14 1 И я увидел: вот стои́т
Ягненок на горе́ Сион и с Ним сто сорок четыре тысячи
тех, у кого на лбу написаны Его имя и имя Отца Его. (2) И услышал я голос с неба, подобный
грохоту водопада, подобный грохоту грома. Голос, который я слышал, был как звуки
арфы, когда на ней играют арфисты. (3) Они поют новую песнь перед престолом
и перед четырьмя существами и старейшинами; никто не мог выучить
эту песнь, кроме ста сорока четырех тысяч, выкупленных из земного плена.
(4) Это те, кто не осквернился с женщинами,
но сохранил свою чистоту, это те, кто следует за Ягненком,
куда бы Он ни пошел. Их выкупили из числа остальных людей; их предложили
Богу и Ягненку как начаток; (5) язык их не знал обмана,
они непорочны.
6 Потом я увидел другого ангела,
летящего в поднебесье с вечной Радостной Вестью, чтобы возвестить
ее обитателям земли, всякому роду, племени, наречию и народу. (7) Он восклицал громким голосом:
– Бойтесь Бога и воздайте
Ему славу! Ибо пришел час Его суда! Так поклонитесь Создавшему
небо, землю, море и источники вод!
8 И еще один, второй ангел летел
за ним следом и восклицал:
– Пал, пал, пал Вавилон,
великая столица, ярым вином своего разврата упоившая все народы!
9 И еще один, третий ангел следовал за ними,
восклицая громким голосом:
– Если кто поклоняется зверю и его
изображению и носит на лбу или на руке его клеймо, (10) тот будет пить из чаши
Божьей ярости вино Его гнева, вино чистое, неразбавленное; и будут истязать
его в огне и сере перед святыми ангелами и перед Ягненком. (11) Дым от их истязаний поднимается
вверх во веки веков, и ни днем ни ночью нет покоя тем,
кто поклоняется зверю и его изображению и заклеймен
его именем.
12 Этим святой народ Божий, те, кто исполняет
заповеди Бога и верен Иисусу, призываются к стойкости.
13 Потом я услышал голос с неба, говоривший:
–
Запиши: “Как счастливы отныне мертвые – те, что умерли в верности
Господу!"
– Да, – говорит Дух, –
они отдохнут от тяжких трудов своих, потому что дела их следуют за ними.
14 И я увидел: вот белое облако,
а на облаке сидит Некто, подобный человеку. На голове у Него
золотой венец и в руке у Него острый серп. (15) И еще один ангел вышел из Храма,
громким голосом крича Сидящему на облаке:
– Пошли Свой серп и жни!
Ведь время жатвы настало – созрел урожай земли!
16 И Сидящий на облаке швырнул Свой
серп на землю. И земля была сжата.
17 И другой ангел вышел из небесного
Храма, у него тоже был острый серп. (18) Еще один ангел, который заведовал
огнем, вышел из жертвенника и громким голосом закричал ангелу
с острым серпом:
– Пошли свой острый серп и срежь
виноградные грозди с земного виноградника, потому что грозди его созрели.
19 Швырнул ангел свой серп на землю,
срезал земной виноград и бросил его в великую давильню Божьего гнева.
(20) И были растоптаны грозди
в давильне вне города, и перелилась кровь через край давильни,
и поднялась до высоты конской узды, и разлилась на целых триста
вёрст.
15
1 Потом я увидел на небе еще одно
великое и дивное знамение: семь ангелов с семью последними напастями –
последними, потому что ими завершался гнев Божий.
2 Я увидел нечто похожее на море из стекла,
смешанного с огнем. И стоя́т у этого стеклянного мо́ря
победители зверя, его изображения и числа его имени. Они стоя́т
с арфами Божьими (3) и поют песнь Моисея, служителя Божьего,
и песнь Ягненка:
– Велики и дивны дела Твои,
Господь Бог Вседержитель! Верны и правы пути Твои, Царь народов! 4 Кто не устрашится, Господь,
и не прославит имя Твое?! Потому что один
Ты свят! Потому что придут все народы и ниц
падут пред Тобою! Потому что суды Твои явлены ныне!
5 И потом я увидел: в небе отворился
Храм – Шатер Свидетельства, (6) и вышли семь ангелов с семью
напастями. Они одеты в чистый блестящий лен и опоясаны по груди
золотыми поясами. (7) Одно из четырех существ вручило семи ангелам
семь золотых сосудов, полных гнева Бога, живущего во веки веков. (8) И Храм наполнился дымом от Славы
Бога и Силы Его, и никто не мог войти в Храм, пока не завершатся
семь напастей семи ангелов.
16
1 Потом я услышал громкий голос из Храма,
говоривший семи ангелам:
– Ступайте
и вылейте семь сосудов гнева Божьего на землю!
2 Вышел
первый и вылил свой сосуд на землю – и ужасные
и мучительные язвы напали на людей с клеймом зверя, поклоняющихся
его изображению.
3 Второй
вылил свой сосуд на море, и стало оно как кровь мертвеца, и всё живое
в море погибло.
4 Третий
вылил свой сосуд на реки и водные источники, и они превратились
в кровь. (5) И услышал
я, как говорил ангел вод:
– Ты прав, о Сущий
и Бывший, Святой, что так рассудил: 6 они пролили
кровь святых и пророков, и Ты дал им напиться
крови – они заслужили!
7 И я услышал,
как жертвенник говорил:
– Да, Господь Бог Вседержитель,
верны и правы Твои приговоры!
8 Четвертый
вылил свой сосуд на солнце, и солнцу было дано сжигать людей своим огнем.
(9) Люди сгорали от сильного жара
и проклинали имя Бога, повелевавшего такими напастями. Но они не раскаялись
и не воздали Ему славы.
10 Пятый
вылил свой сосуд на престол зверя, и его царство погрузилось во тьму.
Люди грызли себе языки от боли (11) и проклинали
Небесного Бога за боль и язвы. Но они не раскаялись в своих
делах.
12 Шестой
вылил свой сосуд на великую реку Евфрат, и высохла вода в ней,
чтобы открыть путь царям Востока. (13) Я увидел,
что из пасти дракона, из пасти зверя и изо рта лжепророка
выходят три нечистых духа, похожие на жаб. (14) Это духи
бесов, творящих знамения; они идут к царям всей вселенной, чтобы собрать
их на войну в великий День Бога Вседержителя.
15 “Вот,
Я приду внезапно, как вор. Счастлив тот, кто бодрствует и хранит
свои одежды, он не будет ходить нагим и никто не увидит его срамоты!"
16 И он собрал
царей в место, которое по-еврейски называется Армагеддон.
17 И седьмой
ангел вылил свой сосуд в воздух. Из Храма раздался громкий голос, который
шел от престола:
–
Сделано!
18 И были
молнии, клики, громы и землетрясение. Такого землетрясения еще не бывало
с тех пор, как появился на земле человек. (19) Великий
город раскололся на три части, города́ язычников рухнули. Бог вспомнил
о великой столице Вавилоне и дал ей чашу с вином Своего ярого
гнева. (20) И обратились в бегство
все острова, и гор больше не найти! (21) С неба
на людей пал град с градинами в четыре пуда. И люди проклинали
Бога за напасть с градом, потому что уж очень велика была та напасть!
14.1 См. прим. к 7.4. [сто сорок четыре тысячи — число, состоящее из двенадцати
(символ полноты), возведенное в квадрат и умноженное на тысячу,
т.е. это не конкретное число, а символ совершенной полноты.] 14.3 новую
песнь — в некоторых рукописях: "как бы новую песнь". 14.4 Так как тенденция превозносить девственность появляется
в Церкви довольно рано (Маркион основал церковь только для девственников,
Ориген оскопил себя и т. д.), возможно, что Иоанн выделял 144 тысячи
как особую группу среди святых. Но более вероятно понимание этих слов
в символическом смысле (ср.: в ВЗ Израиль часто описывался как дева
(4Цар 19.21; Иер 18.13; Ам 5.2), а отступничество —
как блуд (Ам 2.4-21; Иер 2.2-6); Новозаветная Церковь также изображается
как девственная невеста Христа (2Кор 1.2; Откр 21.9), хранящая
себя в верности Христу и отвергающая языческие соблазны Великой Шлюхи —
символа Римской империи). Начаток — так некогда называлась
часть урожая, которую приносили Богу в жертву; здесь в переносном смысле.
14.6 Радостная Весть —
это весть о том, что Бог воцарится и будет судить людей. 14.8 Вавилон — древняя столица
Месопотамии, ярого врага Израиля в ВЗ. В НЗ под Вавилоном понимается
новый враг народа Божьего, Церкви — Римская империя и ее столица
Рим (ср. 1Петр 5.13). Яростным вином своего разврата — слова
"яростное вино" могут пониматься двояко: как крепкое, пьянящее
вино или же как вино ярости Бога за развратное и развращающее поведение
Вавилона. 14.10 чистое, неразбавленное —
в древности обычно пили вино, сильно разбавленное водой. 14.14 Некто — т. е. Христос, которому
предстоит судить людей. 14.15 жатва — традиционный символ
суда в Библии (Мф 13.30,40-42). 14.18 ангел, который заведовал огнем —
в еврейской традиции ангелы ведали земными стихиями; в 1 Книге
Еноха говорится об ангелах грома, моря, снега, дождя и т. д. Огонь —
символ суда (см. Мф 18.8; Лк 9.54; 2Фес 1.8). Сбор винограда —
образ суда над грешниками. 14.20 на триста верст — дословно:
"на тысячу шестьсот стадиев", примерная протяженность Палестины,
но, вероятно, это символическое число, означающее всю землю (оно делится
на четыре, символизируя четыре стороны света), или сорок в квадрате
(сорок — традиционное число наказания (Числ 14.33; Втор 25.3). 15.3 песнь Моисея и песнь Ягненка —
это не две песни, а одна, прославляющая Божье спасение, которое
началось с Моисея и завершилось Христом. Царь народов —
в рукописях много разночтений: "Царь всех", "Царь святых",
"Царь веков". 15.5 Шатер Свидетельства, или Скиния
Завета — небесный прототип земного святилища, в котором Израиль
поклонялся Богу во время скитания в пустыне. 15.6 Ангелы изображены в виде небесных
священников (ср. 1.13). 16.2-19 Первая
напасть напоминает шестое египетское наказание (Исх 9.10-11), вторая и третья —
первое (Исх 7.20-21), пятая — девятое (Исх 10.22). 16.5ангел вод — см. прим.
к 14.18 [ — в еврейской традиции
ангелы ведали земными стихиями; в 1 Книге Еноха говорится об ангелах
грома, моря, снега, дождя и т. д.]. Но здесь, возможно, имеется
в виду третий ангел. 16.6 Ср.
Ис 49.26; Прем 11.17. 16.12 Евфрат —
см. прим.
к 9.14. [Река Евфрат была естественной границей
Римской империи, отделявшей ее от воинственных парфян, несших угрозу всему
цивилизованному миру тех времен. В 1 Книге Еноха злые ангелы подстрекают
парфян и мидян уничтожить Палестину.] 16.13 Жабы
и лягушки считались нечистыми животными (см. Лев 11.10). Ср. также
Исх 8.2. 16.14 творящих знамения —
см. прим.
к 13.13-15. [О появлении в последние времена
лжепророков, которые будут совершать чудеса и знамения, говорится в Мф 24.24.]
О том, что в последние дни враги народа Божьего соберутся на войну
против него, говорится в Иез 38 — 39; Зах 14, 1Енох
56.5-8; 90.13-19. 16.16 Армагедон
(точнее: "Хар-Магедон") — в переводе значит "гора
Магедон"; в других рукописях: "Армагеддон" — т. е.
город Магедон, который обычно понимают как город Мегиддо. Существует также
ряд других толкований. 16.19 Великий
город — здесь имеется в виду Рим, который дальше будет назван
Вавилоном. 16.20 Наступление Суда
Божьего сопровождается распадом физического мира, за которым последует новое
творение (см. также прим.
к 20.11: ["И уже не найти их" —
эти слова могут указывать на уничтожение старой вселенной и начало
творения Богом "нового неба и новой земли" (21.1), но могут
быть и поэтической метафорой, говорящей о благоговейном ужасе, который
испытывает всё творение, встречаясь лицом к лицу с Творцом]).
16.21 в четыре
пуда — буквально: "в талант", это мера веса
от 26 до 60 кг.