-то надо делать – для фронта, для победы. Чтобы нормально чувствовать себя членом общей страны – семьи, которая вся поголовно воюет. Вот она и идет. Погибнет – вечная слава. Выживет – будет чувствовать себя в своем праве – и на славу, и на победу. К жизни будет относиться… как защитник, а не как … потребитель наработанных другими благ. А ведь энергии-то у молодых – всегда избыток. Вон, войны нет, и они занимаются экстремальными видами спорта. Или – экстремальными практиками жизни. Не удержишь!

Так что никакой особой коммунистической зомбированности не надо, чтобы юный человек захотел выполнять опасные для жизни задания в тылу врага на благо своей Родины. Это нормально. Ну, как сказать? Таким образом реализуется чувство полноценности. Это круто, если хотите. А сидеть дома, как старушки – не круто. Хоть и безопасно. Вот в фильме в короткой линии Зои как-то это все прочиталось.

Слава героям!

Еще фильмы войны: 
Живые и мертвые, День командира дивизии, Солдаты
Иди и смотри
Разгром немецких войск под Москвой; Берлин


В избранное