Российский союз правообладателей (РСП) Никиты Михалкова выступил с инициативой, которая позволит РСП дополнительно собирать около $860 млн в год, но при этом приведет к удорожанию Интернета для обычных пользователей.
Речь идет о концепции глобального лицензирования, которая предполагает через операторов связи брать с пользователей деньги за свободный доступ к Интернет-контенту. Получать эти сборы будет «аккредитованная организация» для последующего распределения денежных средств между правообладателями. Замысел уже поддержало министерство культуры.
Если говорить об этом подробнее, то РСП и Минкультуры предлагают ввести «глобальную лицензию» на все выложенные в Сеть «музыкальные произведения и фонограммы, аудиовизуальные произведения и произведения литературы». Контент, по замыслу авторов инициативы, будут включать в специальный реестр, который будет вести «аккредитованная государством организация по коллективному управлению [авторскими] правами».
Правообладатели могут попросить внести свой контент в список или попросить изъять его из-под действия лицензии. Пользователи, заключая договор на предоставление доступа в Интернет, будут «автоматически» давать согласие на заключение договора на свободный обмен контентом. Это и называется «глобальная лицензия». За нее нужно будет платить: сбор предложено включить в стоимость доступа в интернет, а его объем должно будет определить правительство.
Стоит отметить, что Минкомсвязи критически отнеслось к данному предложению, заявив, что из-за этого на грани банкротства окажутся 70% кинотеатров, создатели контента потеряют «реальную прибыль», прошлые шаги по борьбе с пиратством обесценятся, а сама реализация этой концепции обойдется в миллиарды долларов. Также категорически против этого высказались: Союз операторов мобильной связи ЛТЕ, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Российский союз промышленников и предпринимателей, «Мэйл.ру», «ВКонтакте», «Яндекс», «Рамблер Интернет Холдинг», Национальная федерация музыкальной индустрии, Ассоциация Интернет-издателей, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в Сети «Интернет-видео».
Снятая было с проката скандальная комедия Сета Рогена и Эван Голдберг«Интервью» всё-таки добралась до зрителей: Sony Pictures не только выпустила фильм в ограниченное количество кинотеатров, но и показала его в интернете. Как и ожидалось, скандалы, интриги, расследования и запреты в известном смысле сыграли картине на руку.
Пользователи интернета с помощью наиболее подходящей для каждого из них платформы — Youtube Movies, Google Play Store, Microsoft’s Xbox Live или специально созданного сайта SeeTheInterview.com — сообща занесли в копилку «Интервью» более $15 млн за четыре дня, сделав эту комедию самым успешным фильмом Sony в онлайн-прокате. Источники сообщают, что в день старта фильм в основном смотрели через службы Google. В дальнейшем картина вполне может поменяться, поскольку утром 28 декабря она попала еще и в iTunes Store вездесущей корпорации Apple. Изначально фильм собирались показывать только на территории США, но затем было принято решение расширить географию VOD-трансляции. Всего, по сообщениям пресс-службы Sony Pictures, комедия про покушение на северокорейского лидера была взята напрокат ($5,99 на два дня) или приобретена (стоимость покупки — $14,99) пользователями более двух миллионов раз.
Кроме того, «Интервью» показали в 331 американском кинотеатре. Ограниченный прокат на Рождество принёс студии Sony ещё $2,8 млн. Достаточно неплохо, учитывая, что производственный бюджет ленты, по имеющимся данным, составил около $44 млн. Разумеется, в широком прокате показатели были бы совсем другими, но интерес зрителей к скандальной картине и так весьма велик, а запреты и хакерские атаки на сервера Sony этот самый интерес только подогрели.
Между тем, на территории России решение о прокате «Интервью» будет приниматься только в будущем году, но министерство культуры уже высказалось против фильма и даже успело призвать граждан бойкотировать это кино в любом случае. В частности, Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, заявляет следующее:
— Мы должны помнить о том, что между нашей страной и Северной Кореей существуют определенные, исторически сложившиеся отношения. И, что важнее всего, — у нас отсутствует традиция оскорблять президентов других стран.
Посольство Северной Кореи в Москве также обратилось с заявлением, в котором сообщило, что фильм этот очень опасен, так как, по сути, пропагандирует терроризм, но, несмотря на это все, отечественные VOD-сервисы уже выказали заинтересованность в возможности показать «Интервью» российским пользователям интернета.
В конце каждого год в Голливуде публикуют т.н. «Черный список» неспродюсированных сценариев. Его составляют продюсеры, агенты, представители студии – т.е. те люди, которые решают какой проект запустить в производство, а какой нет. Составители списка постоянно подчеркивают, что эти сценарии никак не подходят под категорию лучших — это просто любимые работы продюсеров, по разным причинам пока так и не воплощенные на большом экране. Черный список хорош тем, что в него попадают абсолютно разные скрипты, начиная от байопиков и комнатных хорроров и заканчивая огромными блокбастерами – так что порой в нем можно найти действительно хорощие вещи.
Признаться, логлайны большинства сценариев из свежего Черного списка 2014 года меня не слишком вдохновили. Впрочем, я неоднократно убеждался в том, что не судить об интересности работы по логлайну. Зачастую, интригующие логлайны оказываются лучшим, что есть во всем сценарии. И наоборот.
Как бы то ни было, я решил выбрать для ознакомления какой-то сценарий из Списка этого года. Выбор пал на работу Эрика Хайссерера «Bird Box», занимающую в нем 23 из 70 позиция. Сценарий является адаптацией одноименного романа Джоша Малермана, права на который как это сейчас принято еще до публикации купила студия Universal. Логлайн скрипта гласит: «Женщина пытается доставить детей в убежище в то время как наш мир подвергается нашествию монстров, взглянув на которых люди мгновенно сходят с ума».
Итак, сценарий рассказывает историю Мэлори – женщины, которая отправляется в путешествие на лодке по реке с двумя четырехлетними детьми в поисках нового убежища. Особенность путешествия заключается в том, что у нее и детей практически все время завязаны глаза – как можно понять из логлайна, Землю заполонили монстры, увидев которых мгновенно сходишь с ума. Причем, это касается как обычного зрения, так и скажем наблюдения через тепловизоры.
Должен сказать, что само путешествие занимает примерно 20% работы – остальная часть приводится на флэшбеки, которые начинаются сразу после вступительной сцены и разворачиваются за пять лет до нее. Из флэшбеков мы узнаем, как из ниоткуда по всей планете появились монстры, и как беременная Мэлори с группой незнакомых ей людей оказалась заперта в доме, и как они пытались выжить – отправлялись в путешествие в супермаркет на машине с полностью закрытыми окнами используя лишь GPS, слушали радио, ждали нацгвардию и т.п.Не знаю, вполне возможно что оригинальный роман интересный и держит в напряжении до самого конца. Однако в формате сценария вся эта история отдает духом я бы сказал Шьямалана середины нулевых. Взявшиеся из ниоткуда монстры, увидев которых люди сходят с ума и затем убивают себя или пытаются заставить других тоже увидеть их – чистой воды растения-убийцы из «Явления». Тот факт, что нам толком не показывают монстров – лишь их тени, рисунки, тянущиеся в щель когти – чистой воды «Знаки». Плюс, подобно пришельцам из «Знаков» у монстров явно проблемы с проникновением в людские жилища – деревянные двери и окна им не по зубам, зато они могут атаковать машину.
Еще один отчетливый элемент Шьямалана – твист заключающийся в отсутствии твиста. Я честно ожидал что в такой отдающей массовым сумасшествием истории с непонятно откуда взявшимися монстрами, которых напрямую, никто не видит все же должна быть какая-то неопределенность – ну как в «Бабадуке», где то конца непонятно, то ли монстр все же есть, то ли «счастливая» мамаша окончательно тронулась умом. Но нет, никакого твиста в «Bird Box» нет – монстры на самом деле есть, и спастись можно если просто закрыть/завязать глаза и не смотреть на них.
Еще одна странность заключается в том, что у детей Мэлори нет имен – она зовет их Мальчик и Девочка. Наверно, это должно показать, что героиня попыталась таким образом эмоционально оградить себя от пережитого ужаса и сосредоточиться лишь на выживании – но все же, это еще одна деталь в которую лично у меня вызывает большой скепсис.
В целом, основной плюс этого проекта это его низкобюджетность. Поскольку монстров нам вообще не показывают, и почти все действие происходит в доме, такой фильм можно снять за небольшие деньги и при этом еще и сделать интригующий трейлер. Повторюсь, возможно что в формате романа, эта история воспринимается намного лучше – но в формате Хайссерера все это слишком похоже на сценарий Шьямалана той эпохи, когда он уже лично для меня пошел по наклонной.
Еще в феврале 2013 года, до написания сценария, сообщалось что режиссером фильма станет Андрес Мускетти. Однако судя по отсутствию данного проекта в его нынешних планах и по самому нахождению сценария в Черном списке, похоже что проект пока что не слишком торопиться сдвигаться с мертвой точки.
P.S. Забыл про главное – название. Во время путешествия у героини с собой находится коробка с попугайчиком, который выполняет роль детектора движения из «Чужих». Когда монстры рядом, попугайчик начинает нервничать и героиня знает, что надо плотнее закрывать глаза.