151 К Иисусу
приходили послушать Его очень многие сборщики податей и другие грешники.
2 Фарисеи и учителя Закона возмущались
и говорили:
Этот человек принимает
грешников и даже ест с ними!
3 Тогда
Иисус рассказал им такую притчу:
4
Предположим, у кого-то из вас есть сто овец и одну из них
он потерял. Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет? 5 А найдя,
обрадуется, взвалит ее себе на плечи 6 и,
придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: "Порадуйтесь
со мной: я нашел пропавшую овцу!"
7 Верно
вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости из-за
одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников, которым
не в чем раскаиваться.
8 Или возьмите
женщину, у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.
Разве она не зажжет лампу и не станет мести дом, усердно ища, покуда
не найдет? 9 А найдя, созовет подруг
и соседок и скажет: "Порадуйтесь со мной: я нашла монету,
которую потеряла".
10 Такой
же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих из-за одного раскаявшегося
грешника.
11 Иисус продолжал:
У одного человека было два сына. 12 Младший
сказал отцу: "Отдай мне часть имущества, что мне причитается".
И тот разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько
дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далекую страну.
И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. 14 После
того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал
бедствовать. 15 Он пошел
и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его
в свое имение пасти́ свиней. 16 Он уже
готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали.
17 И тогда он, одумавшись, сказал себе:
"Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала
и еще остается, а я тут погибаю с голоду! 18 Пойду,
вернусь к отцу и скажу ему: "Отец, я виноват перед небом
и перед тобою. 19 Я больше недостоин
зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников". 20 И он немедля
пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему
стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал
его. 21 Сын сказал ему: "Отец, я виноват
перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном".
22 Но отец сказал
слугам: "Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте
ему перстень на руку и сандалии на ноги. 23 Приведите
и зарежьте откормленного теленка. Будем есть и веселиться. 24 Ведь
это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся".
И они устроили праздник.
25 А старший
сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел к дому,
услышал музыку и пляску 26 и, подозвав
одного из слуг, спросил, что там происходит. 27 Тот ответил:
"Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка, потому
что он вернулся жив и здоров". 28 Старший
брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец
и стал его уговаривать. 29 Но он ответил
отцу: "Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём
тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка,
чтобы я мог повеселиться с друзьями. 30 А вернулся
этот твой сын, который проел всё твое имущество со шлюхами,
и ты зарезал для него откормленного теленка!" 31 Но отец
сказал ему: "Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть
у меня, твое. 32 Тебе бы надо радоваться
и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил, пропадал
и нашелся".
15.1
См. прим.
к 3.12. [Сборщики податей были, как правило,
из евреев; одни собирали таможенные сборы, другие же подати для римских
властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа и грешниками,
т.е. людьми, нарушавшими правила ритуальной чистоты. Некоторые из них были
откупщиками: они заранее вносили в казну всю сумму податей, а потом
поручали своим помощникам собрать деньги с населения. Известно, что
при сборе податей было множество злоупотреблений.]
15.12-13
Отец обычно оставлял сыновьям их долю наследства после своей смерти. Но даже
если он передавал им его при жизни, то всё равно имел право на получение
доходов с имущества, и поэтому сыновья не могли продавать свое имущество
без разрешения отца. В притче отец ведет себя как человек невероятной
доброты, кротости и снисходительности.
15.15Свиньи считались нечистыми животными. Уже одно то, что младший
сын должен был ухаживать за свиньями, говорило о его бедственном
и унизительном положении, но его готовность есть вместе с ними
свидетельствовала о крайней степени нужды.
15.16есть стручки в некоторых рукописях: "набить брюхо
стручками". Имеются в виду стручки рожкового дерева, растущего в Средиземноморье,
сладкими бобами которых кормили животных; ими питались и бедные (их
и сейчас называют хлебом бедняков).
15.20Он побежал... отец ведет себя не так,
как должен был бы вести себя почтенный восточный старец, помнящий о своем
достоинстве.
15.22Лучшая одежда и перстень были знаком высокого положения в семье.
Это говорит о том, что отец вернул сыну все его сыновние привилегии.
На это же указывают и сандалии, так как их носили
свободные люди, а не рабы и слуги. В доме носил сандалии только
хозяин, потому что гости, входя внутрь, снимали обувь.