На протяжении многих лет Алекс Гарленд был известен большинству киноманов как сценарист. Он написал скрипты «28 дней спустя», «Пекла», «Дредда», несостоявшейся экранизации Halo, а также адаптировал для большого экрана свой собственный роман «Пляж». Но вот в какой-то момент Гарленд решил двигаться дальше и попробовать свои силы в режиссуре. Возможно, к этому его подтолкнул «Дредд». Именно Гарленд, а не режиссер Пит Трэвис монтировал отснятый материал и изъяви он такое желание, то даже мог бы значиться в титрах в качестве второго режиссера.
Но Гарленд поступил по другому. В этому году на экраны вышла его дебютная картина «Из машины», завоевавшая весьма теплые отзывы критиков. Успех фильма позволил Гарленду приступить к своему следующему проекту — экранизации романа Джеффа Вандермеера «Аннигиляция». Выход ленты намечен на 2017 год, в настоящее время идет кастинг — на главные роли подписались Натали Портман и Фрэнсис МакДорманд. И пока не начались съемки, я могу поделиться впечатлениями от сценария будущего фильма Гарленда.
После вступительной сцены, где нам показывают падение на Землю метеорита, нас знакомят с главной героиней. Ее зовут Лена Киранс и она преподает биологию в университете. Год назад муж Лены, спецназовец по имени Кейн, отправился на секретное задание, с которого он так и не вернулся. Попытки героини выяснить его судьбу ни к чему не привели. Но вот, Кейн неожиданно возвращается домой. Радость Лены быстро сменяется ужасом, когда она понимает, что муж представляет лишь тень человека, которого она когда-то любила. Кейн не помнит, что с ним случилось, не понимает, как вернулся, и вдобавок ко всему его стремительно убивает неизвестная болезнь.
Вскоре Лену и Кейна забирают люди в черном. Героиня приходит в себя на базе Южный предел, расположенной где-то во Флориде. База создана для изучения «мерцания» — неизвестного феномена, возникшего после падения метеорита. С каждым годом мерцание захватывает всю большую территорию, причем этот процесс ускоряется. Южный предел падет через несколько дней, а через несколько лет феномен поглотит всю планету. Но самое главное — никто не знает, что происходит в аномальной зоне. За годы существования мерцания туда были посланы десятки экспедиций, но вернулся лишь один человек — Кейн.
Лена принимает решение присоединиться к последней экспедиции Южного предела, надеясь найти в зоне ответ на вопрос о том, что произошло с ее мужем. Команда состоит из пяти женщин. Обосновывается это тем, что хоть никто не знает, что случилось с предыдущими исследователями, многие считают, что они просто поубивали друг друга. Поскольку женщины менее склонны к агрессии, значит у них будет шанс дойти до центра аномальной зоны и наконец ответить на вопрос, что же там происходит.
Традиционно, начну с хорошего. Как и положено сценарию от приличного автора, «Аннигиляция» читается очень легко — мне давно не попадалось работы, которую я бы так быстро прочел. Состоящие из одного, максимум двух предложений лаконичные, но в то же время весьма четкие абзацы в блоке описания позволяют отлично представить, как именно все должно выглядеть на экране. Многим сценаристам следует поучиться у Гарленда тому, как создавать сценарии.
Но не только описание, но и большая часть содержания также соответствуют высоким стандартом. Во-первых, сильная мотивация и фактор времени — у героини есть всего пара дней, чтобы узнать как спасти мужа, ну и не забываем, что мерцание вот-вот начнет захватывать населенные области и речь идет не просто о судьбе одного человека. Во-вторых, напряжение поддерживает интрига — нам подкидывают несколько интересных загадок и по мере того, как героини движутся к своей цели, вместе с ними тоже пытаешься ответить на вопрос, что же их ждет в финале. В третьих, визуальные образы, которые при нормальном отношении к спецэффектам могут быть очень крутыми. В зоне мерцания персонажам предстоит столкнуться с разными неприятными существами, которых не так то просто убить. Также есть одна сцена, которая передает отчетливый привет Г. Р. Гигеру. После нее остается лишь жалеть, что его больше с нами нет.
И вот все вроде бы и хорошо но… Но все портит финал. После его прочтения у меня даже возникло подозрение, что он появился следующим образом: когда Гарленда не было на месте, к незаконченному сценарию прокрался Дэймон Линделоф и написал концовку. Это как будто духовный наследник «Прометея». Ну вы знаете, интрига, вопросы, напряженное ожидание… и большой пшик, когда вместо ответов нам дают новые вопросы, а вместо чего-то грандиозного подкидывают банальный экшн, после которого спрашиваешь себя «И это все?». После сценария мне даже стало интересно, что же было в первоисточнике. И прочитав его, скажу, что если в сюжетном плане из него в скрипт по большому счету перекочевала лишь общая идея аномальной зоны и женской команды, то вот по духу, финал — это отличное олицетворение всего романа.
Как бы это получше объяснить… Знаете, бывают тексты которые, грубо говоря представляют собой форму ради форму. Писатель собирает всякие причудливые образы, покрывает их щедрым налетом загадочности и тайны. И за счет их текст читается до самого конца. Но в когда все заканчивается и ты пытаешься ответить на так любимый школьниками вопрос «Что же пытался сказать автор произведения?», то появляется отчетливое подрозрение, что собственно говоря ничего он не пытался сказать. Не было у него ни малейшего представления о том, как ответить на все эти вопросы. Основная задача — заинтриговать и продать. Если получится, то тогда уже можно будет и подумать.
И возвращаясь к сценарию. Гарленд как мог, пытался превратить текст во что-то кинематографичное. И все было загадочно, мрачно и атмосферно — вроде как «Сталкер» встречает «Нечто» — но в финале суть первоисточника все равно вылезла на поверхность.
Но в то же время, я пока что не готов списать проект со счетов. Из него определенно можно сделать что-то хорошее и запоминающееся, тем более что большая часть сценария вполне себе хороша. Даже в финале есть несколько идей, из которых при правильной подаче можно много чего выжать. И я очень надеюсь, что третий акт будет переработан.
На прочитанной версии сценария нет даты — лишь отметка V.10. Это такая фишка Гарленда — например, на сценарии «Из машины», который я когда-то обозревал, стояла пометка V.08. За V.10 безусловно будут и другие версии, это неизбежно в процессе работы над большим фильмом. Лично мне очень нравятся сюжеты, где группа людей сталкивается с чем-то непознанным и превозмогая страх пытается понять с чем имеет дело. И мне хочется верить, что Гарленд сможет сделать картину, которая действительно запомнится. Для второго «Прометея» лично мне достаточно и Ридли Скотта.
Коля Голиков обычный мальчик, который предпочитает общению гаджеты, адрузьям социальные сети. Впервые всвоей жизни отправился вдетский лагерь наберегу Байкала. Жизнь вотряде ненравится Коле. Ребята немогут найти общий язык. Зато онузнает, чтона этом месте давным-давно былдругой лагерь. Тоже детский только пионерский. Аеще онузнает, чтопионеры оставляли капсулы времениспециальные послания будущим поколениям. Нашгерой находит капсулу спосланием 1985 года отпионера Саши Филлипова. Приключения начинаются.
Фильм рассказывает историю любви княжны и подпоручика, в которую вмешивается Первая мировая война, а затем и отречение императора Николая II от престола. А спустя сто лет любовь вспыхивает и между их правнуками.