Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фильмы войны: Обыкновенный фашизм


Фильмы войны: Обыкновенный фашизм
2010-05-09 11:44

Обыкновенный фашизм"Обыкновенный фашизм", Михаил Ромм. Гениальный документальный фильм с гениальным закадровым текстом, который начитал сам режиссер.
Фильм 1965 года смотрится удивительно современно, а уж слушается – и подавно! Редко услышишь голос автора, который досконально разбирается в том, о чем рассказывает (в отличие от диктора, у которого чудесные модуляции голоса, но он, по-любому, не до такой степени "в теме), при этом Ромм  ничуть не рисуется и не заигрывает со зрителем на тему: "посмотрите, какой я прекрасный и талантливый, и вообще все мы здесь сегодня собрались, чтобы в этом убедиться, а фильм – это так, информационный повод!"
При этом у него действительно очень красивый с прекрасными модуляциями голос, и он – шутит, обращается к зрителю, снижает тон до обыденного-задушевного-панибратского… И паузы, и многозначительные восклицания – только автор это мог бы проделать, проговорить так естественно, и так при этом артистично!

Что касается самой темы… Фильм вышел на экраны двадцать лет спустя после победы. И, кажется, преисполнен … такой понятной снисходительности сильного – к слабому. Победителя  – к проигравшему. Он иронизирует и обдает легким презрением то, о чем можно было бы кричать, призывая все человечество в свидетели, что нет сроков давности таким преступлениям и таким зверствам.

Но фильм сделан в тот момент  истории – и нашей страны, и мира, когда, казалось, пересмотр истории, обратный ход невозможен, и все уже много раз согласились с тем, что фашизм – это зло, что война была ужасной, что печи для сжигания людей – это отказ от права называться цивилизованными людьми. Людьми вообще. И в фильме есть как будто некая … неловкость, что ли? Перед современными (1965 года) немцами. Призыв – как будто, невысказанный, но ощутимый – к нам, советским, (1965 года) – мы, типа, с вами все прекрасно знаем и помним, как все это было ужасно, но давайте не будем так уж громко называть вещи своими именами, так уж долго и подробно показывать эти печи.


Их показывают – музеи на месте лагерей смерти. Показывают – быстрыми планами, не задерживаясь – кадры, съемки узников – доведенных до состояния скотов, потерявших человеческий облик…  Показывают так коротко, чтобы это чувство, возникающее при взгляде на них – чувство боли за людей и ненависти к фашистам – чтобы это чувство не разрасталось и не застревало в тебе.

Чтобы оно тогда – в 1965м – не перекидывалось на наследников тех фашистов. Чтобы жить в мире. Чтобы не копить чувство мести. Чтобы быть благородными победителями, а не жестокими мстителями.
Черт! Эта снисходительность кажется избыточной – сейчас.  Сейчас, когда разночтений и сомнений в истории войны все больше, когда то там, то здесь то и дело слышатся как бы реальные воспоминания о том, какими милыми были эти немецкие солдаты, вошедшие в город, как аккуратно они расставили танки по дворам, что ни одно дуло не торчало на улицу, какой порядок поддерживали, как помогали населению с продуктами первой необходимости… Когда то здесь, то там то и дело раздаются чуть ли не упреки в том, что теперь мы не живем под немцами как немцы и не пьем баварское пиво (хоть и пьем), хочется еще и еще раз – пересматривая этот фильм – удостовериться: славян полагалось уничтожать. Они – низшая раса. А приличных славян – в рабов.

До поры до времени это "в рабов" звучало условно, но теперь, после локальных войн последнего времени, когда русские пленные оказались в рабстве на Кавказе – можно теперь представить себе? Или цивилизованные немцы по-другому устроили бы рабство? Мы верим тому, что нас они планировали уничтожить, или считаем это сфабрикованными документами? А если верим, о чем вообще можно говорить?

Давайте уже определимся, что такое "цивилизованный народ": качество сортиров и представления о личной гигиене – или представления о том, как можно обращаться с себе подобным. Да ладно! С живым существом! Кошек поджигать тоже не цивилизованно. С моей точки зрения. Людей жечь – не цивилизованно. Сдирать скальпы и кожу с трупов. Это дикарство. Дикость. Уличенный в таком – а они и не скрывали, а наоборот, документировали каждое свое действие – народ нельзя называть цивилизованным. А если он цивилизованный, то на фиг такая цивилизация. Все-таки для нас цивилизация – это как бы степень не-насилия. Дикарь внутри тебя – агрессия и злоба, инстинктивно возникающие в ответ на всякий дискомфорт. Твоя способность подавить их, подавить в себе дикаря, и решить проблему цивилизованными способами, например, договориться, убедить, переиграть – вот это степень цивилизованности. А потом – не мстить, простить.
С этой точки зрения фильм  Михаила Ромма – вершина цивилизации.

Слава героям! С Днем Победы!

Еще фильмы войны: 
Живые и мертвые, День командира дивизии, Солдаты
Иди и смотри
Разгром немецких войск под Москвой; Берлин
Битва за Москву


В избранное