Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (11/95)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (11/95)

“ Не сотвори себе кумира ...” Мы продолжаем разговор об этой ветхозаветной заповеди.
И сегодня мне хотелось бы сказать об идоле справедливости.


Люди хотят в этой жизни за свои добрые дела получать только добро, да еще чтобы
другие, кто по их мнению, не по-доброму живет, тоже получали  адекватно. И в
быту, и в обществе, и в национальных отношениях. И начинают за это бороться.
Им желательно, чтобы в нашем видимом мире существовало видимая причинно-следственная
связь. Вообще она есть. Но если человек не знает духовного мира, никогда ее не
проследит. Господь говорит : нет ничего тайного, что не стало бы явным. Тем самым
Он объясняет: что-то скрыто. 
Вся жизнь подобна тайне. Мы сеем семена. Сразу стричь урожай никому не удается:
ни в познаниях, ни в учебе, ни в детях, ни в отношениях с другими.  И все-таки
справедливость всегда приходит.
Между прочим, кто вставал над сиюминутной справедливостью - интуитивно ли, по
вере ли - тот побеждал. Чего-то серьезного добивались те ученые, которые жертвовали
собой. Те же, кто крал чужие открытия, отлично понимали: не мое. Получали прижизненные
почести, но в душе испытывали тяжкое разочарование. “Что высоко перед людьми,
то низко перед Богом”. В конце концов мы это осознаем. Душа за все получает явно.
Каков же вывод? Когда я поступаю хорошо, это естественно. Когда же хочу за поступок
иметь награду, это состояние ложное. О том и Евангелие говорит: если делаешь
добро тем, кто тебе отвечает добром, то ведешь себя как язычник, не больше.
Закон справедливости на языке Ветхого Завета звучал так: “Око за око, зуб за
зуб”. Господь Иисус Христос его отменил и велел любить обижающих нас, любить
врагов. Все мы люди, все мы ограничены в наших представлениях о других. И даже
о себе. Если бы нам за мысли, поступки, всегда воздавалось должное, то мы бы
уже умерли! Но мы просим Бога о милости и прощении - за предательство, обманы.
Пусть тот, кто живет по справедливости, попробует обойтись без прощения, пусть
получит в полную меру! И он ужаснется!
Обычно такие люди-борцы к себе иначе относятся, чем к другим, снисходительнее
и не замечают, что тем самым нарушают справедливость. Правда, существуют примеры
жертвенные, когда они готовы были и себя положить, и других. Но результат - один
и тот же. Вокруг себя они оставляли буквально выжженную пустыню.
С такими людьми тяжело и не хочется быть рядом. Они находятся в ужасном состоянии.
И хотя часто бывают порядочными, честными, но душевно - слепы. Многие из них
через беды прозревали, уходили от борьбы. Некоторые какую-то свою определенную
человеческую справедливость утверждали, но в ней никто не хотел и не мог жить.
Что бывает, когда человек поклоняется идолу справедливости? Непрерывная борьба
со злом. Такое устроение души - не правильное. Прилепляйся добру, отлепляйся
зла - вот правило. А многие упираются в одни недостатки. Но так не возможно помочь
ни человеку, ни обществу, ни себе, ни кому.
Голая критика и самокритика непродуктивна, сплошное мучение. И подвиг человека
не в том, чтобы выискивать недостатки, а в том, чтобы искать в себе, в других,
вокруг божественное, красивое, человечное. Это гораздо сложнее, чем просто воевать
со злом.
Надо не только видеть в себе грех, грязь, но видеть и то, как велики возможности
 души, как она может быть красива и безгранична. Везде искать благо - пусть оскорбленное,
униженное, затоптанное, неухоженное.
Когда ребенок упрется и поступает плохо, его лучше отвлечь. Так же и со взрослым.
Он может быть свиньей, последним мерзавцем, но дайте ему дело, допустим, ухаживать
за больным, и он послужит добру и ощутит в себе добро. 
Мы  часто думаем, что люди бывают хорошими и плохими. Но это клише. Человек способен
низко пасть. Но по степени его падения легко определить, насколько он может быть
высок. Это связано напрямую.
Значат ли наши рассуждения, что со злом вообще не надо бороться? Отнюдь! Нужно
устранять конкретное зло в себе - и тогда увидишь. как устранить вокруг. Иначе
даже и не заметишь его! Часто и в церкви люди претыкаются о закон справедливости.
Видят, что Бог милует, щадит добрых и злых, и обижаются. Что это? Самая грубая
зависть.
Радоваться когда других прощают, - высший дар, жертвенный. Конечно, грустно,
что другого любят, жизнь за него отдают, а за меня - никто не хочет. Но посмотри
на себя честно!
Есть люди, которые делают идола и из церковных обрядов. Но об этом -в следующий
раз.


 О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное