Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Модернизация как возвращение к истокам


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 567581 from CIS]

16 ноября, 2005

Станислав Минин, НГ-религии

Модернизация как возвращение к истокам

Борис Фаликов полагает, что создатели новых религий хотят "исправить"
христианство

– С чем связана популярность харизматических новых религиозных движений на
Западе, в частности в США? Как можно объяснить рост их популярности в России
и странах СНГ?

– Новые религии существовали всегда. И христианство было когда-то новой
религией. Но раньше их возникновение шло в русле существующих религиозных
традиций. Буддизм произрос на индуистской почве, христианство – на
иудейской, без иудаизма и христианства не было бы ислама. Затем эти религии
обновлялись уже внутри себя. К примеру, протестантская реформация – это
модернизация христианства через возвращение к истокам.

Сейчас мы имеем нечто иное, а именно секуляризацию, обмирщение религии,
изменение ее роли в обществе. Но религиозный импульс, по-моему, не иссяк.
Поэтому новые религии возникают, но не в русле традиций. Они вынуждены
проторять себе дорогу по совершенно новой территории. И территория это
мирская.

Отсюда их популярность – они пытаются дать религиозные ответы на светские
вопросы. Причем ответы эти складываются из элементов старых религий, ведь
ничего радикально нового в этой сфере не придумаешь. И эти элементы не
только перемешиваются между собой, но и соединяются с мирскими заботами.
Возникают эклектические учения, которые привлекательны для обитателей
глобализирующегося мира.

Приведу пример. Во многих новых религиях популярны элементы йоги – древней
индийской аскетической дисциплины. Но она не только запросто сочетается с
псевдонаучными вещами (как в трансцендентальной медитации), но и перестает
быть аскезой, становясь методом "священного оздоровления", то есть дает
религиозный ответ на вполне земной вопрос. Ну как же ей не стать популярной?

Что касается России, то она тоже становится частью единого мира (а этот
процесс, как бы мы к нему ни относились, остановить невозможно), поэтому
новые религии обретают популярность и в ней.

– Чем привлекателен Восток для современного западного человека, ищущего
выход своей религиозности?

– В современной религиозной эклектике восточный элемент играет большую роль.
В основном с Востока заимствуются сильные психотехники вроде упомянутой мною
йоги. Они, конечно, адаптируются для западного потребителя, но эффективности
своей не теряют. В этом их привлекательность – они берут не словом, а делом.

Наряду с этим сейчас востребованы восточные миссионерские религии вроде
кришнаизма. Они стали распространяться в контркультурные времена, когда
молодежь искала альтернативу западному образу жизни, хотела целиком
погрузиться в чужие культуры и религии. Сейчас времена тотального отказа от
своей культуры прошли, но кришнаиты по-прежнему находят себе адептов.

На мой взгляд, это объясняется ностальгией по "первозданному монотеизму".
Тем, кто это выбирает, кажется, что христианство утратило свою чистоту, а
кришнаизм не утратил, к тому же он древнее (хотя это вопрос весьма спорный)
и универсальней. Адепты Общества сознания Кришны сравнительно недавно начали
проповедовать всему миру (раньше они ограничивались Индией), поэтому они и
переживают свой универсализм так остро.

Христианство, как им кажется, его теряет, расползаясь по национальным углам.
Они себя сейчас не расценивают как альтернативу христианству, а скорее как
коррективу. Поэтому провозглашают принцип открытости и диалога. И сохраняют
популярность.

А буддизм на Западе, кстати, востребован по противоположной причине. Он для
тех, кто от монотеизма как раз устал и не может согласовать его с
современной наукой. Короче, Восток – это не единое целое, и каждый находит
там что-то свое.

– Где граница между традиционными протестанскими деноминациями и НРД,
возникшими в лоне протестантизма?

– Протестантизм отличается способностью к бесконечному дроблению. В США это
видно невооруженным глазом. Едешь по "церковной" 16-й улице в Вашингтоне и
поражаешься, сколько там всяких протестантских вывесок. Америка и является
родиной новых религиозных движений протестантского корня.

Возникали они тогда, когда к протестантизму прививался какой-то новый
элемент. У мормонов это свое откровение, хотя христианское при этом не
отменяется, у адвентистов и "Свидетелей Иеговы" новые эсхатологические
элементы. Поэтому так сложно ответить на вопрос о границе: это дальнейшее
дробление протестантизма или какая-то метаморфоза? Дело усугубляется тем,
что большинство из "привитых" стремится вернуться в лоно. И это им удается –
адвентистов и даже мормонов протестанты считают своими. Разве что
"Свидетели" по-прежнему несколько выделяются своим радикализмом.

– НРД часто называют "сектами" и даже "тоталитарными сектами". Почему
светское религиоведение отказывается от этих понятий?

– Светское религиоведение стало скептически относиться к термину "секты"
отчасти по причине политкорректности. В христианском мире "секта" – это
плохо, потому что она противопоставляет себя Церкви. Поэтому нельзя все
новое зачислять под эту негативную категорию. Но, на мой взгляд, важнее то,
что этот термин просто не способен описать многие из новых религий. "Секта"
– это то, что откалывается от традиции, а сейчас НРД чаще образуются по
иному принципу – эклектики – и ни от чего не откалываются.

"Тоталитарная секта" – это вообще оксюморон вроде брюсовской "звонкозвучной
тишины". Тоталитаризм – это конкретный термин, введенный немецким социологом
Ханной Арендт и описывающий нацизм и большевизм, то есть скомпрометировавшие
себя идеологии. Секта – негативный религиозный термин. Получается страшилка
сразу для верующих и неверующих, как и задумывалось.

– Представители "традиционных" религий говорят об опасности НРД.
Действительно ли существует такая опасность? Или в данном случае речь идет
исключительно о борьбе за место под солнцем?

– Опасность есть, как она есть в любой самодеятельности, а НРД – это
нередко, хотя и не всегда, религиозная самодеятельность. Но религия не
только оплот консерватизма (хотя это важная функция), но и поле для
творчества (иначе захиреет). А какое же творчество без свободы, а значит, и
самодеятельности?

На мой взгляд, реальную опасность имеют те НРД, где зашкаливает эсхатология.
Напряженное ожидание конца света может подвигнуть (как это случилось с
"АУМ-Синрике") к соблазну взять этот процесс под контроль, то есть ускорить
его. Но "настоящих буйных" и правда мало. Можно счесть по пальцам. А вот
желание традиционных религий повесить ярлык "опасные материалы" на все НРД
подряд без разбора – это свидетельство желания побить конкурента любой
ценой. Что действительно опасно. Они словно не замечают, что для
обмирщенного сознания дискредитируют этим не только своих конкурентов, но
религию вообще, включая, понятное дело, себя самих.

– Как можно оценить степень политической активности харизматических НРД на
Западе, в США?

– Дело в том, что даже самые крупные НРД весьма малочисленны и влиять на
большую политику просто не в состоянии. Конечно, они очень заинтересованы в
соблюдении религиозных свобод. Поэтому всячески сотрудничают с
правозащитными организациями и теми госструктурами, которые занимаются
мониторингом религиозной свободы, например с Госдепом США.

Но те настроения, которые для них характерны (экология, альтернативная
медицина, борьба за мир, поиск новых форм общинности), становятся все более
популярны в обществе в целом. И находят отражение в политике у тех же
зеленых. Но все же пока политики чаще пытаются бороться с "сектами", хотя
очков им это не приносит.

16.11.2005

Источник: НГ-религии

=========================================================

Станислав Минин, НГ-религии

Пророки, жаждущие власти

Представители новых религий обладают особой сектантской психологией, считает
Роман Силантьев

– В чем, на ваш взгляд, причины возникновения и истоки популярности новых
религий на Западе и в России? Можно ли говорить о том, что всплеск
популярности новых религий связан с кризисом религий традиционных?

– Причин возникновения новых религий довольно много, однако основной из них
можно назвать существование в любом обществе определенной группы людей,
члены которой обладают так называемой сектантской психологией. Таким людям
не хочется быть как все, они стремятся найти свой особый путь, который бы
подчеркнул их "избранность" и "незаурядные" духовные дарования. Повышенное
самомнение, в православном христианстве именуемое гордыней, разного рода
психические расстройства весьма типичны для представителей этой группы. Они
обязательно подыщут себе секту, в крайнем случае создадут ее сами на
православном приходе, в буддийской общине, мусульманском джамаате или даже в
клубе воинствующих безбожников.

Прямой зависимости между кризисом традиционных религий и ростом влияния
сект, на мой взгляд, нет. Другое дело, что при нормальном состоянии
традиционных религий новые религиозные движения представляют собой сугубо
маргинальное явление, а при ослабленном – получают шансы встать с ними на
один уровень и расширить свою целевую аудиторию.

Следует помнить, что сектантство не настолько опасное явление, как принято
считать. Даже если не бороться с сектами, они просто физически не в
состоянии охватить более 10% населения. В нашей стране такая "группа риска"
составляет около 4-5 процентов. Даже если человек не принадлежит к общине
традиционной религии, но имеет трезвый ум, в секту он никогда не попадет,
сколько его не вербуй.

– Правомерно ли называть все новые религиозные движения "сектами", как это
нередко происходит? Что такое "тоталитарная секта"?

– Полагаю, что правомерно. Например, в Таиланде сектами называют и вполне
традиционные течения буддизма и этот термин не несет там негативной окраски.
В том, что в нашей стране слово "секта" стало ругательным, виноваты в первую
очередь сами сектанты, которым следовало бы более уважительно относиться к
инаковерующим и пореже нарушать законы. Относительно синонимичных
словосочетаний "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" можно заметить,
что такие эпитеты обычно адресуются сектам, ведущим противозаконную
деятельность.

– Часто приходится слышать о том, что новые религии опасны. В чем
заключается эта опасность? Касается ли это всех новых религий?

– Недобрую славу новым религиям принесли их самые яркие представители –
иеговисты, муниты, саентологи, кришнаиты и асахаристы. Количество скандалов
и уголовных дел, связанных с деятельностью этих организаций, бьет все
рекорды. В то же время в их тени существуют вполне безобидные новые
религиозные движения, которые либо имеют очень узкие целевые аудитории, либо
исключают попадание в свои ряды случайных людей.

В категорию "опасных" попадают в первую очередь те НРД, которые не
стесняются для достижения своих целей заниматься террористической
деятельностью или просто массовыми убийствами людей. К таким группам
относятся многие секты исламского происхождения, сатанисты, африканская
"Церковь Сторожевой башни" (китавала), секты "АУМ-Синрике" и "Ветвь
Давидова". – Новые религии нередко приводятся в качестве примера
использования религиозных чувств со стороны мошенников и финансовых
махинаторов.

– Насколько такие явления в действительности характерны для новых религий?

– Разного рода манипуляции над верующими являются "визитной карточкой" новых
религиозных движений. Самые распространенные из них – выплата специфически
понимаемой "десятины", которая в реальности может достигать до 90% дохода, и
бесплатная работа на секту. Нередко адептов заставляют заниматься
попрошайничеством, вербовать в секту своих родных и сослуживцев,
злоупотреблять служебным положением, передавать секте свое недвижимое
имущество. Конечно, такие эпизоды могут происходить и в общинах традиционных
религий, однако там это, в отличие от сект, не считается нормой.

Самым ярким примером мошенничества новых религиозных движений может служить
их навязчивая мимикрия под традиционные религии. Сектанты всегда будут
утверждать, что они "просто христиане" или последователи "чистого" ислама,
тем самым ассоциируясь с известными и уважаемыми религиозными организациями.
Многие секты изначально создавались с целью заработать денег. Правда, их
лидеры обычно не могли вовремя остановиться и скрыться с награбленным – ведь
в сектах они получали не только миллиарды долларов, но и неограниченную
власть над сотнями, тысячами и даже миллионами людей. И со временем сами
начинали верить в свою пророческую или божественную миссию, после чего
удовлетворить их амбиции может только власть над всем миром.

– Могут ли новые религии, например харизматические Церкви, служить для
традиционных религий примером в плане модернизации учения? Возможна ли в
традиционных религиях такого рода модернизация?

– Нередко безудержная модернизация харизматических деноминаций приводит к
тому, что их просто перестают считать христианскими. Политика "прогибания
под изменчивый мир" еще может быть приемлема для политических партий, однако
для религиозных движений она гибельна и быстро ведет к их деградации. Ни
православное христианство, ни ислам не отказываются от своих традиций,
благодаря чему находятся сейчас на подъеме. В отличие, например, от активно
модернизирующихся западных церквей.

– Возможен ли диалог между представителями традиционных религий и новых
религий в какой-либо области? Или это совершенно нереально?

– Прежде всего надо спросить – кому нужен такой диалог? Приверженцам новых
религий? Но ведь они в лучшем случае считают инаковерующих непросвещенными
язычниками, а в худшем – слугами сатаны. Поэтому любые переговоры
рассматриваются ими как военная хитрость, призванная выиграть время и
обезопасить своих миссионеров. Со своей стороны лидеры традиционных религий
могут быть заинтересованы в просвещении людей, попавших в секты по ошибке,
однако о чем им говорить с Виссарионом или Грабовым? Людьми, которые считают
себя богами? С другой стороны, многие специалисты по сектам мечтают собрать
всех "христов" – Муна, Виссариона, Асахару и Грабового в одной комнате и
пожелать им интересного диалога на тему "А кто же настоящий?".

– Конституционно Российская Федерация – светское государство. Можно ли в
светском государстве проводить различия между традиционными религиями и
новыми религиозными движениями на законодательном уровне?

– Безусловно, можно. В большинстве стран де-юре и де-факто такие различия
вводятся, поскольку совершенно очевидно, что нельзя ставить на один уровень
уважаемую религиозную организацию с многовековой историей и группу,
основанную с целью обогащения своего "гуру" и кучки его помощников. Любая
страна имеет право вести политику протекционизма, которая позволяет защищать
интересы не только промышленных предприятий, но и религиозных организаций.

16.11.2005

Источник: НГ-религии

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное