Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (08/94)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (08/94)

Первая заповедь, данная Господом Моисею, вроде бы проста: “Аз есмь Бог един и
да не будут тебе Бози иные”. Единственность Бога практически отвечает на все
вопросы. Мы не чувствуем мир связанным: каждый сам по себе. Но бог един. И если
бы мы ощущали это, мир стал бы для нас един: прошлое, будущее, настоящее. И когда
действительно переживаем близость Бога, чувствуем единство себя со всеми, полную
свою неправду, радость - одновременно.
Такое единство Бога дает полноту жизни. Противоположность ему - гордость: я один,
никто мне не нужен. У хорошего всегда есть антитеза. Худое - это оболганное,
перевернутое, неправильно использованное хорошее. Зло не придумывает нового,
оно коверкает, перекручивает добро. Посмотри на плохое (его легче видно) - и
поймешь, каким бывает хорошее.
В Ветхом Завете признавали Бога-Отца. Его никто никогда не видел, не могли изображать.
А мы исповедуем Живоначальную Троицу - и Господь Иисус Христос приходит к нам
более понятным. Он воплотился в человека с этой целью, чтобы мы могли изображать
Его, думать о Нем, беседовать с Ним. Приходя к нему искренне, начинаешь чувствовать:
есть Отец, действует Дух. Сам Господь Говорит: кто верует в Меня, верует в пославшего
Меня Отца. Они нераздельны.
Человеку отягощенному делами, суетой, рассеянному, нужно понимать, какая заповедь
главная, какая второстепенная, в чем они сочетаются. От этого - несвобода, приходится
оглядываться : что можно ? что нельзя?
Апостол Павел снимает запреты: можно все. Правда, потом объясняет, ради других,
дабы их не смущать, от каких-то вещей лучше отказываться. А какие-то  - просто
неполезны.
Если человек любит, говорит Апостол, над ним нет закона. То есть ему не нужны
правила со стороны, они у него в сердце. Мы думаем, что любовь - качество Божие.
На самом деле это сущность Его бытия.
Любовь - действующая сила. Ее нельзя вспомнить, представить. Она или есть, или
нет. Человек любящий знает Бога, живет Им.
Сейчас путают любовь чувственную и благую. Важно понимать: она приходит не обязательно
чувствами, но и разумом. Как, например, любить врага? Конечно, не так, как своего
ребенка! Даже детей нужно по -разному любить.
Считается, будто любовь должна приносить только радость. Нет, она рождает терпение.
Если я не люблю, я испугаюсь врага, ожесточусь, а если люблю, буду понимать:
он тоже под Богом ходит, ему тоже нужно спастись. Пусть у него этого в мыслях
нет! И строю с ним свои отношения так, чтобы он наиболее коротким путем мог придти
к Богу.
С законом часто бывает так: он принят, а потом начинаются поправки - и в конце
они одни остаются. Так случилось и в Ветхом Завете: поправки и толкования настолько
разрослись, что законники иудейские приходили ко Христу и спрашивали: “Учитель!
Какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф,22,36).
Господь отвечал: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею, и всем разумением твоим”; Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая
же подобная ей: ”возлюби ближнего своего как самого себя”; на сих двух заповедях
утверждается весь закон и пророки” (Мф,22,37-40).
Господь объединил эти две заповеди. Новый Завет - все-таки новый закон.
Во времена Ветхого Завета человек был в чем-то груб, а в чем-то сохранял первозданное
совершенство. Он начинал обожествлять природу. Нужно было защитить людей от язычества.
И бог дал им заповеди.
На момент, когда Моисей на горе Синай заключал завет с Богом, народ Иудейский
поклонялся золотому тельцу. Вот они, таинственные стороны души: нам Бог открывается
- и мы узнаем себя с худшей стороны. Сделал шаг к добру - и душа становится слабее.
В чем тут причина?
Существуют светлые и темные силы. Те и другие по-своему помогают людям. Святые
отцы говорили: волю человека ни Бог, ни дьявол не могут. Мы свободны в выборе.
Но от выбора зависит, кто нас поддерживает. Идешь навстречу Богу - и помощь темных
сил отходит. Какая помощь? Умение самооправдаться, утвердиться, превзойти других.
Лишаясь этих качеств, мы вроде бы становимся слабее. Зато получаем от Бога прозрение,
видение сути вещей, новое мироощущение , цельность и смысл жизни.
“Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит
младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир”
(Иоанн,16,21). Так и с нами происходит.
 Представление о Боге выражается в чаяниях людей, в надежде на Него. Чего ждал
народ иудейский? Чтобы Господь воплотился и дал им царствие земное, рай на земле.
Чего и нам желательно. Царствия Небесного они не смогли принять. И даже Апостолы
его не особенно хотели. Господь им говорит: “мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий
предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть” (Мф,20,18).
А они Ему: можно в царствии Твоем сесть по правую и левую руку от тебя. Он им
о страданиях. А им не хочется. И нам не хочется.


О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное