Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Святитель Митрофан


Информационный Канал Subscribe.Ru

Святые
Святитель Митрофан
Будущий первый епископ Воронежа — святитель Митрофан родился в 1623 году. При
Крещении наречен Михаилом. Родители воспитали его в православной вере, и он служил
священником до 40 лет. Овдовел и постригся в монахи.
У священника Михаила был сын Иоанн. Уже епископом отец трогательно заботился
о нем. Иван был подьячим (иподиаконом) в Унженском монастыре. “...не покиньте
сына моего Ивана во всем... и от всяких сторонних людей поберегите”, — просил
настоятеля святитель в письме. О том же писал он и другим людям.
Возможно, по причине такой заботливости, да еще по чудесам, в народе укрепилась
уверенность: святитель Митрофан Воронежский помогает устроить судьбы детей. Молятся
ему об этом и сейчас.
В нескольких монастырях подвизался будущий владыка. Быстро из простого монаха
стал игуменом. В 1682 году — епископом.
Время было неспокойное. Реформы Никона. Церковный раскол. А на троне — два юных
царя: 16-летний Иван, больной и недееспособный, и 10-летний Петр. При них — реальная
правительница царевна Софья.
Коронация состоялась, когда владыка только принял сан и находился в Москве. Он
подносил патриарху царский венец Петра. И словно на всю жизнь почувствовал себя
ответственным за этого царя.
А через несколько недель начался кровавый стрелецкий бунт. Его подавили. Но в
памяти святителя остались чудовищные картины уничтожения людей — людьми. Он был
убежден, что надо бороться с расколом. Но не мечом и огнем, а словом, учением,
молитвой. Оружие — только для защиты.
Воронежская епархия только что была создана. Средств не имела. Постепенно все
устраивалось. Но по-прежнему святитель вел жизнь аскета. При этом помогал беднякам.
Строил кафедральный собор в честь Благовещения Богородицы.
Проходит 10 лет — и в 1692 году в Воронеж приехал царь Петр. Начиналось создание
русского флота. Святитель Митрофан понимал, как важна защита рубежей России.
Он пожертвовал немалые деньги на флотилию.
В Воронеж согнали людей со всей России. Прямо под открытым небом, ненакормленные,
грязные, оставались они на берегу реки. Многие болели, умирали. Уход за ними
взяла на себя Церковь. Многих отпел епископ, даже не зная имен, и похоронил на
средства епархии.
У Петра все на иноземный лад. Иностранцы на командных постах. Царь побывал “в
заграницах”, привык к табаку, низкопробной сивухе. Даже организовал с собутыльниками
пародию на церковное Богослужение — страшное кощунство. 
Перед спуском флота на воду, был задуман большой праздник. Петр позвал к себе
святителя Митрофана. Тот направился к царю “по-простому”, пешком. За воротами
государевой резиденции увидел аполлонов и венер, повернулся и ушел.
Петру доложили. Последовала вспышка диктаторской ярости: “Вернуть! Достоин смерти!”
Но и после этого владыка к Петру не явился, велел передать ему: “Жизнь моя во
власти царя,.. для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана,..
не прилично православному государю ставить идолов и тем соблазнять простые сердца...”
Так решительно по принципиальному вопросу великому реформатору никто не возражал.
Гнев его остыл. Аполлонов убрали.
Как известно, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович спорили, какая власть
выше — церковная или царская. А святитель Митрофан наглядно показал: он имел
над государем власть духовную, но признавал приоритет монарха в делах светских.
Во время Северной войны 1700—1701 годов российская казна истощилась. Из колоколов
отливали пушки. И снова святитель Митрофан послал Петру большую сумму денег.
Никто не знал, что личных средств у владыки не осталось. Его жизнь подходила
к концу, а “на помин души” ничего нет.
В ноябре 1703 года царь Петр приехал в Воронеж. Святитель уже отходил. В схиме
он принял имя Макария. Петр поцеловал ему руку. Закрыл глаза усопшему. С сожалением
произнес:
— Не осталось у меня такого святого старца, буде ему вечная память.
Царь сам нес к месту погребения тело святителя. Издал указ о выделении денег
на его поминовение.
Народное почитание святого Митрофана Воронежского началось сразу же. Из-за строительных
работ его тело после погребения переносили дважды. Оно оставалось нетленным.
В XIX веке мощи святителя снова открылись — во время ремонта фундамента Благовещенского
собора. А поскольку чудеса от них не прекращались никогда, был поставлен вопрос
о канонизации святого. Она состоялась в августе 1832 года.
В 1919 году атеистические власти изъяли мощи святителя Митрофана и поместили
в краеведческий музей. Их второе обретение произошло в 1989 году — 70 лет спустя.
Нетленное тело первого епископа Воронежа положили в кипарисовый гроб. Его несли
к храму по дороге, усыпанной цветами.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное