21Смотри́те, братья мои, чтобы у вас,
верующих в прославленного Господа нашего Иисуса Христа, не было пристрастного
отношения к людям. (2)Предположим, придет на ваше собрание богач
с золотым кольцом на пальце, в роскошном одеянии, и придет
бедняк в замызганной одежде. (3)Ведь вы сразу обратите внимание на того, кто
в роскошном одеянии, и скажете: "Садись сюда, здесь хорошее место",
а бедняку скажете: "А ты стань там" или "Сядь на пол,
у моих ног". (4) Разве тем самым вы уже не провели
различия между братьями и не стали судьями неправедными?
5Послушайте, братья мои любимые! Разве не Бог
избрал бедняков мира, чтобы они стали богатыми верой и унаследовали
Царство, которое Он обещал тем, кто Его любит? (6) А у вас бедняк унижен. А разве
не богачи вас угнетают, разве не они таскают вас по судам?
(7)Разве не они хулят то прекрасное
имя, которым вас нарекли? (8)Но если вы исполняете царственный закон,
данный в Писании: "Люби ближнего, как самого себя",
то поступаете как до́лжно. (9) А если вы пристрастны, значит, вы совершаете
грех, и Закон уличает вас в том, что вы его нарушители. (10) Ведь
тот, кто исполнил весь Закон, но в чём-то одном оступился,
виновен в нарушении всего Закона. (11) Тот, кто сказал "Не нарушай
супружескую верность!", сказал также "Не убивай!" Значит,
даже если ты не нарушаешь верность, но убиваешь, то ты всё
равно стал нарушителем Закона.
12Поэтому говорите и действуйте как люди,
которых будут судить по закону, несущему свободу, (13)потому что суд немилосерден к тем,
кто сам не проявляет милосердия. А милосердию суд не страшен!
14Что пользы, братья мои, если человек говорит, что
у него есть вера, но если дел у него нет? Может ли такая вера спасти
его? (15) Если брату или сестре нечего надеть
на себя* и нет пищи на день, (16) а кто-то из вас скажет им: "Ступайте
с миром, погрейтесь и поешьте досыта!", а сам не даст
им того, в чём нуждается их тело, – то какая от этого
польза? (17) Так и вера, если у нее нет дел,
сама по себе мертва.
18 Но, предположим, кто-то скажет: "У тебя
есть вера, а у меня – дела́". Покажи мне свою
веру без дел – и я покажу тебе свою веру через дела!
(19)Ты веришь, что Бог – один.
Хорошо делаешь! Бесы тоже верят и трепещут. (20)А знаешь ли ты, пустой человек, что вера
без дел напрасна?! (21) Разве наш праотец Авраам был оправдан
не по делам, когда принес своего сына Исаака на жертвенник?
(22) Ты видишь, что вера содействовала
его делам и благодаря делам его вера стала совершенной. (23) Так исполнились слова́Писания:
"Авраам поверил Богу, и Бог признал это за праведность",
и Авраам был назван другом Бога.
24 Видите, Бог оправдывает человека за дела,
а не за одну только веру. (25)Так было и с проституткой Раа́в.
Разве она, которая приняла у себя разведчиков и направила их по другой
дороге, была оправдана не за дела? (26)Ведь точно так же как тело без духа
мертво, и вера без дел мертва.
2.1в прославленного Господа
нашего Иисуса Христа – дословно: "в Господа нашего Иисуса
Христа славы".
2.2придет на ваше собрание – дословно:
"войдет в вашу синагогу"; это единственное место в НЗ,
где церковь названа синагогой. Греческие слова "экклеси́я"
("церковь") и "сюнагоге́" ("синагога")
переводятся как "собрание" и являются практически синонимами.
Возможно, это указывает на раннюю дату написания письма, когда
эти понятия еще не различались. Правда, по мнению некоторых комментаторов,
здесь речь идет не о собрании церкви, но о судебном заседании
(см. ст. 4, 6). С золотым
кольцом – возможно, это человек, принадлежавший к всадническому
сословию, знаком принадлежности к которому служило золотое кольцо. В роскошном
одеянии – возможен перевод: "в белом одеянии"; в таком
случае речь может идти о человеке, домогавшемся выборной должности, потому
что такие люди носили белую одежду (латинское слово "кандидат" переводится
как "человек в белом").
2.3Сядь – в некоторых рукописях: "Садись
здесь".
2.5 Ср. Лк 6.20; Мф 5.3.
2.7имя – т.е. имя Иисуса Христа.
2.8царственный закон – т.е. закон
Божьего Царства или главный закон.
2.12по закону, несущему свободу –
см. прим. к 1.25 [ –
согласно Филону, таким законом был Закон Моисея. Иаков, вероятно, имеет в виду
"новый закон Христа", данный Им в Нагорной проповеди (ср. также
Гал 5.13; 6.2; 1Кор 9.21)].
2.13 Ср. Сир 27.30–28.7;
Тов 4.9-11, а также Мф 5.7.
2.14-26 В этом отрывке часто
видели полемику с учением апостола Павла об оправдании одной только
верой. Но многие ученые считают, чтосовпадение чисто внешнее и Иаков
призывал к тому же, к чему призывал и Павел: вера находит свое отражение
в образе жизни. Сам апостол говорил, что его учение часто искажается
и понимается превратно (см. Рим 3.8).
2.19верят и трепещут – бесы знают,
что Бог – один, но одного знания о Боге недостаточно, наоборот,
оно еще усиливает страх перед Судом; знают они и о том, что Иисус
является Помазанником (ср. Мк 1.24; 5.7; Лк 4.34).
2.20напрасна – в некоторых
рукописях: "мертва".
2.25 разведчиков (буквально: "вестников") –
в некоторых рукописях: "соглядатаев".