Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... фестиваль ШЧСМ


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 550875 from CIS]

15 августа 2005, 18:52
РЕПОРТАЖ: Бизнес по-вайшнавски, или Бхакти-йоги атакуют. В Москве проходит
вайшнавский фестиваль. Затем он продолжится в Питере
----------------------------------------------------------------------------
----

Фестиваль, проходящий в Москве с 13 по 16-е, а в Питере с 18 по 21 августа,
организован Культурным центром Шри Чайтанья Сарасвати. Последний в
действительности  светский декор Шри Чайтанья Сарасват Матха,
неоиндуистской миссионерской организации, распространяющей во всём мире
религию вайшнавизма, или "сознания Кришны".

Большинство наших соотечественников знакомы с вайшнавами, или кришнаитами,
благодаря ИСККОН, или Международному Обществу Сознания Кришны  первой
миссионерской организации вайшнавов, возникшей в 70-е годы в Америке и
оттуда в 70-ых завезённой в СССР. ШЧСМ по отношению к МОСК  нечто вроде
младшего брата, и хотя основной административный и религиозный центр ШЧСМ
находится в Индии, в России новая вайшнавская организация появилась в
середине 90-х благодаря эмигрировавшему в Америку несколькими годами ранее
Георгию Аистову. Аистов, сейчас уже свами Авадхут, познакомился с
вайшнавизмом также через ИСККОН, однако сознание Кришны в версии ШЧСМ его
привлекло больше, и он отправился в Россию с миссией своего духовного
учителя  Шрилы Говинды Махараджа.

Принципиальных различий в учении ИСККОН и ШЧСМ нет, однако последователи
Говинды свами не столь фанатичны в следовании "регулирующим принципами" -
различным табу и запретам, регламентирующим повседневную жизнь кришнаита.

"Вайшнавизм"  самоназвание одной из ветвей вишнуизма. Вишнуизм, в свою
очередь,  одно из крупнейших течений индуизма, где объектом поклонения
является Вишну, одно из божеств Тримурти  индуистской "троицы" (Брахма,
Вишну, Шива). Вайшнавизм в качестве верховного божества почитает Кришну
(большинство вишнуитов и индусов считают Кришну воплощением Вишну).
Собственно, большинству западных людей вайшнавы и известны как кришнаиты.

Метод духовной практики вайшнавизма, по аналогии с аштанга-йогой,
карма-йогой, мантра-йогой, получил название бхакти-йоги, или йоги
преданности (Божеству).

Поэтому на нынешнем фестивале гостей приглашают пообщаться с "мировыми
мастерами бхакти-йоги", среди которых - два американца, двое русских, один
мастер родом из ЮАР и только один  из Индии. Символично, не правда ли?

Фестиваль приурочен к 59-й годовщине провозглашения Дня Независимости Индии,
и 14 августа в Милютинском парке Москвы состоялся фестиваль индийской
культуры. Аналогичный фестиваль пройдет 17 августа в Доме офицеров в Питере.

Торжественное открытие фестиваля состоялось в субботу, 13 августа, в
МосБизнесЦентре. Правда, на месте было совершенно неясно, в чём заключалась
церемония. Прозвучала обычная проповедническая лекция с долгими и скучными
"ответами на вопросы", а потом собравшимся, которых было едва ли 30-40
человек, раздали угощение  стаканчик напитка из каркадэ и небольшую порцию
сладостей. Можно было взять порцию добавки, чем охотно пользовались
желающие.

На следующий день состоялся фестиваль индийской культуры в Милютинском
парке.

Сразу при входе в парк бросился в глаза религиозный подтекст: хотя вход на
фестиваль был формально бесплатным, всем входившим настоятельно
рекомендовали пожертвовать "кто сколько может", уламывая скупердяев
следующим образом: "Чем больше вы дадите, чем больше вам вернётся. Это
неумолимый закон".

Видимо, харизмы у девушек в сари было хоть отбавляй, и к концу дня большой
стеклянный ящик был доверху наполнен купюрами разного достоинства.

Хотя фестиваль на первый взгляд действительно имел очень яркую индийскую
окраску, на самом деле так казалось только непосвящённым. Судите сами: в
качестве индийской экзотики, по сути, публике были представлены лишь
индийские танцы да живой слон, некоторое время разгуливавший по парку.

Танцы действительно были индийские, и многие очень даже неплохие и
профессиональные, и всё было бы хорошо, если бы не два обстоятельства.
Во-первых, традиционное искусство было обильно сдобрено всякого рода
экспериментами с современной музыкой и театральной самодеятельностью, что,
впрочем, даже несколько сглаживало главный недостаток  песни и пляски
продолжались весь день, с 12 до 22, с небольшими перерывами. Думается, надо
быть исключительным фанатом индийской культуры, чтобы на протяжении всех 10
часов с упоением внимать ритмам Индии.

Что же касается слона, то, к сожалению, животное не смогло долго выдерживать
зажигательные ритмы танцоров и едва кого-то не затоптало по дороге к выходу.

Нужно упомянуть выступление на открытии фестиваля атташе по культуре
республики Индия. Во время его речи подняли индийский флаг, который из-за
безветрия сиротливо свисал весь оставшийся день.

Всё остальное, заявленное в программе праздника, к индийской культуре имело,
скажем, не самое прямое отношение. Не один раз за день на одной из площадок
парка заводился оглушительный киртан  так называется совместное воспевание
имён Бога под музыкальный аккомпанемент. Многие гости с удовольствием
приняли в этом участие. В углу парка периодически проходили встречи с
мастерами бхакти-йоги, иначе говоря, проповеднические лекции.

Одним из самых любопытных, а точки зрения непосвящённых, и эффектным внешне,
был ритуал Агнихотры, или огненного жертвоприношения. На самом деле,
конечно, в жертву приносится не кто-то, а что-то. Не является этот ритуал и
огнепоклонничеством  поклонение на самом деле совершается не огню, а
какому-либо из богов, огонь в данном случае лишь посредник.

Выглядит это так: вокруг костровища сидят четыре человека. Один или двое из
них рецитируют те или иные тексты, мантры и гимны, в зависимости от
направления, к которому они принадлежат. Остальные в определённые моменты
бросают в огонь горсти различных зёрен  пшеницу, ячмень, горох, пшено,
орехи и т.п. Один из жрецов, опять-таки в соответствии с регламентом,
возливает в огонь специальной ложкой топлёное масло.

В конце ритуала в огонь бросают несколько фруктов, а после догорания костра
(тушить огонь нельзя) присутствующим при ритуале мажут лоб на месте
"третьего глаза" оставшейся сажей. Это считается завершающим благословением.

Сам по себе ритуал является ведическим, и в древние времена назывался
"хома". Сейчас он практикуется, как правило, ортодоксальными брахманами,
наследовавшими традицию Вед, хотя в той или иной форме прижился во многих
течениях индуизма. Выполняют его на свой, сильно реформированный, манер, и
кришнаиты. Разумеется, поклонение осуществляется Кришне (такого божества,
кстати, в Ведах нет вообще!).

В программе фестиваля была также заявлена дегустация блюд индийской кухни.
Оказалось, что дегустацией является горсточка сухофруктов и орешков в
сахарной глазури. Все остальные блюда (во многом, опять-таки, не чисто
индийские, а местные вариации на тему восточной кухни) желающие могли
"продегустировать" в кафе от ресторана "Джаганнат" по ресторанным же ценам.
Фуршета для голодных журналистов, разумеется, никто не предусмотрел.

Такая же ситуация была и на точках с этническими чаями и кальянами  цены
были такие же, как и в чайных клубах. Такая вот вышла дегустация.

Ну и в заключение  несколько слов об оставшихся элементах фестиваля, как-то
оформление, ярмарка и т.п.

Заявленное оформление от артсалона "Интерьеры Махараджей" на самом деле
представляло собой кучу разноцветных флажков, флагов, фонариков довольно
посредственного качества, и внушительное количество внушительного же размера
плакатов фестиваля "Этнолайф" - ещё одного проекта г-на Аистова, плакаты и
баннеры спонсоров и рекламу.

Ярмарка состояла из пары десятков торговых точек, торговавших всякого рода
"этнической" продукцией. Была там и одежда из конопли от центра "Инби", и
рубашки с тибетскими мотивами, и точка самих "Интерьеров", где можно было
купить искусственно состаренную на псевдовосточный манер мебель.

Было несколько точек с книгами, в основном неоспиритуалистской тематики, как
правило, либо от специализирующихся на этой тематике издательств, либо
представляемых духовными движениями, такими, как, к примеру, "Сахаджа-йога",
неоиндуистское "нерелигиозное" движение. Из собственно индийского на ярмарке
была только небольшая точка с сари и другая - с индийскими специями.

В Москве вайшнавский фестиваль продолжитсядо 16 августа, в эти дни в КЦ "Шри
Чайтанья Сарасвати" состоятся "индивидуальное общение с учителями", а также
"посвящения" (надо полагать, новообращённых) и пение мантр.

Затем фестиваль продолжится в Питере, где у вайшнавов в посёлке Лахта на
берегу Финского залива есть своя территория и двухэтажный храм. Здесь можно
добавить, что сам Аистов-Авадхута родом из Питера, и тем временем, когда он
создавал свою структуру в Москве, в Питере этим занимался его отец.
Единоверцем его является и родной брат, и другие родственники, активно
участвующие в его кипучей деятельности.

К концу фестиваля у меня сложилось стойкое впечатление, что фестиваль
индийской культуры  не более чем PR-акция, призванная привлечь индийской
экзотикой к мероприятиям вайшнавского фестиваля - очевидно, что брэнд
"Индия" раскручен гораздо больше, нежели чем одна не очень многочисленная
неоиндуистская деноминация.

Да и самого индийского на индийском фестивале было чрезвычайно мало  по
сути, это был не культурный фестиваль, а этакий "Путь к себе" на открытом
воздухе  иными словами, бизнес + миссионерство.

В заключение хотелось бы упомянуть маленькую деталь: в эти же самые дни
кришнаиты из ИСККОН провели два праздника Ратха-Ятры (праздник колесниц) -
13-го на Арбате, а 14-го на своей временной территории в районе метро
"Динамо". Что это, простое совпадение, или неафишируемая конкуренция,
"борьба за души"? Вопрос открыт.


Алексей Белов,

для "Портала-Credo.Ru"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное