4
1 После этого я увидел: вот отворилась
в небе дверь, и голос, тот самый трубный голос, что я слышал
вначале, заговорил со мной. Он сказал:
– Поднимись сюда, Я покажу тебе,
чему надлежит свершиться потом.
2 Я тотчас был вознесен Духом. И вот,
стои́т престол на небе и на престоле Сидящий. (3) И от Сидящего исходило сияние, подобное
сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола словно
бы изумрудная радуга. (4) И вокруг престола еще двадцать четыре
престола, на престолах сидят двадцать четыре старейшины, одетые в белые
одежды, на головах у них золотые венцы. (5) И от престола исходят молнии, клики
и громы. Перед престолом семь светильников, горящих огнем, –
это семь Духов Божьих. (6) Напротив престола словно бы стеклянное море,
подобное хрусталю. И посреди престола, и вокруг престола четыре живых
существа с множеством глаз спереди и сзади. (7) Первое существо похоже на льва;
второе – на молодого быка; у третьего лицо, как у человека;
четвертое подобно парящему орлу. (8) И у каждого из этих четырех
существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи и внутри,
покрыты глазами. И непрестанно, днем и ночью, они восклицают:
–
Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Тот, кто был, есть и придет!
9 И когда существа воздадут славу, честь и благодарность
Сидящему на престоле – вовеки Живущему, (10) двадцать четыре старейшины падут ниц перед
Сидящим на престоле, преклонясь перед вовеки Живущим, и сложат свои
венцы к подножию престола, восклицая:
11 – Ты достоин, Господь, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что Ты создал
всё: Твоей волей всё стало и всё было создано!
5
1 И увидел я в правой
руке у Сидящего на престоле книгу – свиток, исписанный и с лицевой,
и с оборотной стороны и запечатанный семью печатями. (2) И еще я увидел могучего ангела, возглашающего
громким голосом:
– Кто достоин открыть свиток и снять
его печати?
3 И никто – ни на небе,
ни на земле, ни под землей – не мог открыть
свиток и даже взглянуть на него. (4) Я горько плакал, потому что не оказалось
достойного открыть свиток и даже взглянуть на него. (5) Но вот один из старейшин говорит
мне:
– Не плачь! Смотри,
победил Лев из племени Иуды, Корень Давида! Ему дано открыть свиток
с семью печатями!
6 Я увидел между престолом, окруженным
четырьмя существами, и старейшинами Ягненка, который стоял словно бы принесенный
в жертву. У Него было семь рогов и семь глаз – это семь
Духов Божьих, посланных для всей земли. (7) Он подошел и взял из правой
руки Сидящего на престоле свиток. (8) Когда Он взял его, четыре существа и двадцать
четыре старейшины пали ниц перед Агнцем. Каждый держал в руках арфу и золотые
сосуды, полные благоуханного фимиама – это молитвы святого народа
Божьего. (9) Они поют новую песнь:
– Ты достоин взять свиток и снять
печати его, потому что Ты принесен был в жертву и кровью
Своей приобрел для Бога людей из всякого рода
и разных наречий, разных племен
и народов. 10 Ты их сделал для Бога нашего
священниками и царями – и на земле
они будут царствовать!
11 Я увидел и услышал голоса множества
ангелов вокруг престола, четырех существ и старейшин, и было их несметное
число, мириады мириадов и тысячи тысяч. (12) Они восклицали громкими голосами:
–
Достоин Ягненок, принесенный в жертву, принять силу, богатство, мудрость
и мощь, честь, славу и благословение!
13 Я услышал, как всё сотворенное на небе,
на земле и под землей и в море – всё, что
в них, восклицало:
– Тому, кто сидит на престоле, и Ягненку
благословение, честь, слава и могущество во веки веков!
14 И четыре существа говорили:
–
Воистину так!
Старейшины пали ниц и преклонились.
4.3яшма и сердолик —
названия драгоценных камней в древности и в наше время не совпадают,
здесь, вероятно, яшмой назван прозрачный алмаз или горный хрусталь (см. 21.11), а сердоликом —
кроваво-красный рубин. 4.4двадцать четыре старейшины —
вероятно, ангельские чины, члены Небесного Совета (см. 3Цар 22.19-22; Ис 6),
а не представители искупленного человечества (12 патриархов ВЗ
и 12 апостолов НЗ), хотя позднейшие рукописи (см. прим. к 5.10 ["Ты их сделал для Бога нашего священниками и царями –
и на земле они будут царствовать!". их — в некоторых
рукописях: "нас". Они будут царствовать — в некоторых
рукописях: "мы будем царствовать".]) предполагают именно
такое понимание. 4.6-8четыре живых существа — существует
множество предположений (четыре стороны света; самые царственные и могучие
представители животного мира и человечества; четыре евангелиста). Но самым
важным текстом для понимания этого места является Иез 1, где четыре
херувима несут Престол Бога. Вероятно, и здесь они — стражи, хранители
Престола Божьего и Его Царства; то, что их четыре, символизирует
царствование Бога над четырьмя сторонами света, т.е. над всем творением.
Посреди престола, и вокруг престола — вероятно, четыре
существа несут престол Бога и являются частью самого престола (ср. 2Цар 22.11;
4Цар 19.15, а также Кол 1.16, где одна из ангельских иерархий
называется престолами). Множество глаз говорит об их неусыпной
бдительности и уме. С древних времен существовала тенденция отождествлять
четыре существа с четырьмя евангелистами (у Иринея лев —
Иоанн, бык — Лука, человек — Матфей, орел — Марк;
у Викторина и Иеронима лев — Матфей, человек —
Марк, бык — Лука, орел — Иоанн; сейчас обычно отождествляют
Матфея с человеком, а Марка со львом). Шесть крыльев —
в видении Иезекииля (Иез 1.6) — четыре крыла, у Исайи —
шесть (Ис 6.2); они символизируют быстроту передвижения. 4.10сложат свои венцы — так в древности
вассалы выражали верность и преданность своему господину (ср. Тацит,
Анналы). 5.1с лицевой, и с оборотной стороны —
в древности на лицевой стороне иногда излагалось краткое содержание
документа. Семь печатей символизируют не величайшую тайну, а абсолютную
достоверность того, что содержится в свитке. 5.3ни на небе, ни на земле, ни под землей —
по древним космологическим представлениям вселенная состояла из трех
“этажей” (ср. Флп 2.10). Здесь в смысле: “никто во всей вселенной”,
так как это никому не под силу. 5.6между престолом — дословно: "по-среди
престола". Ягненок — это многозначный символ. Молодых
годовалых барашков приносили в жертву в канун Пасхи, поэтому Иисус может
отождествляться с пасхальной жертвой, которая была принесена раз и навсегда
(см. 1Петр 1.19; Евр 9.12). См. также Ис 53.6-7. В апокалиптической
литературе межзаветного периода встречается тот же образ, но в виде могучего
Овна, предводителя победоносного войска, побеждающего силы зла. Так как рог
на Востоке был символом могущества, а семь —
символ полноты, то семь рогов означают всемогущество, а семь глаз —
всеведение. 5.8арфа — буквально: “кифара”, древний музыкальный
инструмент, напоминавший небольшую арфу. 5.9приобрел — в некоторых
рукописях: “приобрел нас”. 5.10их — в некоторых рукописях: “нас”.
Царями — так как они будут царствовать вместе с Богом
и Христом; священниками — потому что они будут иметь
свободный доступ к Богу. Они будут царствовать — в некоторых
рукописях: “мы будем царствовать”. 5.11мириада (греч.) — 10 тысяч; мириада мириад —
10 тысяч, умноженные на 10 тысяч, т.е. несметное число.