Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Не любите мира,ни того,что в мире


Не любите мирани того что в мире

“Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.”(1Ин. 2:15)

Моралист не сможет изгнать любовь к миру, только размышляя о зле, существующем в мире. Привязанность к миру можно устранить лишь силой привязанности к Евангелию.

Есть два способа, при помощи которых моралист может попытаться избавить человеческое сердце от любви к миру: он либо может попробовать показать суетность мира и тем самым убедить человека не любить того, что не достойно любви, либо предложить другой, более достойный предмет почитания, например Бога, и тогда человек не просто отбросит старую привязанность, на смену которой ничего не придет, а заменит старую на новую. Моя цель доказать, что первый способ в силу устройства человеческой природы не может привести к желаемому результату, и что только второй способ может спасти человеческое сердце от губительной привязанности, которая поработила его. Достигнув этой цели, я затем поделюсь некоторыми практическими соображениями.

Существует два вида любви. Первый возникает тогда, когда предмет любви находится на расстоянии; в таком случае любовь есть желание. Второй появляется тогда, когда предмет любви находится в нашем распоряжении; тогда любовь есть наслаждение. Движимый желанием, человек отправляется в путь, посвящает себя какой-либо деятельности с целью удовлетворить желание. Его разум начинает работать на полную мощность. Поступательно приближаясь к одной великой и всепоглощающей цели, он не позволяет себе отвлекаться на мелочи, которые иначе привлекли бы его внимание. Он не позволяет своему телу лениться, но напротив мобилизует свои физические силы. Он не тратит времени понапрасну, а всегда занят каким-то делом, но не будь у него сильного и целенаправленного устремления, он бы терял время попусту из-за усталости и разочарования.

И хотя иногда надежда может покидать его и не всегда его ждет успех в конце пути, все же пока он идет по нему, несмотря на все неудачи, весь сложный человеческий механизм находится в рабочем состоянии и выполняет свое предназначение. Если же в результате утраты желания, приводящего человека в движение, механизм останавливается и не получает нового импульса от другого желания, пришедшего на смену утраченного, человек, со всей своей тягой к действию, оказывается в болезненном и неестественном состоянии недееспособности. Человек страдает и терзается, если, отдохнув или избавившись от боли, он обладает силой к действию, но у него нет стимула действовать; обладает способностью желать, но у него нет предмета желания; обладает энергией, но ему некуда ее направить и ничто не побуждает его расходовать ее. В таком жалком состоянии оказывается, например, человек, прод авший свой бизнес или завершивший адвокатскую карьеру, или прекративший охотиться, или отказавшийся от азартных игр.

Человеческая природа требует объекта устремления, поэтому никакой успех прошлого не может отменить этого требования, поэтому когда самый успешный бизнесмен или не знавший поражений генерал, или удачливый игрок прекращают привычные для них занятия, то, хотя их и окружает большое имение, они терзаются, не находят себе покоя и радость покидает их. Таким образом, бессмысленно пытаться лишить человека, обладающего склонностью к действию, одного стимула к действию, не предоставляя другого. И сердце, и привычка восстанут против такой попытки. Праздная женщина, проводящая вечера за карточной игрой, знает, что выигрыш денег или торжество победы стоят немного. Но даже если вы убедите ее в суетности ее занятия, вы не заставите ее оставить того, что ей приятно и привычно. Не бывает так, что привычка исчезает и вместо нее остается пустота. Привычку можно изменить, лишь заменив ее привычкой делать что-то другое, привычкой, возникающей под действием нового устремления. Например, игра в карты будет отложена в тот вечер, когда женщине понадобится приготовиться к приему гостей.

Старые пристрастия можно более успешно изгнать новой привязанностью, чем попыткой устранить их, не предлагая взамен чего-то лучшего.

Превосходящая сила новой привязанности сможет совершить то, чего не совершит никакая критика старого, пусть даже пустого и глупого, пристрастия. Это относится ко всему в мире. Невозможно заставить человека отказаться от самых привлекательных предложений мира, просто показывая их суетность. Если человек и откажется от них, то только ради чего-то другого. Пытаясь вынудить достойного человека, сосредоточенного на интересных ему занятиях, ничего не делать, вы столкнетесь не только с тем, что он приписывает каким-то занятиям большую ценность, но и с тем, что ему приносит удовольствие сам процесс понравившейся ему деятельности. Поэтому не достаточно указать на то, что дорогие ему предметы и занятия на самом деле пусты.

Вы должны представить его мысленному взору другой объект, обладающий такой ценностью, что он сможет отбросить старую привязанность и заняться чем-то другим, настолько же интересным и ценным для него, как и то, чем он дорожил раньше. Ввиду этого уничижение мира и мирских занятий само по себе ни к чему не приведет. Человек не согласится остаться без предмета устремлений, пусть даже этот предмет маловажен, или отказаться от какого-то занятия, пусть оно и проводит к пустому приобретению, точно так же, как он добровольно не пойдет на пытку, пусть даже непродолжительную. Если не иметь предмета устремления и не заниматься никакой деятельностью невыносимо и противоестественно для человека, тогда существующее устремление и соответствующее ему занятие невозможно прекратить устранением желанного предмета. Необходимы новый желанный предмет и новая деятельность, поэтому самый верный способ отвратить разум от какого-либо объекта состоит не в том, что заставить разум смотреть в пустоту и мрак, а в том, чтобы представить разуму другой, еще более привлекательный объект.

Сказанное выше справедливо не только в отношении любви-желания, когда человек еще не обладает желанным предметом, но и в отношении любви-наслаждения, когда человек уже обладает желанным предметом. Редко наши вкусы меняются сами по себе. По крайней мере, одного интеллектуального убеждения для этого обычно недостаточно. Мы м


В избранное