Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Капитализм. История любви | Capitalism: A Love Story


Капитализм. История любви | Capitalism: A Love Story
2010-05-19 18:56

Капитализм. История любви | Capitalism: A Love StoryБольшие ожидания на нынешнем Каннском фестивале вызывает внеконкурсная картина бессмертного Жана-Люка Годара "Социализм". Лет пятьдесят назад мэтр французского кино был завзятым леваком, участником событий 68-го года, в своих фильмах неоднократно рассматривал левые идеи и борьбу за них… Но это было давно.
Судя по тому, как фильм "Социализм" представлен в трейлерах, если его название и имеет отношение к содержанию, то очень отдаленное и опосредованное. Требующее дешифровки и толкований. Что ж, подождем. Глядишь, именно эта недосказанность и неоднозначность позволит фильму дойти до зрителя.

А то вон на прошлогоднем Венецианском фестивале прошел фильм Майкла Мура "Капитализм. История любви". Номинировался на главный приз, получил Малого Золотого Льва и еще какой-то спецприз – и где он? Как-то захотелось восполнить пробел и перед тем, как узнать, что думает Жан-Люк Годар о социализме, полюбопытствовать, что же думает Майкл Мур о капитализме?

Известно, что. "Капитализм…" - это расширенная и дополненная, дополненная не только фактографическим материалом, но и политико-экономическими теоретическими выкладками, версия первого, 1989 года, фильма Мура "Роджер и я".


Тогда проницательного документалиста в самое сердце поразила катастрофа, произошедшая с его родным городом, Флинтом, в котором Дженерал Моторс закрыла градообразующее предприятие и десятки тысяч сограждан Мура оказались без работы, а потом и на улице. На улице – без всяких прикрас и фигур речи, потому что из взятых в кредит домов этих людей выселили, когда они перестали получать зарплату и по этому кредиту платить.

В новом фильме (его действие заканчивается на избрании Обамы Президентом) показаны те же процессы, распространившиеся теперь на всю Америку. Показаны народные бунты и сидячие забастовки. Многотысячные толпы протестующих – и снова выселения, выселения, выселения. Заброшенные заводы – и чистое голое место там, где когда-то стояла огромная фабрика. И заколоченные дома – улицы таких домов, города. По всей Америке.

Майкл Мур снял фильм, в котором анализ нынешнего финансового кризиса приводит к приговору: Капитализм должен умереть. Цитируя знаменитых политиков, экономистов, священников и простых граждан, Мур исследует явление, приведшее, по его мнению, к краху капитализма: финансовый капитализм, власть виртуальных денег и людей, которые делают деньги из воздуха.
Мы, бывшие советские, привыкли к критике капитализма, что называется, снизу, с его следствий: не красивые отношения между людьми, основанные на наживе, всякие социальные язвы, типа проституции и наркотизации, низкий уровень безопасности и отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Мур не разменивается на сентиментальные истории о бедных сиротках, он пытается разобраться в истоках. Ну, например, как увязывается с христианской этикой обожествление собственности, богатства и прибыли? Получается, никак. Он углубляется в недалекую историю, чтобы понять, когда денежные мешки – семьи, контролирующие финансовые потоки и банковский капитал – пришли к власти и поставили своего президента.
Он дает большую цитату из обращения к нации одного из непопулярных президентов, Джимми Картера. Этот нелюбимый нацией президент пытался отговорить ее, нацию, от увлечения потребительскими ценностями! Он говорил, типа, не дело, что люди начали ценить друг друга и себя за то, что они имеют, а не за то, что они умеют. Ну прямо Эрих Фромм какой-то, а не президент самой прагматичной страны мира! То-то они его так не полюбили!
Умело нарезая цитаты из речей и кадры хроники, Мур запросто заставит нас зауважать Картера и насмешливо усмехнуться над Рейганом, глядя на его лучезарную улыбку, которой он освещал рекламы всяких средств от пота и прочих гигиенических средств…

Мур без обиняков называет то, что произошло в Америке, государственным переворотом: когда денежные мешки без труда стали разворачивать любую избирательную кампанию в свою пользу… Когда налогообложение практически освободило супер-богатых от финансового бремени… Когда распределение доходов привело не просто к гигантскому имущественному расслоению, но стало угрожать безопасности граждан, ибо авиадиспетчеры и пилоты самолетов, получающие какие-то смехотворно маленькие деньги за свой труд, требующий исключительного внимания и сосредоточенности – это уже угроза. А они (так говорит Мур!) вынуждены работать на трех работах, чтобы вовремя выплатить кредиты за дом.

Вот еще, эти кредиты! Мур обвиняет финансовый истеблишмент страны в тотальном обмане граждан с целью наживы – когда нации был преподнесен в качестве беспроигрышного финансового инструмента такой замечательный способ заработать много денег, не работая: перезаложить свой дом и жить на проценты от него, как с капитала.
Рекламные ролики, объясняющие на пальцах выгоду и безопасность подобной операции – крутились на американских телеканалов с настойчивостью "МММ", и миловидные блондинки убеждали доверчивых американцев сделать это немедленно. Умалчивая о том, что финансовая схема эта, (в фильме Мура несколько специалистов-финансистов толково объясняют, как), сконструирована таким образом, что предполагала возможность полного отъема этого заложенного дома, если банку по каким-то причинам это станет выгоднее. И это стало, вот в чем причина тотального ипотечного кризиса в Америке.

В общем, Мур уверен, что накануне избрания Обамы Америка стояла на пороге гражданской войны.
А то, как толпы скандируют "Мы хотим перемен", вообще выглядит дурной пародией на наше недавнее прошлое. И радость и слезы, и всеобщее ликование от избрания Обамы в конце фильма Мура – это не эксцентричные эмоции демократов и негров, дождавшихся, наконец, реализации своих амбиций – нет, это слезы исстрадавшихся людей, которые на этого нового Президента возлагают Большие Надежды. На то, что он придет – и все поправит.

Вообще, события и люди, показанные в фильме Мура, очень сильно перекликаются с нашими.
Это сходство производит самое шокирующее впечатление. Другой шок: вот это она и есть, свобода слова! Надо же, как он их, от души, всех, приложил по полной! И вообще, подрывает все основы, по пунктам подвергая опровержению и осмеянию все основополагающие позиции капитализма: конкуренция; прибыль; свободное предпринимательство. С другой стороны, она так и устроена, свобода слова: где легче всего спрятать лист? В лесу! Типа, собака лает, ветер носит, а караван идет.

Фильм Майкла Мура "Капитализм" вышел без малого год назад, но никто о нем не знает, никто его не видел, кроме специалистов, никто о нем не говорит, хотя сделан он в расчете как раз на широкую аудиторию. Так что допуск к публикации – к показу, прокату – это одно, а пиар – другое. Если вам никто по ушам ездить не будет: "Иди и смотри фильм Майкла Мура "Капитализм", ты и не пойдешь, и не посмотришь, а, стало быть, будто его и нет.

Но он-таки есть. И посмотреть его стоит, в качестве пособия по изучению реальности. Ну, и того, каким зрелищным и интересным может стать документальный материал в руках … большого художника!

Капитализм. История любви | Capitalism: A Love Story: США - 2009

P.S. "То, что писали о социализме наши пропагандисты - все неправда, но то, что они писали о капитализме - к сожалению, все правда".
Неточная цитата из бывшего ГДР-овского дессидента
.





киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


В избранное