Реальная бухгалтерия является одной из самых тщательно охраняемых тайн любой голливудской студии. На бумаге даже самые суперпопулярные фильмы обычно являются убыточными. Скажем, сыгравший Дарта Вейдера актер Дэвид Прауз до сих пор не получил свой процент от прибыли «Возвращения Джедая», поскольку официально фильм не принес никаких денег, а одни убытки.
Как такое может быть? Все просто. Формально, фильм создается отдельной компанией (хотя у нее и студии один владелец). И она может выставить ей самый невероятный ценник за абсолютно любые работы, главное чтобы сумма расходов была больше, чем прибыль. И вот суперхит становится убыточным. Например, согласно официальной отчетности Warner Bros. «потеряли» на фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса» 167 миллионов долларов. «Властелин колец» тоже якобы не принес никаких денег. Так что «Хоббита» очевидно снимали на пожертвования толкинистов.
Конечно, это очень упрощенный пример. В действительности существует множество приемов, позволяющих студиям не платить налоги и кидать актеров и сценаристов, которым по контракту положен процент от прибыли. Собственно говоря, на википедии есть вполне неплохая статья на на эту тему с различными примерами.
Как же узнать, принес фильм деньги или нет? Конечно, можно посмотреть статистику по кассовым сборам. Считается, что студии получают порядка 50% - 55% от сборов в американском прокате и 45% от сборов в мировом. Но это очень упрощенно. Скажем, Джордж Лукас забирал себе более 60% от кассы первого уик-энда «Звездных войн». И владельцам кинотеатров приходилось соглашаться на это условие, иначе бы они не получили картину. С другой стороны, Китай отдает Голливуду где-то 22% от сборов и при этом перечисляет деньги с очень большими задержками. Но в любом случае, это лишь прокат, а ведь есть еще расходы на маркетинг, которые нередко превышают стоимость фильма. С другой стороны есть прибыль от продажи видео и прав на фильм.
Благодаря хакерам, взломавшим в прошлом году Sony, у нас появилась возможность оценить реальную прибыль некоторых голливудских картин. В одном из файлов внутренней отчетности студии нашелся список 385 картин, выпущенных с 2005 по 2014 год, где расписаны цифры их расходов и доходов. В нем есть как фильмы, полностью созданные под патронажем Sony, так и допустим иностранные картины, права на прокат которых она выкупила. Я решил выбрать самые примечательные картины из этого списка. Сегодня речь пойдет о самых больших франшизах Sony. Конечно, ввиду озвученных выше обстоятельств к этому документу тоже можно относиться с известной долей скепсиса. Но я все же склонен доверять ему, так как итоговые цифры доходов/убытков достаточно неплохо соотносятся с судьбой франшиз.
Важное уточнение: все цифры даны по состоянию на август 2014 года. Но думаю это обстоятельство не помешает нам оценить общую картину.
Человек-паук 3
Заявленный бюджет 258 миллионов. Сборы в США 336 миллионов, мировые 554 миллиона (тут и далее, цифры сборов с сайта BOM).
Сразу обращу внимание на то, что цифры сборов в США в этом документе всегда отличаются примерно на 5-6 миллионов в меньшую сторону от официальных цифр сборов. Причина этого расхождения мне неизвестна.
Итак, третий «Человек-паук» от Сэма Рэйми. Сразу же можно обратить внимание, в какие огромные суммы обходится продвижение современных картин. И если бы фильмы собирали денег только за счет кинотеатрального проката, они бы просто не окупались. К счастью, продажи телевизионных прав и видео позволяют отбить эти затраты. А так как это комикс, то нельзя забывать и про сопутствующую атрибутику (сувениры, игрушки, etc.). В случае с третьим пауком только она принесла 157 миллионов долларов.
В итоге, несмотря на почти миллиардные расходы, третий Человек-паук принес Sony 188 миллионов долларов прибыли, что является лучшим результатом во всем этом списке. Удивительно, но если пересчитать окупаемость исходя лишь из заявленного бюджета и сборов (в пропорции 55% американских и 45% мировых) получим примерно такую же цифру прибыли.
Новый человек-паук
Заявленный бюджет: 230 миллионов. Сборы в США 202 миллиона, мировые 506 миллионов.
«Человек-паук 3» собрал отличные деньги, но публика и критики не очень хорошо приняли фильм. К тому же, у Сэма Рэйми начались терки с руководством студии. И вот, кому-то в Sony пришла в голову блестящая мысль уйти Рэйми и устроить ребут франшизы. Что из этого вышло? Финансовый результат перед вами.
Как несложно заметить, хоть Sony затратила на ребут и заметно меньшие средства, чем на триквел Рэйми, но и поступления от фильма очень сильно сократились. И речь не только о сборах. В итоге творение Марка Уэбба принесло чуть меньше 70 миллионов приыбыли. Самый большой провал случился с сопутствующими товарами, которых продали всего на 27 миллионов. Но эй, у нас же впереди еще сиквел, наверняка он соберет больше денег?
Новый Человек-паук 2: Высокое напряжение
Заявленный бюджет: не назван. Сборы в США 202 миллионов, мировые 506 миллионов.
Ничего подобного. Расходы остались примерно такими же, зато поступления еще больше уменьшились.
Потратить на картину про одного из самых популярных супергероев почти 600 миллионов чтобы получить 14 миллионов прибыли, это мягко говоря не то, на что рассчитывали Sony. Конечно, стоит напомнить, что это отчетность на август 2014 года и с тех пор фильм должен был принести еще какие-то деньги. Но тот факт, что в итоге Sony передали человека-паука Marvel, а затем устроили новый ребут говорит о том, что на общем результате они сказались не сильно.
Люди в черном 3
Заявленный бюджет: 225 миллионов. Сборы в США 179 миллионов, мировые 445 миллионов.
Последняя часть похождений агента Кея рождалась на свет в муках. Проблемы со сценарием, пересъемки, казалось что фильм обречен. Но в итоге картина собрала в прокате больше 600 миллионов долларов. По формуле 55% + 45% выходит около 70 миллионов прибыли. Успех?
Судя по внутренней документации Sony, и близко нет. Итоговый убыток в 28 миллионов отлично объясняет, почему четвертая часть так и не появилась на свет. Судя по всему, в Sony сами не знают, что делать с ЛвЧ дальше — то ли ребут, то ли кроссовер с «Мачо и Ботан». Последний по крайней мере приносит хорошие деньги.Я уже проверил.
Квант милосердия
Заявленный бюджет: 200миллионов. Сборы в США 168 миллионов, мировые 417 миллионов.
«Казино Рояль» вдохнул во франшизу про агента 007 новую жизнь, а «Квант милосердия» чуть ее не забрал. С финансовой точки зрения результаты тоже оказались не самыми блестящими.
Хорошо, что льготы и продакт-плейсмент покрыли 109 миллионов затрат. В итоге, Sony заработало на картине лишь 22 миллиона. Если кому-то интересно, почему в доходах от видео стоят одни нули, то это потому, что выпуском этого фильма на носителях занимался 20th Century Fox Home Entertainment.
Координаты «Скайфолл»
Заявленный бюджет: 200миллионов. Сборы в США 304 миллионов, мировые 804 миллионов.
К счастью, следующую серию снимал Сэм Мендес. «Скайфолл» был очень хорошо принят и собрал на полмиллиарда долларов больше, чем «Квант». Значит ли это, что и прибыль Sony тоже будет на полмиллиарда больше?
Судя по документации, нет. И это при том, что сами съемки обошлись на 30 миллионов дешевле. Не знаю, что входит в пункт investor share, но на него списали аж 222 миллиона вечнозеленых. После этого вычета прибыль составила 57 миллионов. Не сказать, чтобы маленькие деньги, но при более чем миллиардных сборах ожидаешь, что фильм должен принести куда больше.
Код Да Винчи
Заявленный бюджет: 125 миллионов. Сборы в США 217 миллионов, мировые 540 миллионов.
Вы еще помните, какой громкой шумихой сопровождался выход на экраны экранизации одноименного романа Дэна Брауна? Я помню, и неудивительно, если учесть, что на маркетинг потратили 200 миллионов, а непосредственно на сам фильм (если верить внутренней документации) — 176 миллионов. Но все это окупилось с лихвой, так как картина принесла солидные 178 миллионов. А что это значит? Конечно же, скорый сиквел.
Ангелы и демоны
Заявленный бюджет: 150 миллионов. Сборы в США 133 миллионов, мировые 352 миллионов.
У шумихи есть одно неприятное свойство. Если на выходе получается пшик, повторить ее с тем же материалом очень сложно. Вот в случае с «Ангелами и демонами» не вышло, хотя если бы мы судили по одним лишь сборам, фильм все же должен был принести неплохие деньги.
Но если добавить к этому падения доходов от продажи прав, видео и всего такого (при аналогичных первому фильму расходах), получаем убыток в 25 миллионов. Правда, спустя семь лет в Sony все же решили попытать счастья с Брауном в третий раз. Посмотрим, что у них получится.
Ну а пока можно подвести первый итог. Крупные франшизы приносят огромные деньги, но при этом сопряжены с такими же огромными расходами. Так что впечатляющие цифры сборов вовсе не означают, что создатели могут пить шампанское. Ну а в следующей части у нас будут франшизы поменьше.
Дни минувшего будущего: 11 июля
11-го июля 2078-го года в Рио-де-Жанейро в ходе масштабной конференции с участием крупнейших теле- и сетевых вещателей, производителей контента для малого экрана, технических, творческих, административных организаций и профсоюзов было подписано многостороннее соглашение о создании Всемирной Телеакадемии – в связи «с глобализацией производственного рынка и единством художественных задач», с дальнейшим включением в её структуру Национальных Телеакадемий со всего света. Помимо прочего, было принято решение о вручении с 2080-го года Высших телевизионных наград.
Дни минувшего будущего: 12 июля
12-го июля 2032-го года в Чикаго родился режиссёр Дэниэл Кольт, поставивший всего одну полнометражную картину - зато вошедшую впоследствии во все учебники по киноискусству: «Ярмарка полна леденцов» была удостоена семи премий «Оскар», три из которых достались непосредственно Кольту: за оригинальный сценарий, режиссуру и лучший фильм 2066-го года. Решительно отказываясь от многочисленных и весьма соблазнительных предложений, в дальнейшем режиссёр работал только в театре – где также, впрочем, достиг выдающихся успехов. Скончался в 2100-м году.
Дни минувшего будущего: 13 июля
13-го июля 2043-го года в прокат вышел документальный фильм Алексея Лукашова «Российские перевороты», в котором вся история страны по воле рассказчика свелась к нескончаемой череде кровавых мятежей с насильственной, как правило, сменой власти. Несмотря на очевидные подтасовки и передёргивание фактов, повествование было выстроено с максимальной убедительностью, что не только породило широчайшую общественную дискуссию, но и превратило картину в кассового рекордсмена своего сегмента. Профессиональных наград, однако, за эту ленту Лукашов не снискал.
Дни минувшего будущего: 14 июля
14-го июля 2024-го года в Детройте состоялась премьера «меланхолично-романтической комедии» «5500 дней лета», сиквела популярного фильма Марка Уэбба. Спустя пятнадцать лет после выхода оригинальной картины вернуться к неожиданному и никак не планируемому продолжению рискнули как сам режиссёр, так и исполнители главных ролей Зои Дешанель и Джозеф Гордон-Левитт, решившие рассказать о «возможности нового витка любви, когда тебе уже, к сожалению или по счастью, перевалило за сорок». Несмотря на то, что многие пророчили фильму статус «самого необязательного сиквела в истории», он получился неожиданно удачным и полюбился зрителям почти в той же степени, что и лента 2009-го года.
Дни минувшего будущего: 15 июля
15-го июля 2042-го года в Каунасе родился режиссёр Мантас Эйникис, снискавший мировую славу постановкой двух картин из масштабного исторического цикла «Литовское тысячелетие» - «Ягайло, великий князь литовский» (2077, премия Европейской киноакадемии за лучший фильм, премия Британской киноакадемии за лучший неанглоязычный фильм) и «Печать Миндовга» (2085; обе картины признаны Литовской киноакадемией лучшими по итогам своего года). Прочие работы режиссёра имели успех только в прибалтийском прокате, из них можно выделить ленты «Детство Эгле» (2071), «Полиция Паневежиса» (2080), «Короткое счастье» (2092). Умер в 2105-м году.
Дни минувшего будущего: 16 июля
16-го июля 2083-го года ушёл из жизни оператор Мартин Хитли, обладатель трёх «Оскаров» за работу над фильмами «Голова Горгоны» (2053), «Колонизация» (2064) и «Однажды там» (2070). Родившись в 2005-м году, пришёл в операторский цех относительно поздно, зато сразу обратил на себя внимание нестандартным взглядом и новизной цветовой палитры. Профессиональными наградами разного калибра были отмечены едва ли не все его картины: «Обычаи нашей страны» (2047), «Последнее дело провинциального инспектора» (2049), «Конкур» (2055), «Золотое сердце» (2059), «Гамлет» (2069), «Приятные слова» (2074), «Операция «Факел» (2079) и многие другие.
Дни минувшего будущего: 17 июля
17-го июля 2030-го года в Москве состоялась премьера фильма Оксаны Бычковой «Глупов: история одного города». Экранизация сатирического романа Михаила Салтыкова-Щедрина в который раз показала, что классика никогда не стареет.
В интервью Postmedia Network продюсер заявил следующее:
— Я могу сказать точно, что мы не будем брать другого актера на роль Чехова. Не могу представить себе этого, и я считаю, что Антон заслуживает лучшего.
Абрамс также не отрицает, что они уже осуждали возможность гибели героя:
— Разумеется, подобное приходило мне в голову, но пока слишком рано об этом говорить.
Напомним, что вчера Paramount официально запустила в работу четвертый фильм, поэтому какая-то ясность явно наступит в ближайшее время.
Фильм расскажет о приключениях современного молодого человека, который неожиданно оказывается в Белогорье — сказочном мире, населенном героями русских сказок.