У многих людей отсутствуют правильные религиозные и нравственные понятия. Одни совсем не задумываются о духовных вопросах и живут, как им
хочется, не признавая ничего сдерживающего и стесняющего их свободу, как будто нет над ними Бога, нет суда и ответственности за поведение.
Другие держатся мысли, что вера есть нечто трудное и мало понятное для человека: в ней колеблются, сомневаются не руководятся ею в жизни...
Третьи открыто объявляют себя врагами христианства: не признают Бога, отвергают веру со всеми ее правилами и обрядами, смеются над людьми
истинно верующими, называя их невежественными и отставшими. Печальнее всего то, что яд неверия они не только носят в себе, но стараются
заразить им и других: без стеснения высказывают свои ложные мысли, притом не только в домашних беседах и частных разговорах, но и посредством
печатного слова... Как же понять это печальное явление в человеческой жизни - неверие? Чем объяснить его существование? Как примирить и
согласовать его с другим несомненным и доказанным фактом - всеобщностью веры в Бога среди людей?
Неверие - это болезненное и уродливое явление в человеческой жизни. Ведь есть люди, которые имеют различные недостатки и неправильности в
своем теле: вместе со здоровыми мы нередко встречаем и больных - слепых, глухих, хромых, калек.
Точно так же могут быть люди больные и как бы искалеченные и по душе. И с этой стороны в человеческой семье встречаются исключения, как и со
стороны телесной. Никто из зрячих людей не сомневается, что на небе есть солнце. Но как доказать его существование человеку слепому? Что есть
Бог - Управитель Вселенной, это для огромного большинства людей - несомненная, очевидная истина. Но неверующий ее не признает. Не есть ли это
своего рода порок и уродливость души? Вce, что мы видим и ощущаем вокруг нас и внутри нас, все говорит о Боге и Его непрестанном действии на
мир и на нашу душу. Но человек неверующий ничего этого не видит; этого для всех ощутимого действия Божия не замечает. Не есть ли это
внутренняя слепота и оцепенение душевное? И Св. Писание только безумием человеческим объясняет неверие: "Сказал безумец в сердце своем: нет
Бога". (Пс. 13:1). Поэтому справедливо один из мудрых людей древности (Цицерон) говорил: "Что Бог существует, это такая общеизвестная истина,
что я усомнился бы в здравом уме того, кто стал бы отрицать ее" (Геттинтер. Апология христианства. СПб. l873. Ч. 1. С. 74).
Однако должны же существовать какие-либо основания к неверию: нельзя без рассуждения и необдуманно отвергать то, что признают все люди. Какие
же это основания? Часто люди неверующие прикрываются наукой: говорят, что науки естественные (занимающиеся изучением видимого мира) идут
против веры в Бога и против христианского учения. Но что такое наука? Наука есть дело ума человеческого, а он может и ошибаться. Между тем
вера есть откровение Самого Господа Бога и потому содержит в себе одну только правду и истину. Чему же нам больше верить: уму ли
человеческому - слабому, обманчивому - или неложному слову Божию? Притом же наука не окончила еще своего дела и не сказала своего последнего
слова. Кто поручится, что в будущем, с большим усовершенствованием, науки не будут говорить иное, чем теперь? Кто может утверждать, что со
временем рознь между учением веры и учением науки будет возрастать и увеличиваться, а не сглаживаться и уменьшаться? Послушаем, что говорят
сами ученые люди. Во второй половине прошлого (XIX) века английские ученые-естествоиспытатели в числе 210 человек высказали следующее свое
убеждение: "Слово Божие, отразившееся в книге природы, и Слово Божие, выраженное в Священном Писании, не противоречат одно другому, хотя бы
они, по-видимому, не согласовывались между собою: науки естественные находятся лишь на пути своего развития и еще не достигли окончательного
своего совершенства; настанет время, когда обе эти книги, т. е. книга природы и книга Завета придут в совершенное согласие." Так говорят
люди, занимающиеся науками и знающие им цену (Странник, 1865. Т. П. С. 146).
И на самом деле настоящие ученые никогда не восставали против веры и учили согласно с ней. Многие отцы и учители Церкви отличались большими
познаниями в мирских делах, что не помешало им сделаться усердными проповедниками и горячими защитниками христианской веры. Точно так же и из
светских ученых многие известны своей крепкой и убежденной верой в Бога и искренним, глубоким к Нему благоговением. Так, о Ньютоне пишется,
что он всякий раз, когда произносил имя Божие, вставал и снимал с головы шляпу (Голубинский. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и
человека СПб. 1894. С.16). Кеплер в своем сочинении поместил такие слова: "О Творец! Благословляю тебя за то, что Ты удостоил меня быть в
состоянии удивляться делам Твоим... Я показал людям славу дел Твоих. Если трудами моими, которые следовало посвятить только Тебе, я обнаружил
и показал и славу человека, то прости мне, Господи, благостию и милосердием Твоим. Благословляйте Господа, небесные силы! Душа моя,
благословляй Господа!" Знаменитый математик и исследователь природы Ампер дает такой совет своему другу, молодому ученому: "Берегись
исключительно заниматься наукой, как ты делал это прежде. Учись, исследуй земное, но на видимый мир смотри одним глазом, другой же неустанно
обращай к Вечному Свету. Одной рукой исследуй природу, другой, как дитя, за одежду отца, держись за край Божией ризы." А один ученый немецкий
медик (Гуфеланд) просил написать на его гробнице следующие слова: "Аз есмь путь, истина и живот. Веруяй в Мя жив будет, аще и умрет." А детям
своим преподал такое наставление: "Живите в Боге, все делайте во имя Его. Непрестанно имейте Его в мыслях и сердцах. Молитесь и трудитесь, а
остальное предоставьте Провидению, которое о Вас печется" (Христианское чтение, 1887, N 10-12. с. 528).
Значит, истинная и серьезная наука не может приводить к неверию: напротив, она укрепляет в человеке веру в Бога и воспитывает в Нем
религиозное настроение. Другим основанием к неверию, кроме науки, служит сомнение. Вера Христова содержит в себе учение и откровение Самого
Господа Бога, иногда не совсем ясное и понятное для ума человеческого. Притом же она требует повиновения и послушания себе, что для
грехолюбивой души нашей не всегда легко и приятно. Вот отчего у некоторых людей зарождается сомнение относительно веры. Посмотрим теперь,
хорошо ли поступает человек,отказываясь от веры на том основании, что у него появилось в чем-либо сомнение? Если кто сомневается в вере, тот
еще не решил, права ли она или не права; истинна или не истинна, и нужно ли ей повиноваться; а может быть, все это - неправда, суеверие, и
принимать и следовать ей не следует... Как же здравый разум внушает нам поступать в таком случае? Что мы делаем, когда в делах житейских
берет нас какое-либо раздумие или сомнение? Разузнаём, спрашиваем совета у других людей, стараемся дело понять и изучить, для того, чтобы нам
не ошибиться, а действовать правильно и надежно. При этом, чем важнее для нас дело, чем ближе нас касается, тем с большим усердием и заботой
мы стремимся рассеять свои недоразумения и колебания. Спрашивается: почему же, соблюдая осторожность и благоразумие в делах житейских, мы не
хотим так же действовать и в таком великом и важном деле, как наша вера? Почему неверующий отвергает все, чему учит вера, без расследования,
без раздумывания, единственно на основании своего сомнения? Всякий согласится, что поступать так неблагоразумно и опасно. А что, если
сомнение ложно и несправедливо? Что, если вера Христова говорит нам одну только Божию правду (как и есть на самом деле)? Отвергая Бога, небо,
ад и жизнь будущую, человек неверующий не подвергает ли себя величайшей опасности - погубить свою душу навеки? Не рискует ли он навлечь на
себя грозный суд Божий и страшное наказание?
За неимением разумных и твердых оснований, которые бы говорили в защиту людей неверующих, последние прибегают к разного рода остротам,
насмешкам и кощунственным выходкам против веры. Но разве умно так делать? Какая цена этим поступкам? Разве можно такими средствами
опровергнуть и разрушить христианскую веру? Одного ученого, но неверующего, однажды спросили, признает ли он существование Бога. Он отвечал:
"При помощи телескопа я внимательно осмотрел все небо, но нигде не заметил там Бога" (Алексий, еп. Жизнь без Бога. Казань, 1903. С. 5). Как
назвать эти слова? Это - грубая и легкомысленная шутка, недостойная ученого и того предмета, к которому она относится. Каждый рассуди: разве
можно видеть Бога по Его существу телесными глазами? Разве можно смешивать Его с творением? Как многое мы не видим своими глазами, но верим и
убеждены, что оно есть! Кто, например, видел свою душу? Кто наблюдал и рассматривал глазами свои или чужие мысли? Однако никто не сомневается
в существовании своей души. Никто не отрицает, что мы имеем способность думать и рассуждать...
Кроме того, люди неверующие не стесняются употреблять и явную ложь, чтобы только нанести вред христианской вере. "Ложь, - говорит один
известный невер (Вольтер), - есть самое почтенное дело, когда она имеет в виду цель. Всякий должен лгать, не стесняясь ни совестью, ни
временем, лгать всегда и отважно." Но разве это - хорошее дело? Кому может нравиться такой совет невера? Только обманщикам и людям
нечестным...
Если люди неверующие ничем не могут оправдать и извинить своего неверия, то почему же они его держатся? Что заставляет их идти против веры и
ее учения? Главнейшая причина этого заключается в порче и злом направлении человеческого сердца. "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога"
(Пс. 13:1). Значит, безбожие зарождается в сердце человека, и потом овладевает его умом и выражается в богохульных и кощунственных словах.
Когда душа человека сильно привязывается ко греху, ей делается неприятным все, что отвлекает ее от худого настроения. Не нравится то, что
служит для нее укором и обличением. Потому-то человек порочный и восстает против веры: она не одобряет его поступков, грозит ему будущим
судом и наказанием. Больной глазами избегает света, потому что свет неприятно действует на его глаза. Так точно и всякий делающий злое
ненавидит свет и не идет к свету, чтoбы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин 3:20). "Когда жизнь становится достойной осуждения,
тогда возникает и такое же учение, - говорит св. Иоанн Златоуст. - И можно видеть многих, которые ниспали от этого в бездну грехов и
совратились в язычество. Чтобы не терзаться страхом будущего, они стараются убедить себя в душе, что все наши угрозы ложны" ( Иоанн Златоуст.
Полное собрание творений в 12-ти томах. Русский перевод. СПб. Дух. Акад. Спб., 1905. Т. Х1. С. 654).
Так, грешная жизнь располагает к неверию: появляются в сердце человека какие-либо страсти; бороться с ними или нет охоты, или не достает сил.
И вот, чтобы успокоить себя и усыпить голос ропщущей совести, грешник прибегает к неверию; начинает высказывать вольнодумные мысли. Если он и
не может совсем освободиться от мыслей о Боге, то для него спокойнее менее думать о Боге, или воображать, что Он далеко стоит от мира и не
видит наших худых дел. Он, пожалуй, не против бессмертия души, но для него приятнее рассуждать так: "Мы о том ничего не знаем, никто не
возвращался с того света, чтобы открыть нам, что ожидает нас за гробом." И для неверующего Христос может представляться Существом величайшим
и мудрейшим, но для него более выгодно думать, что Он - не Сын Божий и что его учение о святости жизни слишком строго и не- выполнимо для
слабого человека. Во всех таких и подобных рассуждениях людей неверующих сказывается любовь к пороку и старание чем-либо его прикрыть и
извинить. "Желалось бы, - говорит один ученый, - найти такого человека, который, будучи вполне воздержен, во всем умерен, справедлив и
целомудрен, в то же время отвергал бы бытие Бога и бессмертие души. От него можно было бы ожидать, по крайней мере, беспристрастия. Но такого
человека , нет" ( Геттингер. Там же).
Но что же? Приносит ли неверие какую-либо пользу? Дает ли оно на самом деле душевный покой? Служит ли безопасным громоотводом от всяких
страхов за будущее? Нет! Неверующий - самый несчастный человек на свете. По своим мыслям, убеждениям и по своему душевному настроению он
остается совершенно одиноким в мире, отчужденным от людей, как лист, оторванный ветром с дерева. Без веры в Бога он теряется в понимании
самых простых вещей. Мир Божий - для него загадка. Откуда он произошел, если нет Творца? Как он стоит в своей красоте и порядке, если нет
Бога-Промыслителя? А люди и их жизнь? Что это для человека неверующего, как не царство блуждающих теней, царство непонятное, бессмысленное?
Отказываясь признавать за истину то, чему учит вера, неверующий готов усвоить себе всякую ложь, суеверие и заблуждение. В таком состоянии
находится ум невера. А что сказать о его сердце? Если неверие берет и начало свое в нашем сердце, то понятно, как оно развращается и портится
у человека неверующего. С потерей веры он сбрасывает с себя всякую узду и преграду, сдерживающие его чувства и действия; злые наклонности
поднимают свою голову, получают полную свободу развиваться и властвовать в душе человека. Мало-помалу в нем теряется вкус ко всему хорошему и
святому, замирает всякое доброе чувство, истребляется всякий стыд и страх за свои поступки. Совесть без действия веры теряет всякую власть
над человеком; она становится бессильной воздействовать на волю и направлять ее по-своему; заглушенная и подавленная злыми страстями, она
безмолвствует, спит; а иногда доходит до такого повреждения, что оправдывает и извиняет самые худые дела невера. Поэтому справедливо можно
сказать, что человек без веры есть человек без совести.
Дорогие братья и сестры во Христе!
Просим вас предложить подписатся на нашу рассылку вашим друзьям и знакомым. В нашей рассылке вы всегда сможете прочесть последние новости из
жизни церкви, епархий. Аналитические и богословские статьи помогут вам всегда быть в курсе последних новостей и богословских тенденций. Все
существующие рубрики всех веб-стараниц УПЦ КП просто в вашем почтовом ящике! Внимание! Рассылка выходит регулярно на двух языках - русском и
украинском.