Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Божественный надмирный свет


Божественный надмирный свет

Теги: ,

“И Иисус отвечал и сказал Ему: блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах.” (Мф.16.17)

Христос говорит эти слова Петру по поводу исповедания им своей веры в Него как Сына Божия. Наш Господь спрашивал тогда Своих учеников, кем они Его считают, и это должно было дать повод для всего последовавшего. Некоторые ответили Ему, что считают Его Иоанном Крестителем, а другие – Илией или Иеремией, или другим пророком. Когда они, таким образом, дали ответы, Христос желает подвести итог. Симон же Петр, которого мы всегда находим наиболее ревностным, первым с готовностью ответил на вопрос: “Ты – Христос, Сын Бога Живого”.

Об этом Христос говорит в нашем тексте то, что мы видим.

1. Он благословляет Петра: “Блажен ты, ибо ты счастливый человек; ты знаешь то, чего не знают другие – что Я Сын Бога Живого; ты отличаешься от тех, что ослеплены, обмануты и ходят во тьме, как вы теперь, говорящие, немного подумав, что Я Илия или Иеремия, и некоторые одно, а другие другое, но ни один из вас не прав, но все заблуждаются. Блажен ты, кто столь отличен от других, что тебе дано знать истину об этом”.

2. О причине этого блаженства Петра Христос говорит, что именно и только Бог показал это ему. Вот свидетельство его благословения.

Во-первых, это показывает, каким особым образом отмечены от Бога те, кого Он ставит выше других. Как блаженны они, кто отличны от других, мудрых и великих людей, книжников, фарисеев и правителей, и от народа в целом, что остается во тьме, следуя своим заблуждениям, и они отделены по имени потому, что Отец Небесный явил Свою любовь к тебе, Симон, сын Ионин! Это твое благословение, ибо это значит, что ты стал предметом отличительной Божией любви.

Во-вторых, об этом благословении свидетельствует знание, которое превыше всего, что могут открыть плоть и кровь. Это такое знание, говорит Христос, что только Отец Мой Небесный может дать; оно слишком высоко и отлично от любого знания, сообщаемого другими средствами, и ты благословен, ибо знаешь то, чему лишь Бог мог научить тебя.

Об этом говорится здесь и в отрицательной форме, и в положительной; в положительной, ибо только Бог назван Автором этого знания; в отрицательной, ибо плоть и кровь не могут открыть его. Бог является Автором всякого знания и понимания вообще. Он есть Автор тех знаний, что обретаются посредством человеческого научения; Он является Автором всего морального благоразумия, а также знаний и навыков, которые люди имеют в мирских делах. Поэтому сказано, что весь Израиль “мудр сердцем”, и об искусных мастерах – что Бог “исполнил их духа премудрости” (Ис.28.3).

Бог является Автором и таких знаний, но все же не таким образом, каким плоть и кровь открывают их. Смертный человек способен обретать знание человеческих наук и искусств и умения в мирских делах. Бог является Автором таких знаний иными средствами; плоть и кровь используются Им в качестве промежуточных или вторичных причин этого знания, и Он передает его через власть и влияние естественных средств. Но то духовное знание, о котором говорится здесь – это знание, Автором которого является только Бог; Он открывает его Сам, без посредства плоти и крови, не используя промежуточные естественные причины, как Он это делает с другим знанием.

То, о чем мы слышали, показывает, что когда Христос расспросил учеников и они сказали Ему то, что знали, как правило, ошибаясь и будучи разделены и посрамлены в своих мнениях о Нем, Петр исповедовал с уверенностью, что он считает его Сыном Божьим. Из этого следовало, что сие открыли ему не плоть и кровь, но Бог; ибо если бы это знание зависело от естественных причин или средств, то как бы оно пришло в собрание бедных рыбаков, малограмотных и необразованных людей, которые достигли в итоге познания истины, в то время как книжники и фарисеи, люди со значительно большими преимуществами, и с большими знаниями и мудростью во многих вопросах, остались в неведении? Это могло произойти только благодаря благому и отличительному влиянию и откровению Духа Божия. Поэтому я хотел бы сделать предметом своего рассуждения об этих словах вот что.

Доктрина Существует такая вещь, как духовный и Божественный свет, передаваемый душам от Бога и имеющий иной характер, чем любой свет, что обретается естественным путем. И об этом я должен:

I. Показать, что этот Божественный свет существует.
II. Каким образом он дается непосредственно Богом, и не обретается естественным путем.
III. Показать истину учения, и затем заключить кратким выводом.

I. Во-первых, я должен показать, что этот Божественный свет существует. И для этого нужно, во-первых, отметить несколько вещей, которые им не являются.

1. То видение, что имеют естественные люди относительно своих грехов и страданий, не является духовным и Божественным светом. Люди в естественном состоянии могут иметь чувство вины, которая лежит на них, гнева Божия и опасности Божественного возмездия. Такие убеждения содержат некий свет и осознание истины. То, что некоторые грешники имеют большее чувство вины, осуждения и грядущих страданий, чем другие, показывает, что некоторые из них имеют больше света и последования истине, чем другие. И этот свет и осуждение могут быть от Духа Божия, Который убеждает людей в их грехе, но все же природа гораздо более тесно связана с этим светом, чем с духовным и Божественным светом, о котором идет речь, ибо Дух Божий действует здесь только в качестве помощи природным принципам, а не вливает каких-либо новых принципов.

Общая благодать отличается от особой тем, что она влияет лишь с помощью природы, а не путем придания благодати или какого-либо особого дара, стоящего над природой. Этот свет является вполне естественным, и он не выше того, чего достигает природа, хотя он и выше того, что могут получит люди, если они останутся полностью сами собой; или, другими словами, общая благодать только помогает способностям души более полно сделать то, что они могут сделать по своей природе, как естественные совесть или разум, то есть сообщить человеку сознание вины, которое будет обвинять и осуждать его, если он сделал что-то не так.

Совесть есть принцип естественного человека, и работа, которую она производит, как таковая дает понимание добра и зла, соотношения между правильным и неправильным, а также воздаяния. Дух Божий может присоединиться к тем убеждениям, которые иногда имеют невозрожденные люди, и помочь совести исполнить эту работу в большей степени, чем если бы они были представлены сами себе; Он помогает ей бороться против тех вещей, которые, как правило, противоречат природе. Но обновление и освящение от Духа Святого, эти вещи, вносимые Им в душу, стоят выше природы, и им нет ничего подобного в природе; и они даются, чтобы существовать в душе постоянно и в соответствии с таким устроением, которое дает совершенно новую основу для работы принципов природы. Мало того, что остальные принципы теперь могут исполнять свою работу более свободно и полно, но эти принципы восстанавливаю тся, будучи уничтожены в результате падения, и теперь ум может постоянно осуществлять те действия, способности к которым полностью лишала его власть греха, как мертвое тело не способно исполнять ни одного жизненного акта.

Дух Божий действует совершенно иным способом в этом случае, нежели в другом. Он действительно может воздействовать на разум естественного человека, но в сознании святых он действует как пребывающий жизненный принцип. Он действует на сознание невозрожденного человека как внешний, случайный агент, но, действуя в нем, Он не объединяет Себя с ним, ибо несмотря на все Его влияние, они как личности – все еще душевные, не имеющие Духа (Иуд.19). Но Он объединяет Себя с умами святых, делая их Своим храмом, и влияет на них как новый и сверхъестественный принцип их жизни и дел. Здесь есть та разница, что Дух Божий, действуя в душе благочестивого человека, обитает и действует там в Своей собственной природе и имеет общение с ним.

Святость есть истинный характер Духа Божия. Святой Дух действует в уме благочестивых, объединяя Себя с ними, обитая в них и сообщая им Свою собственную природу при осуществлении их способностей. Дух Божий может действовать в твари, и все же не вступать с ней в общение. Он может действовать на неодушевленные существа, как Он “носился над водами” в начале творения, и также Он может действовать на умы людей разными способами и может общаться с ними не более, чем с неодушевленными существами. Например, Он может возбуждать в них определенные мысли, может помогать работе их естественного разума и понимания, или другим природным принципам, и это без союза с душой, но действуя на нее, как на внешний объект. Но когда Он действует Своим святым влиянием и через духовную работу, Он действует так, что особым образом связывает нас с Самим Собой, как существа духовные.

2. Этот духовный и Божественный свет не состоит в каком-либо впечатлении на воображение. Это не впечатление на ум, который видит какую-либо вещь телесными глазами; это не фантазия или идея внешнего света или славы, красоты формы или лица, или видимого блеска и яркости какого-либо объекта. Воображение может быть сильно впечатлено такими вещами, но это не духовный свет. В самом деле, когда духовные вещи живо раскрываются в уме, и он сильно зависит от могущества Божественного света, он может, и вероятно, часто так и происходит, испытывать сильное влияние не воображение, так что впечатления от внешней красоты и яркости могут сопровождать его духовные открытия. Но духовный свет не есть то, что просто впечатляет воображение, ибо он превышает все, что оно может дать. Природные люди могут иметь столь яркие впечатления в своем воображении, что мы не можем этого пон ять, но дьявол, который обращается ангелом света, может создать в нашем воображении внешнюю красоту, видимую славу, звуки, речь и другие подобные вещи, которые не имеют отношения к природе духовного света.

3. Этот духовный свет не предполагает каких-либо новых истин или предложений, не содержащихся в Слове Божием. Там, где уму предлагаются новые истины или доктрины, независимо от уже данного откровения, в устной или письменной форме, имеет место вдохновение, уподобиться в котором пророкам и апостолам претендуют некоторые энтузиасты. Но духовный свет – это совсем не то же самое, что вдохновение; он не открывает нового учения, не предлагает чего-то нового для ума, он не учит ничему новому о Боге, Христе или ином мире, чего нет в Библии, но дает нам только те вещи, которые преподаны в Слове Божием.

4. Не все, что для людей имеет вид религии или благочестия – это духовный и Божественный свет. Люди, имеющие лишь простые принципы природы, могут быть затронуты вещами, которые имеют особое отношение к религии. Природный человек может, например, быть тронут рассказом об Иисусе Христе и страданиях, которые Он прошел, как и любой другой трагической историей; он может сострадать Ему или иметь интерес к тому, чтобы обрести нечто от Него, и может быть тронут Им, не веря в Него, как люди бывают растроганы тем, что читают в романе или видят в театре. Человек может быть затронут живым и красноречивым описанием многих прекрасных вещей, которые сопровождают состояние благословенных душ на небесах, как его воображение может развлекать романтическое описание сказочной страны или чего-либо подобного.

И есть общее убеждение в истинности религиозных вещей, которые люди обретают через образование, которое может помочь им направить свои привязанности. Мы читаем в Писании о многих людях, которые были в значительной степени тронуты некими вещами религиозного характера, которые вполне реальны и в то же время представлены нам как совершенно безблагодатные, и многие из них очень плохи для людей. Поэтому человек может иметь вид религиозности и благочестия, и в то же время быть совершенно лишенным духовного света. Плоть и кровь вполне может быть автором этого; один человек может передать это другому, не за счет видения Божественных вещей, а вполне естественным путем, но только Бог может открыть действительнодуховные вещи. Но теперь я должен перейти к тому, чтобы показать, во-вторых, что есть этот духовный и Божественный свет.

И он может быть описан таким образом: истинный смысл Божественного превосходства таких вещей раскрывается в Слове Божием, и убеждение в истине и реальности их проистекает из него же. Этот духовный свет, прежде всего, состоит в первом из упомянутого, а именно, в реальном смысле и понимании Божественного превосходства вещей, раскрывающихся в Слове Божием. Духовная и спасительная убежденность в истине и реальности этих вещей возникает из такого видения их Божественного превосходства и славы, так что убеждение в их истинности является естественным следствием этой Божественной славы. В этом духовном свете, следовательно, существует:

1. Истинный смысл Божественного и славного превосходства религиозных вещей; реальное чувство всепревосходства Бога и Иисуса Христа, и Его дела искупления, а также пути и дела Божия в Евангелии. Есть Божественная и превосходная слава в этих вещах; их превосходство имеет значительно высшее происхождение и более возвышенный характер, чем в других вещах, и слава их отличается от всего земного и временного. Тот, кто просвещен духовно, действительно воспринимает и видит все это, имеющее для него смысл. Он не просто верит умом, что Бог славен, но имеет ощущение славы Бога в своем сердце. Для него существует не просто умственное убеждение, что Бог свят, и что святость прекрасна, но у него есть чувство красоты святости Бога. Для него есть не спекулятивное рассуждение о том, что Бог милостив, но понимание милости Бога как явленной лично ему, и чувство красоты этого Божественного атрибута.

Существует двойное понимание или знание того блага, которое Бог дает уразуметь человеку. Первое является лишь спекулятивным и условным. Когда человек судит лишь спекулятивно о любой вещи, которая по общему согласию людей является превосходной, он видит ее наиболее общие преимущества, ценности и достоинства. Другое же понимание состоит в уразумении сердцем и чувстве красоты и сладости вещей, доставляющей сердцу разумное удовольствие и радость в их присутствии. В первом случае осуществляются лишь спекулятивные способности или понимание, отличное от воли и расположения души. В последнем воля, желания и сердце связаны воедино.

Таким образом, существует разница между наличием мнения, что Бог свят и добр, и чувством красоты Его святости и благодати. Ибо есть разница между наличием умственного знания, что мед сладок, и чувства его сладости. Человек может иметь первое и не знать вкус меда, но он не может знать последнего и не иметь представления о вкусе меда в уме. Есть разница между знанием, что человек красив, и наслаждением его красотой. Первое может быть получено понаслышке, но второе – только видя лицо. Есть большая разница между простым спекулятивным и рациональным суждением о превосходстве какой-либо вещи, и чувством ее сладости и красоты. Первое держится только в голове, и в нем заинтересован только спекулятивный ум, но в последнем заинтересовано сердце. Когда сердце имеет разумный опыт красоты и сладости вещи, оно обязательно испытывает удовольствие от ее переживания. Это подразумевается в разумном суждении нашей души о прелести той или иной вещи, если сама ее идея сладка и приятна душе, но это глубоко отличается от разумного мнения о превосходстве этой вещи.

2. Так возникает это уразумение Божественного превосходства вещей, содержащихся в Слове Божием, убежденность в истине и реальности их, прямо и косвенно.

Во-первых, косвенно, и это двумя способами.

1. Как только предрассудки, которые взимаются на истину Божественных вещей, по-настоящему удаляются, ум становится должным образом чувствителен к силе разумных аргументов за их истинность. Ум естественного человека полон предрассудков против истины Божественных вещей; он полон вражды против учения Евангелия, что ущербляет силу тех аргументов, которые доказывают ему его правду, и заставляет их терять свою силу для ума. Но когда человеку открывается Божественное превосходство христианского учения, это разрушает вражду, удаляет эти предрассудки, освящает разум и заставляет его открыться к силе аргументов в пользу его истинности.

Таким образом, чудеса Христа производили разный эффект, убеждая учеников, хотя они могли бы убедить и книжников и фарисеев. Не то чтобы их разум был сильнее или более совершенным, но он был освящен, и те ослепляющие предрассудки, что сгубили книжников и фарисеев, были удалены из разума учеников, познавших превосходство Христа и Его учения.

2. Так не только удаляются предрассудки, но безусловно укрепляется сам разум. Это делает даже спекулятивные понятия более живыми. Внимание ума закрепляется на такого рода предметах и направляется на них, ибо он призван получить о них более четкое представление, и это позволяет ему более четко видеть свое соотношение с вещами и уделять им большее внимание. Сами идеи, которые иначе темны и неясны, теперь производят впечатление большей силы и легче воспринимаются, так что ум может лучше судить о них. Если мы видим земные предметы, когда их озаряет свет солнца, нам много легче различить их истинные формы и взаимоотношения, чем видя их при тусклом свете звезд или в сумерках.

Ум, имеющий осознание превосходства Божественных предметов, пребывает на них с восторгом, и силы души в большей мере оживляются и пробуждаются, используясь в созерцании их, и проявляют себя более полно и для многих других целей. Красота и сладость предметов воспринимается через эти способности, которые все более упражняются, так что сам разум получает гораздо больше преимуществ от своего надлежащего и свободного употребления и для достижения своих собственных целей, будучи свободен от тьмы и заблуждений.

Во-вторых, истинный смысл превосходства Божественных вещей открывается в Слове Божием более прямо с непосредственным убеждением нас в их истинности, и превосходство этих вещей раскрывается в высшей степени. В них есть красота, которая столь Божественна и Богоподобна, чо значительно и явно отличает их от вещей просто человеческих, изобретателями и авторами которых являются люди; и их слава настолько высока и велика, что ясно видно повеление согласиться с их Божественностью и реальностью. При наличии фактического и живого раскрытия этой красоты и превосходства невозможна любая мысль, что это дело человеческое или плод изобретений людей. Это свидетельство того, что те, кто духовно просвещены истинностью религиозных вещей, обладают своего рода интуитивным и непосредственным доказательством. Они верят, чт о доктрины Слова Божия божественны, ибо они видят их Божественность, то есть трансцендентную и явно отличающую их славу, такую, которая уже не оставляет места для сомнений в бытии Бога.

Такое убеждение в истинности религии, как это, то есть возникающее с чувством Божественного превосходства, которым обладают истинные духовные убеждения, и есть спасительная вера. И ее происхождение таково, что оно очень существенно отличается от общего согласия, на которое способны и невозрожденные люди.

II. Перейдем теперь ко второму предложенному вопросу, а именно покажем, как этот свет непосредственно дается Богом и не обретается естественным путем.

1. Он не предназначен для естественных способностей и не используется ими. Естественные способности являются предметом этого света, хотя и таким образом, что они не просто пассивны, но активны в нем; в нем используются и упражняются действия, относящиеся к человеческому пониманию. Бог, давая этот свет душе, имеет дело с человеком по его природе, как разумным существом, и использует его человеческие способности. Но все же этот свет исходит непосредственно от Бога, и хотя наши способности используются им, но как его предмет, а не как причина, и действие этих способностей в нем является не причиной его, но оно либо подразумевается в свете, который передается через них, либо является следствием этого. Так наши глаза, видящие различные предметы, не являются причиной света, когда встающее солнце открывает эти предметы нам.

2. Это не предполагает, что внешние средства не имеют никакого отношения к этому действию. Как я уже отметил, дело здесь обстоит не так, как с вдохновением, предлагающим нам новые истины; этот свет дает только те истины, которые открываются в Слове Божием, и потому он не дается без слов. В этом действии используется Евангелие; этот свет есть “свет благовестия о славе Христовой” (2 Кор.4.4). Евангелие подобно стеклу, через которое этот свет передается нам: “Теперь мы видим как бы сквозь стекло” (1 Кор.13.12).

3. Когда говорят, что этот свет дается непосредственно Богом и не обретается естественным путем, это значит, что он дается Богом без использования любых средств, которые работают собственными силами или природными силами, данными от Бога, хотя и не без посредства вообще любых сил, производящих это следствие. На самом деле мы не всегда видим вторичные причины того, что производится Богом. Слово Божие не является надлежащей причиной этого следствия, ибо оно само не работает через какие-либо чисто природные силы. Оно только использует их, чтобы донести до ума предметы и наставления этого спасительного познания, и на самом деле именно последние открываются и доводятся до нас через природные силы или влияния.

Эти вещи передают нашему сознанию те или другие доктрины, они являются причиной представления о них в наших головах, но не в смысле Божественного превосходства их в наших сердцах. Ведь человек не может иметь духовный свет без слов. Но это не значит, что слово как таковое вызывает свет. Ум не может видеть превосходства какой-либо доктрины, если она сперва не будет представлена сознанию, но видение превосходства доктрины может быть сразу от Духа Божия, хотя ее передача или представление может совершаться через слово. Так понятия, которые являются предметом этого света, доводятся до ума Словом Божим, но до сердца, в котором этот свет обитает, они доводятся сразу же Духом Божиим. Например, понятие, Кто есть Христос, и что Он свят и добр, доводится до ума от слова Божия, а чувство всепревосходства Христа и Его святости и благодати, тем не менее, дается непосредс твенно работой Святого Духа.

III. Теперь, чтобы показать истину данного учения, то есть показать, что существует такая вещь, как духовный свет, который был описан как исходящий непосредственно от Бога, я хотел бы кратко показать, что это учение является библейским и разумным.

Во-первых, это учение библейское. Я не просто могу привести тексты, но эта доктрина изобилует в Писании, которое везде учит, что святые отличаются от нечестивых тем, что у них есть полученное от Бога знание Бога и Иисуса Христа. Я упомяну лишь несколько текстов из многих. “Всякий, кто грешит, не видел Его и не знает Его” (1 Иоан.3.6). “Делающий добро от Бога, кто творит зло, не видел Бога” (3 Иоан.11). “Мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня” (Иоан.14.19). “И это есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою” (Иоан.17.3). Это знание Бога и Христа не может быть просто спекулятивным знанием, ибо это то видение и знание, которым святые отличаются от нечестивых. И, согласно Писанию, эти виды знания настолько различны по степени и обстоятельствам, а также по своим следствиям, что они должны быть совершенно разными по своему характеру и благам.

И об этом свете и знании всегода говорится, как о непосредственно данном Богом. В то время Иисус отвечал и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим., и никто не знает Сына, кроме Отца: не знает никто Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мтф.11.25-27). Здесь все это усваивается только особому делу и дару Бога, одаряющего этим знанием кого захочет, и выделяющего тех, кто имеет наименьшие естественные преимущества или средства знания, даже младенцев, когда в нем отказано мудрым и разумным. И привитие знания Бога здесь усваивается Сыну Божию, как Его исключительная прерогатива. И снова в 2 Кор.4.6: “Ибо Бог, повелевший свету светить из тьмы, дал воссиять свету в наших сердцах, чтобы даровать свет познания славы Божией в Лице Иисуса Христа”.

Это ясно показывает, что существует такая вещь, как раскрытие всепревосходящей Божественной славы и превосходства Бога и Христа, свойственное только святым, а также, что оно исходит непосредственно от Бога, как свет от солнца, и является непосредственным влиянием Его власти и воли, ибо это сравнивается с Божьим творением света Его мощным словом в начале творения, и таково же наше призвание Духом Господа. Бог предоставляет нам в возрождении познание Христа, ибо прежде оно было невидимо и сокрыто от нас. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего” (Гал.1.15-16). Писание ясно говорит о таком познании Слова Божия как о непосредственном даре Бога. “Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего” (Пс.118.18). Что имеет в виду псалмопевец, когда просит Бога открыть ему гла за? Был ли он когда-либо слепым? Может быть, он не прибегал к закону и не видел в нем каждое слово и предложение, когда хотел? Что он имеет в виду под чудесами? Может быть, это удивительная история творения, потоп,


В избранное