Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (05/96)


Информационный Канал Subscribe.Ru

И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ (05/96)

Вначале скажу, как принято понимать третью заповедь: “Не поминай имя Господа
Бога твоего напрасно” (по-церковно-славянски - всуе). Не поминай имя Божие там,
где нет глубины чувств - в незначительных разговорах, в бытовой жизни. Нельзя
мелкое преувеличивать.
Больше всех твердят: “Господи, Господи ...” - те, кто не верует. Тут нет ничего
удивительного. Для них это имя не свято.
Божие благословение надо просить всегда - тогда дело будет совершеннее и на пользу
человеку. Апостол Павел об этом говорил, если Бог не благословит, напрасно трудится
созидающий.
Существуют дела, которые мы можем сделать сами - шнурки завязать, пуговицу застегнуть.
Мы не просим : ”Господи, помоги!” Но и тут нужно благословение, чтобы быть в
собранном состоянии, чтобы не придать какому-то эпизоду излишнее значение: не
любоваться пуговицей, не тратить время впустую. Наконец, чтобы увидеть: даже
самое мелкое начинание без благословения Божия, хоть разбейся - не получится.
В этом смысле к третьей ветхозаветной близка новозаветная заповедь. Когда дьявол
искушал Господа в пустыне, он поставил Его на крыле храма и сказал: бросайся
вниз, ибо сказано “Ангелам своим заповедает о Тебе  сохранить тебя; и на руках
понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею” (от Луки, 4, 10-11). На
что Господь спокойно ответил отказом. Зачем прыгать, когда есть ноги спуститься?
На его языке это звучало: “Не искушай Господа Бога своего”.
Очень важно понять : к Богу надо обращаться, когда сами не справляемся и никто
не может помочь нам, нет возможности, наступил предел. Тогда мы будем ясно чувствовать,
Кто же нам помог. А то обращаемся, когда и сами можем справиться, и потом не
знаем: сами сделали или не сами?
Третья заповедь относится и к исповеди, и ко всем Таинствам. Когда я чрезмерно
надеюсь на Божие милосердие, а сам не радею, не проявляю волевых усилий, не имею
нравственных переживаний - это оборачивается бедствием потом. Многое у меня отнимается.
Есть даже пословица: “На Бога надейся, а сам не плошай”. Надеяться надо, но чтобы
не получалось пустоты, суеты, которые мы сами создаем.
Вы только оглянитесь вокруг: сколько крестов носят сверху одежды, в ушах! Миниатюрные
иконки одевают как украшения. Но если вдуматься, станет ясно: то, что сокровенно
- не станешь выставлять напоказ, то, что свято - в ухо не заткнешь. И получается,
что, походя, люди нарушают все ту же третью заповедь, что поминают всуе, попусту
имя Господа, разменивают душу на суету, на ничто.
Иногда покупают некачественные иконы, кресты. Не стоит. Лучше иметь одну достойную
вещь, чем обилие мишуры, которая тоже - поминание Господа всуе. Некоторые украшают
святыни искусственными цветами. Пусть редко, но ставьте к иконам живые цветы.
Сейчас издается много недоброкачественной литературы. Советуйтесь со священниками,
что вам читать.
Естественно, когда человек начинает стараться жить по заповедям, ему надо убрать
из речи все “Господи, помилуй!”, “Прости, Господи!”, - как междометия, восклицания.
Я бы не советовал и слова, связанные со всякою темнотою, всуе употреблять. На
этот счет есть поговорка: ”Только назови имя черта, а он уже у тебя на плечах
сидит”. Так и есть. Зачем это нужно? Люди не знают, с чем играют. Что ты призываешь,
то и получишь.



 О.Алексий ПОТОКИН

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное