51 Поскольку
уже приближалось для Иисуса время, когда Бог возьмет Его на небо,
Он решил идти в Иерусалим. 52 Он выслал
вперед Своих посланцев. Те пришли в самарянскую деревню, чтобы приготовить
для Него всё необходимое. 53 Но Иисуса
там не приняли: по Нему было видно, что Он направляется в Иерусалим.
54 Его ученики Иаков
и Иоанн, увидев это, сказали:
—
Господь, хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и уничтожил
их?
55Но Иисус,
обернувшись, запретил им. 56 И тогда они пошли
в другую деревню.
57 Они продолжали
путь, и в дороге какой-то человек сказал Иисусу:
—
Я готов следовать за Тобою повсюду, куда бы Ты ни шел.
58 —
У лис есть норы, у птиц — гнезда, а Сыну человеческому
негде голову приклонить, — ответил ему Иисус.
—
Господин мой, позволь, я сначала вернусь домой и похороню отца, —
ответил тот.
60 —
Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов, а ты иди и возвещай Царство
Бога, — сказал Иисус.
61 Другой
человек сказал Ему:
— Господин мой,
я пойду за Тобой. Но позволь, я сначала попрощаюсь с домочадцами.
62 —
Тот, кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад, непригоден
для Царства Бога, — ответил Иисус.
101 Затем
Господь избрал еще семьдесят двух человек и разослал их по двое
впереди себя по всем городам и селениям, где намеревался и сам побывать.
2 Он сказал им:
—
Велика жатва, а работников мало. Так проси́те
Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву!
3 Ступайте! Вот, Я посылаю
вас, как ягнят в волчью стаю. 4 Не берите
с собой ни кошелька, ни котомки, ни обуви и ни с кем
по дороге не здоровайтесь. 5 Когда придете
в чей-нибудь дом, сначала скажите: "Мир этому дому!" 6 И если
там живет человек, достойный мира, мир ваш останется с ним, а если
нет — вернется к вам. 7 И в этом
доме оставайтесь, ешьте и пейте всё, что у них есть, потому что работник
заслуживает платы. Не переходите из дома в дом. 8 Если
вы пришли в какой-нибудь город и там вас приняли, ешьте всё,
что дадут вам, 9 исцеляйте
их больных и говорите: "Царство Бога уже рядом с вами!"
10 А если придете в город, а там
вас не примут, пройдите по его улицам со словами: 11 "Даже
пыль, которая пристала к нашим ногам в вашем городе, мы, отряхнув, возвращаем
вам. И всё же знайте: Царство Бога уже рядом!" 12 Говорю
вам, Содому в тот День будет легче, чем тому городу!
13 Го́ре
тебе, Хоразин! Го́ре тебе, Вифсаида! Если бы
в Тире и Сидоне свершились те чудеса, какие
свершились у вас, они давно, сидя в рубище и пепле, раскаялись
бы. 14 И потому
Тиру и Сидону будет легче на Суде, чем вам! 15 И ты,
Капернаум, думаешь, до небес тебя превознесут?
Нет, до недр земных низвергнут! 16 Тот,
кто слушает вас, слушает Меня, кто отвергает
вас, отвергает Меня. А кто Меня отвергает, отвергает
Того, кто послал Меня.
9.53
Между евреями и самарянами существовала давняя историческая вражда.
9.54и уничтожил их? — некоторые рукописи добавляют: "как сделал
и Илья".
9.55запретил им некоторые рукописи добавляют: «и сказал:
"Вы не знаете, какому духу вы принадлежите. Ведь Сын человеческий
пришел не погубить жизнь людей, а спасти"».
9.59-60
Достойное погребение умерших, особенно родителей, считалось важнейшим религиозным
долгом. Впрочем, эти слова могут значить, что отец этого человека был стар
и мог скоро умереть. Но долг следовать за Иисусом важнее всех других
обязанностей.
10.1семьдесят два — во многих рукописях: "семьдесят".
Согласно Книге Бытия, на земле было семьдесят народов (в греческом переводе
Ветхого Завета вместо "семидесяти" стоит "семьдесят два").
Возможно, Господь Иисус выбрал такое количество учеников, чтобы показать,
что Его Радостная Весть обращена ко всем народам земли.
10.2
Под жатвой понимается окончательное, эсхатологическое собирание Божьего
народа (см. Ис 27.12), обычно это дело ангелов или Сына человеческого.
Но задача эта столь велика, что в ней должны участвовать и ученики.
Хозяин жатвы — Бог.
10.3-4
Хотя учеников могут ожидать опасности и лишения, но они должны довериться
Богу, который сумеет снабдить их всем необходимым. Ни с кем
по дороге не здоровайтесь — в древности, особенно
на Востоке, обмен приветствиями был очень продолжительным и занимал
много времени, а поручение, с которым Иисус посылает учеников,
не терпит промедления.
10.5"Мир этому дому!" — традиционное приветствие на Востоке.
10.7
Ученики вправе получать необходимую материальную помощь в виде крова и пищи
от тех, кому они приносят духовные дары. Но им запрещается
искать изобилия и материальных выгод.
10.9"Царство Бога уже рядом с вами!" — возможно
иное понимание: "Царство Бога уже здесь!"
10.11Даже пыль... — см. прим.
к 9.5. [Когда евреи возвращались из-за границы, они отряхивали
пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищались
от скверны язычников. Жест этот стал выражать крайнее отвращение
и существует до сих пор в странах Востока.]
10.12Содом — во времена Авраама Бог разрушил
города Содом и Гоморру за отвратительные грехи их жителей, наслав
на них дождь с огнем и серой. Если нет надежды для Содома,
то тем меньше для тех, кто отвергает Весть Бога о прощении грешников.
10.13Хоразин и Вифсаида — города неподалеку от Капернаума.
Тир и Сидон — ветхозаветные пророки гневно обличали жителей
этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю.
В рубище и пепле — в знак раскаяния и сокрушения
о своих грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины
и посыпали голову пеплом.
10.15И ты, Капернаум... — жителям этого города не надо
рассчитывать на то, что они взойдут на небо только потому, что Господь
Иисус избрал их город Своим местопребыванием и совершил здесь много
чудес. Суд Божий беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум
не раскается, его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.13-15).