Дни минувшего будущего: 1 августа
1-го августа 2031-го года в Токио прошли первые публичные тестовые показы видеороликов на воздушно-капельном экране, призванном заменить привычное белое полотно и тем самым облегчить демонстрацию визуальных произведений на открытом пространстве. Несмотря на относительную доступность инновации как в финансовом, так и в техническом планах, а также отличное качество проекции, даже превышающее привычные стандарты, по-настоящему широкого применения новый экран поначалу не получил, долгое время сохраняя за собой статус временного аттракциона. Ситуация изменилась только спустя десятилетие во многом благодаря России, ставшей второй (после Японии) страной в мире, принявшей национальную программу по максимальному оснащению подобными экранами отдалённых и труднодоступных населённых пунктов.
Дни минувшего будущего: 2 августа
2-го августа 2038-го года в Москве родился режиссёр Андрей Лоскутов, создатель таких картин как «Пчелиный рой» (2067), «Анна и два её зятя» (2070), «Глупость не шутка» (2078), «Верь мне» (2083), «Смерти вопреки» (2085) и др. «Заснеженный полустанок» принёс Лоскутову три премии «Ника»: за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм 2090-го года. К великому прискорбию, присуждены они были посмертно: в канун 2091-го года впавший в депрессию режиссёр покончил жизнь самоубийством.
Дни минувшего будущего: 3 августа
3-го августа 2072-го года о своём уходе из кино громогласно объявил Фидель Раудешпиль, 75-летний эксцентричный автор многочисленных фильмов категории «Б», пользовавшихся большим спросом у так называемой «андеграундной аудитории». «Прощание с мастером» вылилось в его грандиозную всеамериканскую ретроспективу, растянувшуюся до конца года и в общей сложности насчитавшую более двухсот названий только полнометражных картин (порой, впрочем, самого сомнительного качества). Слёзы расставания с публикой не помешали, однако, Раудешпилю выпустить в последующие годы ещё пару десятков лент – которые были всё с тем же восторгом встречены его приунывшими было поклонниками.
Дни минувшего будущего: 4 августа
4-го августа 2034-го года в Лос-Анджелесе состоялась премьера фантастического фильма Криса Леви «Топикмэн», которому удалось заложить основу для новой кино-Вселенной по мотивам популярных комиксов относительно молодого издательства «TWC». Коммерчески успешная франшиза была не только продолжена, но и разветвлена благодаря таким супергероям как Ловец, Чертополох, Талия и Олеандра, которые после появления в «Топикмэнах» своевременно получили и сольные проекты.
Дни минувшего будущего: 5 августа
5-го августа 2043-го года в Дрездене родился актёр Ганс Гласс, звезда сериала «Гений», с большим успехом транслировавшегося по всему миру на протяжении девяти сезонов (2065-2073). Закончив съёмки в «изнуряющем», по его словам, проекте, Гласс наотрез отказался от любых иных предложений, взяв творческий перерыв длиною в целых два десятилетия. Вопреки пессимистическим прогнозам, его возвращение в 2094-м году оказалось триумфальным: за роль в фильме «Слуги своего короля» актёр получил множество профессиональных наград, среди которых – приз Венецианского кинофестиваля и «Оскар». Среди последующих работ артиста – фильмы «Мир вашей гавани» (2096), «Кровавые тропы» (2097), «Кто остановит эти качели?» (2099), «Выставка школьных рисунков» (2103, премия Британской киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана), «Лучший друг Дали» (2110) и пр. Скончался в 2121-м году.
Дни минувшего будущего: 6 августа
6-го августа 2089-го года ушла из жизни актриса Елена Полякова (родилась в 2009-м году), обладательница премии «Ника» за главную роль в фильме «Примадонна» (2048). В числе других её лучших работ: «Братья Карамазовы» (2030), «Ученикам младших классов вход на дискотеку строго воспрещён» (2034), «Простите, виновата» (2039), «Решено безвозвратно» (2041), «Ангелы по средам» (2052), «Лилины дети» (2057), «Колино лето» (2060), «Борись до последнего» (2065), «Анна и два её зятя» и «Герои» (обе - 2070), «Подмосковные вечера» (2079).
Дни минувшего будущего: 7 августа
7-го августа 2104-го года на сто первом году жизни умер режиссёр и актёр Антонио Триллини, обладатель двух «Золотых львов» за картины «По умолчанию» (2055) и «Честные воры» (2063) и «Золотой пальмовой ветви» за драму «Я просто честный человек» (2069), неоднократно побеждавший и на других кинофестивалях, включая Московский («Поезд для Анны», 2086). Все упомянутые ленты были также признаны лучшими фильмами своего года Итальянской киноакадемией, Триллини каждый раз получал за них ещё и режиссёрских «Давидов». Европейская киноакадемия, однако, неоднократно и даже скандально игнорировала его картины, лишь в 2089-м извинившись перед мэтром, присудив ему свою почётную награду. В числе других работ Антонио Триллини: «Аплодисменты» (2040), «Кровь на моих руках» (2049), «Виноградники» (2061), «Завещание Папы» (2076), сериал «Несгибаемые прутья» (2044-2047); исполнял роли как первого, так и второго плана только в собственных фильмах. Автор цикла трудов по теории режиссуры «Подготовка. Съёмка. Монтаж» (2066-2069).
Главная героиня — детский психолог и овдовевшая женщина, которая ныне живет в уединении в сельском районе Новой Англии. Во время яростной зимней бури ей предстоит спасать мальчика, оказавшегося в смертельной опасности.
Главный герой картины по имени Каллум Линч благодаря суперсовременным технологиям раскрывает генетическую память, заново переживая приключения своего предка по имени Агиляр — испанца, жившего в XV веке. Линч узнаёт, что и его предок, и он сам — выходцы из загадочного тайного общества — ордена Ассасинов, члены которого обладали гигантскими знаниями и всю свою жизнь проводили в борьбе с могущественными тамплиерами, и борьба эта длится и по сей день.
Путь «взбунтовавшегося ветра» от Африки до берегов Америки на протяжении 1000 съемочных дней отслеживала команда отважных кинематографистов и представителей NASA, находясь в самом сердце стихии. Ценой их невероятных усилий был создан уникальный экранный документ и одновременно завораживающее зрелище.
30-е годы прошлого столетия. Корея, оккупированная японцами. Мошенник по прозвищу Граф предлагает бедной девушке Соке поучаствовать в деле, обещая солидный заработок. План афериста следующий. В огромном поместье, не общаясь с внешним миром, живет богатая японка Хидеко. Однако ее дядя, контролирующий каждый шаг девушки, изредка устраивает приемы для местных аристократов. Граф рассчитывает очаровать Хидеко, сбежать с ней в Японию, жениться, объявить ее сумасшедшей, упечь в дурдом и завладеть всем богатством. А Соке должна ему помочь, нанявшись в услужение к Хидеко. Что она и сделала. Но внезапно идеальный замысел Графа оказался под угрозой…
Паша Смольников — курьер московской службы экспресс-доставки. Однажды ночью, доставив посылку в отель, он становится свидетелем нападения на таинственную постоялицу Дану. Павел вмешивается и спасает девушку от преступников, обладающих удивительными, сверхъестественными способностями. Приехавшие на место инцидента представители тайной спецслужбы предлагают ему работу в засекреченном отделе «Н» столичной полиции, который работает с нечистью, ежедневно осуществляя учет и контроль всех проживающих в городе существ, не относящихся к породе людей: домовых, леших, русалок. Паша поступает стажером к опытному оперативнику Гамаюну и расследует нападение в отеле. В поиске правды они спускаются на самое дно оккультной Москвы и выясняют, что столица стала ареной очередного витка борьбы за власть между могущественными кланами вампиров, а Дана — одна из них. В этой схватке Паше приходится найти и проявить в себе сверхъестественные качества, а для этого — победить человеческие страхи и поверить в собственные силы.
В шаге от чемпионского титула карьеру «Молота» перечеркивает страшная авария. Отныне любой поединок может стать для него последним. Но когда под угрозой оказывается его любовь, он доказывает, что «Молотом» его прозвали не только за сокрушительный удар. Настоящий боец на ринге и в жизни, он продолжает борьбу даже в центре паутины лжи и предательства. Рискуя всем, он идет напролом, чтобы спасти себя и свою возлюбленную.
Главным гостем кинофестиваля «Bridge of Arts», что прошёл на прошлой неделе в Ростове-на-Дону, стал Микеле Плачидо – по-прежнему популярный в наших краях итальянский артист, представивший в конкурсной программе свою новую режиссёрскую работу: фильм «Выбор». Увы, несмотря на то, что по другую сторону камеры Плачидо оказался ещё в начале 1990-х, как режиссёра мы его практически не знаем: не помню, чтобы его ленты выходили у нас в прокат, хотя их наверняка можно при желании разыскать в сети. Тем не менее, его ростовский мастер-класс по теме «Режиссура» собрал немало слушателей. На ютьюбе уже выложена полная запись этой встречи, я же предложу вам её краткий конспект – это, предупрежу, не точные цитаты, а скорее пересказ услышанного.
- Андрей Кончаловский прислал мне сценарий «Грех»: русский режиссёр хочет изобразить итальянского художника Микеланджело. Вскоре мы встретимся в Венеции, а затем поедем в Альпы, чтобы там выбивать из мрамора работы Микеланджело. Я счастлив, для меня это круче «Оскара».
- В молодости я посещал Академию театрального искусства, на меня повлияли Шекспир, Чехов, Достоевский, великая греческая трагедия. Я работал даже с Джорджо Стрелером. Но кинорежиссёр Лина Вертмюллер предсказала мне: «Ты будешь много работать в кино. Ты средний актёр, но смотрят только на тебя». Марио Моничелли говорил похожие слова про Мастроянни – что на того зрители смотрели куда больше, чем на другого актёра, который технически был намного лучше. Может, в этом вопросе мне помогла моя фактура. Но всё же в основе своей я театральный актёр, а не киношный.
- С актёрами я работаю жёстко, я верю, что знаю актёра, знаю его слабости. Сейчас я много работаю в театре с молодыми актёрами. Часто пишу им монологи – и они тоже сами себе пишут, порой это лучше, чем читать текст из уже готовой пьесы. В каждом хорошем тексте - от Чехова до Шекспира - один и тот же рассказ: о Добре и Зле. Но Чехов мне нравится больше всего, потому что он говорит о нашей глупости. Все великие герои – такие же, как и мы: хрупкие, нежизнеспособные.
- Однажды я сказал своим артистам: «Возможно, кто-то из вас убьёт женщину, другой наложит на себя руки, у кого-то возникнут финансовые проблемы - и он не сможет закончить курс. Уверен, многие из вас ненавидят своего соседа, а кто-то в кого-то влюблён. И мы должны работать вот с этим». Так мы занимаемся психоанализом. Невнимательный преподаватель всего за несколько лекций может разрушить молодую личность. Мой подход прежде всего очень человечный. Но всё же надо понимать, что талант - либо есть, либо его нет.
- В кино я использую театральные методы. Режиссёр выступает в качестве дирижёра. Каждый мой актёр делает изыскания не только в своём герое, но в каждом герое рассказываемой истории. Это позволяет мне никогда не показывать, что один актёр лучше другого. При необходимости мы перемешиваем все карты – и разыгрываем партию в любом случае.
- Я не уверен, что могу кого-то назвать «живой легендой», но мне близок режиссёр итальянского происхождения Мартин Скорсезе.
- Актёром быть легче. Тебя забирают на машине, рядом с тобой всегда 5-6 человек: захочешь что-то выпить, съесть, что угодно – всё принесут; это большая привилегия. Заниматься режиссёрской деятельностью намного труднее. Нужно первым вставать и последним ложиться. Быть режиссёром - это настоящая страсть, особенно если ты делаешь тот фильм, который ты любишь, а не кино исключительно для финансового успеха. Это больше, чем быть просто звездой.
- Мой первый фильм – это история африканского парнишки, который приехал в Италию, чтобы найти эмигрировавшего сюда брата; тот устроился здесь на работу собирать помидоры и откладывал деньги, чтобы уехать учиться в Болгарию (там были сильные вузы, многие студенты из Африки приезжали учиться в Болгарию, но это стоило денег). Почему я сделал этот фильм? Потому что однажды один африканский парень рассказал мне свою историю. Я предложил её продюсерам, никто не захотел этого делать. Тогда сделал я. Таким образом я начал заниматься режиссурой.
- Артисты без актёрского образования - это возможно, прежде всего - в кино. У нас в Италии есть в этом плане большая школа – достаточно вспомнить великого режиссёра Витторио де Сика, он выиграл два или три «Оскара» (считать всё – так четыре: ММ), два из которых – за фильмы с актёрами, которые не были профессионалами, которых он буквальным образом подобрал с улицы. Это течение называлось «неореализм». И в моём первом фильме все актёры не были профессионалами, я тоже их всех набрал с улиц. Я влюблялся в этих людей из-за того, что они были простые, но в то же время обладали какой-то энергетикой – поэтому я их брал и снимал в своих фильмах. Например, у меня есть картина, где задействовано одиннадцать героинь, которые работают на фабрике. Некоторых из них играли профессиональные актрисы, других - настоящие фабричные работницы; вместе они проделали хорошую работу.
- Я проникнут русской литературой и несколько лет назад хотел поработать над образом Льва Толстого. Это очень современный персонаж, прежде всего из-за того, что сейчас происходит в нашем мире. Это актуально: возвращение к сельскому хозяйству, необходимость посвятить себя бедным людям, эмигрантам. Мне хотелось бы сделать фильм о Толстом или по Толстому.
- Я начал своё выступление с того, насколько был важен русский театр для моего образования. Я очень хорошо помню тот спектакль по пьесе Чехова, который Никита Михалков поставил в Италии с Марчелло Мастроянни. Я видел в Италии и другие русские спектакли, особенно в 1970-80-х годах - например, чеховскую трилогию Кончаловского. Моё мнение: современное искусство начинается в русском театре. Эти характеры, персонажи той эпохи – это первые театральные характеры, которые мы узнаём и сегодня. Поэтому театр начинается здесь, причём буквально здесь: Чехов ведь родился в нескольких километрах отсюда. Я хорошо знаю историю самого Чехова, кем были его отец, его мать, его братья и сёстры – все эти театральные характеры родились уже в его биографии. Когда Чехов переезжает в Москву и знакомится со Станиславским – в этот момент рождается русский театр. Но помимо Чехова и Станиславского, я очарован и всеми остальными актёрами той эпохи, тем, как они жили.
- Мне было бы очень сложно снять фильм о России, как было бы тяжело и любому другому режиссёру, который не рождён в этом месте. Я не из этой среды, и для хорошего фильма должен прожить здесь по крайней мере два-три года. Правда, я уже говорил, что есть персонажи Толстого, которые меня просто завораживают, которые необыкновенно современны… Кстати, вот прямо сейчас мне пришла в голову идея о том, как было бы здорово поставить фильм о Художественном театре, показав, как Чехов присутствовал на репетициях Станиславского. Вновь повторю, что это был прекрасный, выдающийся период! Время, когда создавался современный театр – а на подходе была русская революция.
- К сожалению, все страны сейчас подчинены американскому кинематографу, включая Россию. Но Россия должна быть пламенем культуры – идти не против Америки, но вместе с ней. Но, к сожалению, этого нет. И кто страдает от этого прежде всего? Молодёжь. Они не знают своей собственной культуры: финансирование теперь очень маленькое, и на национальном уровне делается всё меньше фильмов. И это – большая, серьёзная проблема. Российскому правительству, да и всей Европе – Италии, Испании, бывшей Югославии – нужно навострить уши. Франция - единственная страна, которая защищает свою культуру. Поэтому так важны сейчас даже маленькие фестивали – они дают фильмам возможность быть увиденными за пределами своей страны. Только благодаря им мы узнаём больше о кино других стран - как это было в те времена, когда по всей Европе награждались русские фильмы, чехословацкие, польские, фильмы из стран социалистического блока.
- Я сам заседал в жюри два раза. Но считаю, что каждый фильм – уникален. Не бывает того, чтобы один фильм был прекраснее другого. Красивое бывает страшным, а страшное бывает красивым. Ни один режиссёр не повторит фильм другого режиссёра. Единственное, что тут можно отметить – это скука, но это, может быть, мои личные рамки. Фильм может идти хоть семь часов – но талант режиссёра заключается в том, чтобы эти семь часов прошли как один миг. Я немножко против тех судей, что раздают премии – но иначе сделать нельзя. Хотя лично я давал бы лучше приз зрительских симпатий – потому что так мы действительно понимаем, что публика любит, и на основании этого можем задуматься. А то, что решают судьи – это решение часто бывает очень ограниченным, ведь их всего 6-8 человек, к тому же они часто настраивают одного против другого, и не всегда можно понять, кто же из них говорит более умные вещи.
- Мой новый фильм «Выбор» - фильм непростой. Это фильм, который я посвятил женщинам. Раньше я делал фильмы о мафии, криминальные ленты, но мне очень нравится размышлять над тем, что представляет из себя Женщина, разгадывать её загадку. Этот фильм поставлен по театральному тексту Луиджи Пиранделло, но я переложил его на сегодняшний день. Это история любви. Пара счастлива – но в один прекрасный день жена подвергается насилию. Она пытается сохранить этот секрет, но потом понимает, что беременна – и это при том, что у пары ещё нет собственных детей. И здесь начинается фильм. Как будущая мать она чувствует, что должна защитить ребёнка, но с другой стороны, как жена, она должна разделить этот выбор со своим мужем… Чем это кончится? Посмотрите фильм.
Главная героиня — детский психолог и овдовевшая женщина, которая ныне живет в уединении в сельском районе Новой Англии. Во время яростной зимней бури ей предстоит спасать мальчика, оказавшегося в смертельной опасности.