Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Нищета богатства и богатство нищеты


Нищета богатства и богатство нищеты

“Иисус же сказал ученикам Своим: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: Так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: Людям это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Пётр, отвечая, сказал Ему: Вот, мы оставили всё и последовали за Тобой; что же будет нам? Иисус же сказал им: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф.19:23-29)

Богатый молодой правитель пришёл к Иисусу в поисках вечной жизни, но препятствием для получения им желаемого стали его эгоизм и самоправедность (ст. 16-22). Этот юноша не осознал своей нужды в покаянии и прощении, даруемом Христом, а также не подчинился Ему как Господу. Он искренне желал иметь вечную жизнь, но ещё больше он не хотел лишиться своего богатства и самоправедности. Тот, кто хочет чего-то большего, чем Христос, потеряет Христа.

В этом отрывке Господь указывает на духовную опасность упования на материальные блага, а также на духовные благословения, доступные тем, кто готов пожертвовать всем ради Него. Сначала Он обращает внимание на то, что можно назвать нищетой богатства (ст. 23-26), а затем на богатство нищеты (ст. 27-29).

Нищета богатства

“Иисус же сказал ученикам Своим: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: Так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: Людям это невозможно, Богу же всё возможно” (Мф.19:23-26)

Истинно говорю вам было обычным у евреев образным выражением, предваряющим учение исключительной важности. Смысл такого выражения в следующем: Обратите особое внимание на то, что я собираюсь сказать. В данном случае Иисус на трагичном примере с молодым богатым правителем хотел сообщить Своим ученикам важную истину: трудно богатому войти в Царство Небесное.

Царство Небесное означает сферу Божьего милостивого правления и является синонимом выражения Царство Божье. Это явствует из того, что Иисус использует оба выражения в одном утверждении. В период между Заветами понятие Небеса стало у евреев обычным термином, заменяющим заветное имя Бога (Яхве, Иегова), которое они предпочитали не произносить. В данном контексте оба выражения являются также синонимами понятия вечная жизнь, к которой стремился молодой правитель (ст. 16), а, следовательно, и спасения. Продолжая рассуждать о случае с молодым человеком, богатство которого стало для него непреодолимым препятствием для принятия Христа Господом и Спасителем, Иисус объяснил Двенадцати вечную опасность упования на материальное богатство.

Господь многократно подчёркивал, что следование за Ним требует готовности пожертвовать всем, что человек имеет в материальной, личной, социальной и любой другой сфере. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, сказал Он, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её (Матф.10:37-39). Человек должен желать спасения более всего на свете, так что никакая жертва ради Христа не будет слишком большой. Поэтому тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф. 7:14).
Слово дусколос(трудно) используется в Новом Завете только в данном тексте и в параллельных отрывках синоптических Евангелий (Марк. 10:23;Лук. 18:24). Иисус, продолжая рассуждать о том, как трудно богатому человеку войти в Царство Небесное, поясняет, что здесь слово трудно эквивалентно слову невозможно. Он заявляет: Говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье.

Выражение удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши было крылатым выражением, означавшим для евреев невозможное. Вероятно, это была видоизменённая форма персидского выражения с тем же значением: Легче слону пройти через игольное ухо, которое цитируется в Талмуде.

Так как в Палестине самым большим животным считался верблюд, евреи вместо слова слон употребляли слово верблюд.

Некоторых людей этот текст приводит в смущение, так как из него следует, что у богатых нет надежды на спасение. Поэтому толкователи предлагают множество объяснений, пытаясь придать выражению значение трудного, но не невозможного, однако многие из этих объяснений просто придуманы.

Некоторые предполагают, что в древней стене Иерусалима были очень маленькие ворота под названием Игольное ушко. Для того чтобы верблюд смог пройти через них, рассуждают они, животное нужно было полностью разгрузить, и оно должно было проползти через них на коленях. Но ни в еврейском, ни в персидском выражениях нет слова ворота, и ни в одном из существующих ныне исторических и археологических документов не упоминаются иерусалимские ворота под таким названием. В любом случае, ни


В избранное