Приветствуем
всех новых, и старых читателей нашей рассылки. Сегодня ее получат
в свои почтовые ящики почти 300 человек. По сравнению с "тиражами"
других рассылок, в принципе, это не так и уже много. Но то, что
мы получаем от вас письма, вопросы, просьбы о молитве, еще раз нас
убеждает в том, что выход нашей рассылки нужен.
Пишите к нам.
Присылайте свои молитвенные нужды, и мы обязательно будем за вас
молится. Каждый раз при проскомидии, будет выниматься частичка за
читателей нашей рассылки. А в конце выпуска - как обычно, вы увидите
форму, заполнив которую можно послать к нам свои имена, и имена
православных родственников и друзей.
Просим прощения
у всех, кто не получил ответа на свой вопрос вовремя. В меру сил,
мы стараемся отвечать как можно скорее. Но случается так, что мы
чисто физически не успеваем. Как обычно, все письма от вас приходят
одновременно. Пишите к нам. Наш адрес службы поддержки рассылки
bogoslov@ua.fm .Если у вас не
вышло воспользоваться формой отправки - отправьте письмо аналогичного
содержания на этот адрес. Внимание! Если вы желаете получить подтверждение
того, что мы получили от вас письмо - явно указывайте об этом! Спаси
вас Бог!
ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ (укр.)
Новини Хмельницької
єпархії
21 серпня.
На свято Преображення Господа нашого Ісуса Христа, Преосвященний
Антоній, єпископ Хмельницький і Кам'янець-Подільський звершив відправу
першої Божественної Літургії виконуючи обов'язки настоятеля Собору
Святого архистратига Божого Михаїла м. Хмельницького. Попередній
настоятель цього храму - архімандрит Кирил Михайлюк, згідно постанови
Священного Синоду УПЦ КП, після возведення у єпископську гідність
призначений на керування Ужгородсько-Закарпатською єпархією. Привітати
Преосвященого настоятеля, котрий віднині буде духовно опікуватися
громадою зібралось багато парафіян. Лилася щира молитва до Бога,
де єдиним серцем і устами вірні просили Божого благословення Преосвященнішому
єпископу Антонію перед початком нелегкого, але спасительного подвигу
православного душпастирства у цій громаді. Сьогодні храм перебуває
на реконструкції, і потребує ще чимало коштів для подальшого облаштування.
У майбутньому, саме сюди планується перенести кафедральний собор,
та канцелярію єпархіального управляння Хмельницько-Кам'янець-Подільської
єпархії УПЦ КП, наблизивши духовний центр українського православ'я
на Хмельниччині до центральної частини міста. Джерело:www.geocities.com/uabogoslov/antony
19 серпня.
Побачив світ новий, 39 випуск російськомовної розсилки "Современное
религиоведение", центральним матеріалом випуску якої є інтерв"ю
ведучої розсилки, Марини Воробьової з прес-секретарем Хмельницької
єпархії УПЦ КП протоієреєм Євгеном Заплетнюком. Для усіх бажаючих
познайомитись з матеріалом запрошуємо скристатись цим посиланням:
http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/200308/19185115.html
ВО ЧТО
ВЕРИТ МОЛОДЕЖЬ УКРАИНЫ
Религия занимает
важное, но далеко не главное место в жизни студентов
Недавно
в девяти высших учебных заведениях Донецка проведено социологическое
исследование, целью которого было выяснить отношение студентов к
религии и религиозным ценностям. На вопросы анкеты ответили 648
студентов. Им предложили 18 вопросов, которые условно разделили
на четыре группы.
Религиозная
и конфессиональная самоидентификация Верующими в Бога считают себя более половины (54%) опрошенных.
Еще 17,2% объявили себя верующими, но не в Бога, а в сверхъестественные
силы. Между верой и неверием колеблются 16,2% респондентов. Равнодушных
к религии оказалось 7,2%, неверующих - 5,5%.
О своей принадлежности
к Православным и Греко-Католической Церквам Украины заявили
в общем 70,4% верующих в Бога респондентов (в том числе к УПЦ Московского
Патриархата - 28,3%, УПЦ Киевского Патриархата - 33,6%, УГКЦ - 8,5%).
К другим вероисповеданиям (главным образом протестантам и мусульманам)
отнесли себя 5,9% студентов. 23,7% не принадлежат ни к какой Церкви.
Безусловно,
для довольно значительной части студенческой молодежи церковная
принадлежность является демонстрацией этнических, культурных и политических,
а не реальных религиозных предпочтений. Именно это, судя по всему,
побуждало значительное число опрошенных назвать "своей"
Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. Примечательно,
что о принадлежности к этой Церкви заявил каждый пятый колеблющийся
между верой и неверием (к УПЦ МП отнесли себя 8,3%, к УГКЦ - 3,1%).
После этого
едва ли можно считать парадоксальным тот факт, что немало студентов,
объявивших себя христианами, не верят в основные христианские догматы.
Религиозное поведение основной массы опрошенных выглядит также не
слишком последовательным. В частности, оказалось, что 15,5% молодых
христиан совсем не посещают богослужений; 56,5% посещают их несколько
раз в год по большим праздникам, 15,5% - часто, но нерегулярно и
лишь 12,5% - ежемесячно и чаще. Наиболее высокие показатели здесь
среди молодежи УГКЦ: 30,3% регулярно посещают богослужения, 24,2%
- часто, 36,4% - несколько раз в год и только 9,1% совсем не посещают.
В других конфессиях (напомним, что это 5,9% студентов) 71,4% опрошенных
регулярно и часто принимают участие в богослужениях.
Роль религии
в общественной жизни В целом 62% респондентов (72,6% среди верующих и 24,3% среди
неверующих) оценивают роль религии и Церкви в стране как положительную
или близкую к положительной, 29,2% - как отрицательную или близкую
к отрицательной.
Около 40,5%
опрошенных склонны доверять Церкви и священникам; 26% не доверяют
или склоняются к недоверию религиозным организациям. Из верующих
в Бога 62,6% респондентов склонны доверять Церкви и священникам,
26,8% не высказали своего отношения к ним и 10,6% не доверяют священникам
и религиозным организациям. Более всего доверяют Церкви и духовенству
Московского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви соответственно
68,4 и 66,7%.
Что касается
межконфессиональных отношений в Донецкой области, то их оценили
как хорошие и скорее хорошие, чем наоборот, почти 60% студентов,
как плохие и скорее плохие - 40,5%. Впрочем, как свидетельствуют
другие результаты исследования, эта проблема не очень волнует основную
студенческую массу.
Нравственно-ценностные
ориентиры
Среди ценностей, имеющих первостепенное значение для современных
студентов, первые места занимают: семья - 73,3%, образование - 62,2%,
любовь - 61,9%, интересная работа - 50,7%. Среди других ценностей:
друзья - 50,4%, деньги - 35,8%, общественное положение - 28,6%,
религия - 18,1% и национальные ценности - 14%.
Иными словами,
студенты не относят религию к первостепенным ценностям, что, собственно,
фиксировалось и исследованиями других категорий молодежи. Но все-таки
ее признала важной треть респондентов (42,4% среди верующих), не
очень важной - 34,3% опрошенных. Любопытно, что для 4,8% тех, кто
назвал себя верующими, религия "вовсе не имеет значения".
Среди положительных
личных качеств большинство студентов назвали доброту - 69,5%,
честность - 66,8%, ответственность - 69%, силу и выносливость -
55,5%, настойчивость - 50,6%, духовность - 38,1%, деловитость -
34%. Веру в Бога считают первостепенной 28% всех опрошенных (41,7%
верующих), 48% опрошенных считают ее "важной", а 24% отнесли
веру в Бога к несущественным качествам личности.
Оценивая роль
религии в жизни человека и общества, 16,3% респондентов указали,
что вера дает душевный покой, силу, надежду; 11,3% - вызывает чувства
милосердия, сочувствия, добра; 10,4% - облегчает душевные переживания,
страдания и страхи; 8,3% - удерживает от плохих поступков; 7,9%
- повышает духовность человека; 6,3% - содействует очищению души,
является путем в вечную жизнь. Эти данные позволяют говорить о некотором
прагматизме в понимании молодежью веры, ибо другие ее функции, например,
онтологическая ("придает смысл жизни" - 5,4%), гносеологическая
("формирует представление о Боге, мире, космосе, человеке"
- 4,4%) представлены в ответах респондентов значительно слабее.
Что же касается
отрицательных оценок роли веры в жизни человека, то, во-первых,
их удельный вес в общем массе ответов незначителен, а во-вторых,
варианты ответов, содержащих подобные оценки, были даны некоторыми
респондентами наряду с положительными оценками (например, вера рождает
чувство милосердия, является путем очищения души, покаяния, но вместе
с тем и делает человека ограниченным, недалеким, а его ум - рабским).
Значительно
больше они обеспокоены ухудшением экологической ситуации (24%),
ростом преступности (17,9%), упадком нравственности (14,1%) и угрозой
войны (13,2%).
На вопрос, что
может изменить к лучшему ситуацию в нравственной сфере, большинство
респондентов (37,6%) указало, что это обращение к общечеловеческим
ценностям, 15,7% - обращение к религиозным ценностям, 14,5% - к
национально-патриотическим ценностям, 24% не дали ответа.
Вера в повседневной
практике
Свое собственное будущее большинство респондентов также связывают
с внерелигиозными факторами: с собственными силами (30%), родственниками,
знакомыми, друзьями (15%), переходом к полноценной рыночной экономике
(13,8%) и т.п., и только 4,1% (среди верующих - 6,1%) - с Церковью
и 7,5% (среди верующих - 12,7%) - с верой в Бога.
Студентам также
предложили вопрос о целесообразности введения религиозных дисциплин
(христианской этики, Закона Божьего и т.п.) в светских учебных заведениях.
Против высказались 29,1% опрошенных; не определились с ответом 23,2%;
считают, что это следует сделать в общеобразовательной школе - 13,2%,
в высших учебных заведениях - 20,5%, на других уровнях - 14%.
Итак, религия
занимает важное, однако далеко не главное место в жизни современной
студенческой молодежи. Религиозность, с одной стороны, имеет довольно
явный приватный характер, с другой же - является фактором национальной
и даже политической идентификации.
Запитання.
Чи
є догматично обгрунтованою народна традиція про те, що жінка під
час "критичних днів" має утримуватись від відвідування
храму? Я чув різні точки зору щодо цього. Зокрема, один зі священиків
колись у проповіді назвав цей звичай навколоцерковними забобонами.
Інші ж священики, як наші, так і російські, навпаки, наполягали
на дотриманні цього звичаю. Я так розумію, що сам звичай грунтується
на старозаповітніх приписах для юдеїв, але чи повинні дотримуватися
подібних правил члени новозаповітньої Церкви? А якщо якраз на
такий день припадає Великдень? Цього року у моєї дружини постала
така проблема, а однозначної відповіді ми не знали...
Відповідь.Почну з того, що у вузькому значенні слова, догматично обґрунтованими
є тільки ті речі, що стосуються виключно вчення про Бога, Церкву,
Спасіння. Ви добре зрозуміли оту двояку тенденцію - як я її
називаю "ліберальну" і "консервативну" щодо
цього непростого, але й не такого ж суттєвого питання. Дійсно,
джерелом постання цього звичаю ми маємо Старий Заповіт, за яким
жінка вважалася у такі дні "нечистою". На сьогодні,
ми не можемо забороняти жінкам приходити до храму у такі дні.
Єдиною забороною вважається приступати до Святих Таїнств. Така
моя думка, що виробилася від читання як святоотецької, так і
богословської літератури.Безперечно, що існують і між священиків
і "консерватори", що проти цього. Тому я , напевне,
розчарую усіх тих, хто виправдовує власне небажання не ходити
до Храму Божого цілком природнім фізіологічним процесом..
Предлагаем вам предложить подписатся на нашу рассылку вашим друзьям и
знакомым. В нашей рассылке вы всегда сможете прочесть последние новости
из жизни церкви, епархий. Аналитические и богословские статьи помогут
вам всегда быть в курсе последних новостей и богословских тенденций. Все
существующие рубрики всех веб-стараниц УПЦ КП просто в вашем почтовом
ящике! Внимание! Рассылка выходит регулярно на двух языках - русском и
украинском.