Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (08/96)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (08/96)

“Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней трудись и делай в них всякие
дела твои, а в день седьмой - Суббота Господу Богу твоему”. Такова четвертая
ветхозаветная заповедь, о которой начался наш разговор в прошлый раз.
В жизни своей мы должны быть подобны Господу. И четвертая заповедь открывает
нам: надо помнить день, в который наши труды начнут приносить плоды, наши упования,
надежды будут выражены в чем-то очевидном.
Евангелие говорит: “нет ничего тайного, что не стало бы явным” (Мк, 4, 22) и
“по подам узнаете вы дерево” (Мф, 12,33). Так и здесь. Человек, с одной стороны,
трудится, потому что видит день субботний, день покоя, видит, как следует устроить
жизнь, землю для этого дня, как - наши отношения, чтобы мы могли упокоиться с
Богом.
С другой стороны, любое наше дело должно быть ради дня Господня. И этот день
я посвящаю тому, чтобы смотреть: действительно ли дела мои были ради Субботы,
ради вечности, ради Бога, близких, или же это нечто суетное, что уже прекратилось,
не нужно, отошло. Стало ли самостоятельным дело, над которым я трудился, или
оно требует постоянного попечения, сил, и само по себе не стоит, рушится.
Мы знаем: все на земле переменчиво, все, сделанное не ради Бога, имеет небольшой
предел. Даже грандиозные империи, страны, города, целые науки, не имеющие в себе
благословения Божия, рушились. В Священном Писании у апостола Павла есть замечательные
слова: если не созиждет Бог трудов делателей своих, всуе трудились они. Это о
том же.
Четвертая заповедь как бы устанавливает ритм жизни: шесть дней человек должен
отдавать, приносить себя - и на седьмой принимать.  Шесть дней в земной неделе
мы трудимся, седьмой - Господу Богу, собирание сил.
Некоторые думают, что посвящать себя Богу - некий  тяжкий труд. И когда заповедь
стали понимать буквально - шесть дней трудись, а в седьмой, будь любезен, молись,
кланяйся и прочее, - то вера закончилась. Все-таки мы - дети Божии. И в этот
день осознаем себя детьми, понимаем, что, хотя и сами трудимся, и можем быть
творцами, но во всем нуждаемся. День седьмой - наша просьба, молитва перед Богом,
чтобы стяжал дух благой, с которым мы могли бы трудиться. 
Бывает труд и не ради субботнего дня, а чтобы выжить, есть, пить и в седьмой
день - отдохнуть. Такой труд - подъяремный. И вся неделя будет неблагословенной,
безблагодатной. И отдых мелькнет кратким мигом небытия, забвения, в котором человек,
говоря современным языком, отвлекается, развлекается, чтобы завтра столкнуться
с насущной необходимостью тратить себя ради своих работодателей.
Суббота, день покоя, была заповедана в Ветхом Завете. И этой заповеди никто не
отменял. Мы чтим ее. В субботу в дни Великого поста проходит Литургия. Суббота
считается праздником. Но у нас есть еще один день покоя - как бы вселенского,
день воскресный. Он выше субботнего. У нас - новая заповедь. 
Тут многие претыкаются, недоумевают. Есть вроде бы Суббота, что ж еще?
День воскресный открывает нам смысл новой субботы, той, которая будет за кончиной
мира. Наша жизнь проходит в трудах. Но со смертью тела она не обрывается. День
субботний , день покоя - это тот, в который мы вступим по смерти. И Евангелие
говорит нам, чтобы человек на земле всегда трезвился, всегда работал, избегал
оставаться не у дел, в праздности.
День субботний требует великого труда, собранности. И определенной жертвы. В
него проявляются предыдущие заповеди: кумиры и наша многопопечительность требует
служения, многие обещания требуют, чтобы мы их выполняли. И становится ясно,
кому же каждый из нас служит: Богу ли? людям? страстям?
Можно четвертую заповедь адресовать и к иным поприщам человека, которые не вмещают
в дни, годы. Бывают промежутки, когда надо оглядеться, оглянуться. Их, может
быть, труднее заметить, потому что они не установлены внешним образом, как неделя.
Кстати, любопытно, что наше государство даже в мелочах пыталось ритм Божий нарушить.
В 30-е годы ввели шестидневку. Дни шли по номерам: 1-й, 2-й - до 6-го.
А седьмого дня как будто и не было. В 6-й день отдыхали. И если вы смотрели фильм
“Волга-Волга”, то видели, как на колесе указывалось: 1-й день, 2-й день ...
Но человек, как оказалось, не смог так жить. Семь дней - они где-то в основании
нашем лежат. Любая заповедь Божия - это не внешнее установление, а отражение
нашего внутреннего строения, объяснение нам нас самих. Пожалуйста, нарушай. Но
в итоге увидишь: человеческое существо призвано к выполнению заповедей.

 О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное