31 Братья, не стремитесь все стать учителями!
Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго. (2) Ведь все мы много грешим. Кто не грешит
словами, тот уже человек зрелый, способный держать в узде всё тело.
(3) Так, вложив лошади в рот удила, чтобы
подчинить ее себе, мы управляем всем ее телом. (4) Или вот, к примеру, корабли: они такие
огромные, ими движут могучие ветры, а направляет их воля кормчего с помощью
такого маленького руля. (5) Так и с языком: это совсем небольшой
орган в теле, а какие непомерные у него претензии! Или возьмем
огонь: сколько дерева он сжигает! (6)И язык это тоже огонь. Среди
остальных органов нашего тела он воплотил в себе весь неправедный мир
и оскверняет всё тело. Он воспламеняет всё течение жизни,
а его самого воспламеняет геенна!
7 Каких только зверей, птиц, змей, морских
животных и рыб не укротил уже или не укрощает человеческий род!
(8) А язык не дано укротить никому из людей.
Это необузданное зло, полное смертоносного яда! (9)Языком мы благословляем Господа и Отца,
и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию Бога. (10) Из одного и того же рта
исходит и благословение, и проклятие! Братья, такого не должно
быть! (11) Может ли из одного родника бить струя
и пресной, и соленой воды? (12)Братья, может ли смоковница приносить маслины
или виноградная лоза смоквы? Скорее соленый источник даст пресную
воду!
13 Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?
Пусть они докажут это доброй жизнью и делами, которые совершают со скромностью,
свойственной мудрости! (14) А если в сердце у вас черная
зависть и своекорыстие, то не хвастайтесь, не извращайте истины!
(15) Это не та мудрость, что нисходит
с небес. Это мудрость земная, бездуховная, бесовская! (16) Ведь где зависть и своекорыстие,
там неурядицы и всякие некрасивые дела. (17) Та же
мудрость, что свыше, во-первых, чиста, а во-вторых, миролюбива, кротка,
сговорчива, исполнена милосердия и плодов добрых дел, непристрастна, нелицемерна.
(18)А те, которые созидают мир вокруг
себя, мирно сеют, чтобы пожать плод праведности.
41 Откуда у вас стычки и ссоры?
Не от того же ли самого от страстей, что борются
в вашем теле? (2) Вы чего-то жаждете, но у вас
этого нет. И вот вы убиваете. Вы страстно чего-то добиваетесь,
но не можете получить. И вот вы ссоритесь и деретесь.
Но у вас ничего нет, потому что вы не про́сите. (3) А даже если про́сите, то не получаете,
потому что не о том про́сите: вы хотите лишь удовлетворения
своих страстей.
4Неверные люди, разве вы не знаете,
что приязнь* к миру означает вражду к Богу?
Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу. (5)А может быть, вы думаете, что Писание
напрасно говорит: "Жаждет Он духа, что поселил в нас, жаждет
ревниво"? (6) Но Он дал нам еще большую милость.
Ведь Писание говорит:
7 Так покоритесь Богу! Воспротивьтесь
дьяволу, и он убежит от вас. (8) Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится
к вам. Омойте руки, грешники, очистите сердца́, двоедушные люди! (9) Скорбите, рыдайте и плачьте! Пусть ваш смех
обратится в рыдание, радость в уныние. (10) Принизьте себя перед Господом, и Он
вас возвысит.
11 Не оговаривайте друг друга, братья!
Кто оговаривает или осуждает брата, тот говорит против Закона
и осуждает Закон. А если ты осуждаешь Закон, ты уже не исполнитель
Закона, а судья. (12) Но есть лишь один Законодатель
и Судья, который может и спасти, и погубить. А кто ты такой,
чтобы судить ближнего?
13 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит*:
"Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то город, проведем
там год, будем торговать и заработаем много денег". (14) Вы
не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра! Ведь вы как дымка,
что возникла на миг и тут же пропала.
15 Вам бы говорить вместо этого: "Если
захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то".(16) А вы теперь хвастаетесь,
зано́ситесь. Всякое такое хвастовство порочно! (17) Итак, тот, кто знает, что должен
делать добро, но не делает, повинен в грехе.
3.6всё течение жизни дословно: "колесо
становления", что напоминает орфическое понятие "круг становления".
Хотя точное значение этого словосочетания у Иакова неизвестно,
вероятно, оно значит "течение жизни", "ход бытия".
Геенна так первоначально называлась место в долине
Гинном, где сжигали мусор; позже слово стало означать место окончательного
наказания грешников, а также местонахождение дьявола.
3.9Господа в некоторых рукописях:
"Бога".
3.12Скорее соленый источник даст
пресную воду! в некоторых рукописях: "Не может
из одного родника бить струя и пресной, и соленой воды".
3.18 Ср. 1Кор 13.4-7.
4.4Неверные люди в некоторых
рукописях: "Неверные мужчины и неверные женщины". Приязнь к миру
т.е. жизнь по стандартам этого мира; слово мир означает здесь
не вселенную, а грешное человечество, отказывающееся исполнять волю
Бога.
4.5 Источник цитаты неизвестен. Возможно, Иаков
цитирует Исх. 20:5 в неизвестном нам переводе или же какой-то апокрифический
текст, не вошедший в канон. Неизвестно также точное значение слова дух
в этой цитате это или Святой Дух, или дух человеческий.