Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (03/96)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (03/96)

Мы говорили о второй заповеди: нельзя из понятий, предметов, дел создавать кумиров,
то есть считать их важнее души человека, вечности.
Любой грех проявляется как некое нерадение. Я могу не помогать вам, хотя вижу,
что помощь нужна,- или помогать так, что замучаю. Могу жадничать, денег не давать
- или их расточать. Это один и тот же грех - сребролюбие. Могу не верить - или
верить так, что лоб разобью. На этот счет пословица есть: “Заставь дурака Богу
молиться, он и лоб расшибет”.
И так с кумирами: могут творить их себе, а с другой стороны - не признавать авторитетов.
Так тоже проявляется идолослужение.

Посмотрите: грех- всегда уклонение от нормы, а не какое-нибудь придуманное грешное
дело. Вместо того, чтобы поступить, соблюдая нормальный нравственный закон, мы
уклоняемся в сторону - и грех получается сам собой.
Человек зная, что нельзя поклоняться идолам, может напугаться, начнет видеть
идолов везде. И это - тоже идолослужение, сама заповедь становится для него камнем
преткновения.
Другой пример. Надо следить за здоровьем. Но стоит начать день и ночь прислушиваться,
скажем, к стуку сердца - с ума сойдешь. Ну, работает- и слава Богу !
Так и тут. Из жизни можно все выбросить, сделать незначащим. “Идол- не идол”
- грань очень тонкая. Случается, что другие люди оказываются для нас - ничем.
Ходит кто-то, просит милосердия. Ну, и что? 
А я в каждом должен увидеть присутствие Божие. Христос говорил: когда мы делаем
что-то для другого, делаем для Него. Или не делаем. Человек велик тем, что с
ним Бог. И если в сердце его живет Господь, получается, я с самим Богом встретился,
правильно?
Допустим, я служу такому человеку, прихожу к нему, слушаюсь его. И происходят
вещи очень важные. Я, не имеющий таких, как у него, даров, вхожу в его жизнь.
На языке Евангелия это звучит так: тот, кто почитает праведника, имеет награду
праведника. Я жил не праведником, но его уважал. И я - праведник.
Уважающий пророка, имеет награду пророка. Он не пророк, но делил с ним жизнь;
что положено пророку, дается и ему. То есть можно этим не быть, но этому служить.
Мы знаем людей, которые умнее нас. Нам не зазорно помочь им изобретать, строить.
Есть люди талантливее нас. Не зазорно удивляться произведениями их искусства.
Здесь тоже проявляется некое служение, отдание достойной чести тем, кто трудится.
Бог-то действует через людей. Не искушай Господа, не жди: вот манна с небес свалится.
Есть у тебя ум, руки, так действуй, отдавай талант другим.
Отрицая чьи-то достижения, мы превращаемся в законников, фарисеев. Служа букве,
идолу, отворачиваемся от людей - они для нас не авторитет. И это - одна из первых
ступеней в бездну, пропасть.
На этом, кстати, основана теория, что все мы равны. Никто не равен другому. У
всех разные дары, таланты, они несоизмеримы, их нельзя сравнивать. Один умный,
а второй - добрый. Что лучше?
Умный должен помогать доброму, добрый - просить помощи у умного. Вместе они будут
добры и умны. И осторожный нужен, и решительный, и волевой. И больной, калека.
Человек, принимающий болезнь с благодарностью, без ропота, несет на себе грехи
мира, искупает своей жизнью жизнь других людей - злых, сердитых, нелюбящих и
прочих. И прекрасно понимает, что делает. Мы обычно пассивно терпим боль, задним
числом понимаем: она была на пользу. Некоторые - активно не терпят. А люди талантливые
знают: моя болезнь - крест, я живу общей жизнью с Христом, распинаю себя. Один
из высших талантов!
Итак, не стоит считать себя центром мира: никто мне не нужен, никому я не кланяюсь.
Это потеря нормы. Ведь все мы связаны, как органы в теле.
Конечно, по-жизни мы должны быть внимательны к себе, осторожны. И добрый может
потерять доброту, и злой перемениться. Жизнь изменчива. Умейте видеть в себе
и распознавать то и другое.

 О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное