27 Когда
Иисус говорил это, женщина из толпы воскликнула:
—
Счастлива та, чье чрево носило Тебя и чья грудь вскормила Тебя!
28 — Скорее счастливы те, кто слушает слово Бога и соблюдает
его! — ответил Иисус.
29 Всё больше людей собиралось вокруг Иисуса.
Он обратился к ним:
— Как испорчено нынешнее поколение! Требуют
знака, но не будет дано им знака, кроме
знака Ионы. 30 Как Иона стал зна́ком для жителей Ниневии,
так и Сын человеческий для нынешнего поколения. 31 Царица Юга встанет на Суде
с людьми этого поколения и обвинит их: ведь она с другого конца
света пришла послушать мудрость Соломона. А здесь
нечто большее, чем Соломон! 32 Жители
Ниневии встанут в День Суда с этим поколением
и обвинят его: они отвратились от грехов, услышав проповедь Ионы.
А здесь нечто большее, чем Иона! 33 Никто
не ставит зажженный светильник в укромное место
иль под горшок. Нет, его ставят на подставку,
чтобы входящие видели свет! 34 Глаза — это светильник
для человека. Когда глаза здоровы, весь человек полон
света, когда глаза больны, человек окутан тьмой. 35 Смотри
же, чтобы свет в тебе не был тьмой! 36 Так вот,
если ты по́лон света и нет ничего в тебе
темного, ты весь будешь светиться, как если б озарял
тебя своим сиянием светильник.
37 Когда Иисус кончил говорить, один фарисей пригласил Его к себе
на обед. Иисус вошел в дом и сел за стол. 38 А фарисей,
увидев, что Иисус не омылся перед едой, был очень удивлен. 39 Но Господь
сказал ему:
— Вот вы, фарисеи, хотя и чистите снаружи свою чашу
и блюдо, но внутри полны жадности и злобы. 40 Глупцы!
Разве не один Творец сотворил и то, что снаружи, и то, что внутри?
41 Раздайте бедным содержимое чаши и блюда — и всё
у вас будет чистым!
42 Го́ре вам, фарисеи!
Вы пла́тите десятину с мяты, руты и прочей зелени, а о справедливости
и о любви к Богу забыли! Вот что надо бы
делать, и о другом не забывая! 43 Го́ре
вам, фарисеи! Вы лю́бите сидеть на почетных
местах в синагогах и чтобы вас почтительно приветствовали на площадях.
44 Го́ре вам!
Вы как могилы без могильного камня: люди ходят по ним,
не подозревая об этом.
45 Тогда один из учителей Закона возразил Иисусу:
—
Учитель, этими словами Ты оскорбляешь и нас!
46 Иисус сказал:
— Го́ре и вам, учителя́ Закона! Вы взваливаете
на людей непосильную ношу, а сами и палец
о палец не ударите, чтобы помочь им! 47 Го́ре
вам! Вы воздвигаете надгробия пророкам, а их
убили ваши отцы! 48 Вы тем подтверждаете, что одобряете дела́
своих отцов: они убивали пророков,
а вы ставите пророкам надгробия. 49 Потому и изрекла
Божья мудрость: "Я пошлю к ним пророков и вестников.
Одних убьют они, других будут преследовать. 50 И Я взыщу
с этого поколения за кровь всех пророков, пролитую
от сотворения мира: 51 от крови Авеля
до крови Захарии, убитого между жертвенником и святилищем".
Да, говорю вам, этому поколению воздастся за всё! 52 Го́ре вам, учителя́ Закона!
Вы присвоили себе ключи от знания и сами не вошли,
и тех, кто хочет войти, не впустили.
53 Иисус ушел оттуда, а учителя́ Закона и фарисеи,
обозлившись на Него, стали приставать к Нему с многочисленными
вопросами, 54 чтобы запутать Его и поймать на слове.
121 Тем временем
собралось несметное количество народу, так что в толпе давили друг друга.
Иисус обратился сначала к Своим ученикам:
—
Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия!
11.29Иона пробыл
внутри огромной рыбы три дня и три ночи (см. также Мф 12.40).
11.31Царица Юга — в ВЗ рассказывается о посещении
Соломона царицей Савской. Сава, или Шева, вероятно, страна в южной Аравии.
Соломон считался мудрейшим из людей.
11.32Ниневия во времена пророка Ионы была столицей Ассирийской
империи, злейшего врага Израиля. Бог послал туда Иону, чтобы жители
ее, услышав его проповедь, раскаялись и были спасены.
11.38 Имеется в виду ритуальное омовение рук
с целью очистить их от возможного прикосновения к какой-либо скверне.
11.40Разве не один Творец..? — возможно иное понимание:
"Неужели человек, вымывший то, что снаружи, вымыл и то, что внутри?"
11.42 Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена
десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы. Это говорит
о сверхщепетильности фарисеев.
11.44 Прикосновение к трупу или к гробнице делало людей ритуально
нечистыми.
11.51 Бытие, первая книга Священного Писания, повествует
об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а 2
Книга Паралипоменон, которая в еврейской Библии считается последней, —
об убийстве пророка Захарии.