6 А семь ангелов, державших семь труб, приготовились
трубить.
7 Затрубил первый — и посыпался
град и огонь, смешанный с кровью, и пал на землю. И сгорела
треть земли, и треть деревьев сгорела, и вся зеленая трава сгорела.
8 Второй ангел затрубил — и словно
огромная гора огня упала в море. И треть моря превратилась в кровь,
(9) и умерла треть всего живого в море,
и погибла треть кораблей.
10 Третий ангел затрубил — упала с неба
огромная звезда, горящая, как светильник. Она упала на треть всех
рек и водных источников. (11) Звезда эта называется Полынь, и треть
всех вод стала как полынь, и множество людей умерло от воды, потому
что она стала горькой.
12 Четвертый ангел затрубил — и была
поражена треть солнца, треть луны и треть звезд. Они на треть затмились,
и треть дня была без света, как и треть ночи.
13 Я увидел и услышал, как паривший
в поднебесье орел восклицал громким голосом:
— Го́ре, горе, горе жителям
земли от звука остальных труб, в которые вскоре протрубят три ангела!
9
1 Протрубил пятый ангел, и я увидел:
упала с неба на землю звезда. Ей был дан ключ от колодца Бездны.
(2) Она отперла колодец Бездны.
И повалил из колодца Бездны дым, словно дым из огромной печи. От дыма
Бездны затмились солнце и воздух. (3) Из дыма на землю вышла саранча; ей была
дана та же власть, что дана на земле скорпионам. (4) Ей велели не вредить ни траве,
ни зелени, ни деревьям, а только людям, у которых на лбу
нет печати Бога. (5) Ей не позволили убивать их, а только
мучить в течение пяти месяцев. А мучение от нее было такое же,
как мучение от скорпиона, когда он ужалит человека. (6) В те дни люди будут искать смерти,
но не найдут ее, они будут жаждать смерти, но бежит от них
смерть.
7 Саранча та выглядела как боевые
кони, снаряженные в бой. На головах у нее как бы золотые венцы.
У нее были человеческие лица (8) и длинные волосы, словно у женщин,
а зубы, как львиные клыки. (9) На ней были панцири, словно железная броня.
Шум от крыльев ее был словно грохот множества конных колесниц, несущихся
в бой. (10) Хвосты и жала у нее, как у скорпионов;
в хвостах заключена сила вредить людям в течение пяти месяцев. (11) Царь над ней — ангел Бездны,
имя ему по-еврейски Аббадон, а по-гречески
Аполлион.
12 Первое горе прошло. И вот за ним
идут еще два горя!
13 И затрубил шестой ангел. Я услышал
голос, исходивший от четырех рогов золотого жертвенника, стоя́щего
перед Богом. (14) Он говорил шестому ангелу с трубой:
— Развяжи четырех ангелов, что
связаны у великой реки Евфрат.
15 И развязали четырех ангелов —
их держали в готовности для этого самого часа, дня, месяца и года,
чтобы они убили треть всех людей. (16) Численность конных войск была двести миллионов;
это число я сам слышал. (17) Вот какими я увидел в видении
коней и всадников: броня на них была огненно-красная, синяя и желтая,
как сера; го́ловы коней как львиные морды; из пасти у них
вырывается огонь, дым и сера. (18) От трех этих напастей погибла
треть всех людей — от огня, от дыма и от серы,
что вырывались у них из пасти. (19) Ведь сила коней заключалась в их пастях
и хвостах: хвосты у них напоминали змей, потому что у них были
головы, и этими головами они причиняли вред.
20 А остальные люди, те, что не
погибли от этих напастей, так и не раскаялись в делах своих рук:
не перестали чтить бесов и золотых, серебряных, медных, каменных и деревянных
изображений языческих богов, которые не могут ни видеть, ни слышать,
ни ходить. (21) И они не раскаялись ни в своих
убийствах, ни в своем колдовстве, ни в разврате, ни в воровстве.
8.7-12 Первое бедствие напоминает седьмое египетское
наказание (Исх 9.23-25); второе — первое (Исх 7.20-21); четвертое —
девятое (Исх 10.22). 8.13 Так как орел считался нечистой
птицей, он, вероятно, не Божий посланец, а предвестник еще больших
бедствий. В некоторых рукописях — “ангел”. 9.1Звездой, вероятно, является ангел, исполняющий Божью волю (ср. 20.1). По древним
представлениям о космологии, мир состоял из трех “этажей”: это небо,
земля и подземное пространство, которое называлось преисподней или бездной.
Обычно этот подземный мир понимался как место, где живут мертвые или
где заточены злые духи. С земной поверхностью бездна соединялась чем-то
вроде шахты, или колодца, запиравшегося на ключ. 9.2-4дым символизирует Божью ярость, из него конденсируются
демонические полчища чудовищной саранчи. Обычная саранча питается растениями,
но жертвами этой саранчи являются люди. 9.5пять месяцев — это продолжительность
жизни обычной саранчи. 9.11 У обычной саранчи нет царя
(см. Притч 30.27). Аббадо́н (евр. бездна) — властелин
преисподней. Аполли́он (греч. точнее: Аполлю́он,
“губитель”) — это имя созвучно с именем греческого бога солнца
Аполлона, который был также богом-губителем, насылавшим чуму. 9.14 Река Евфрат
была естественной границей Римской империи, отделявшей ее от воинственных
парфян, несших угрозу всему цивилизованному миру тех времен. В 1
Книге Еноха злые ангелы подстрекают парфян и мидян уничтожить Палестину.
9.16двести миллионов —
буквально: “две мириады (греч. мириада = 10 тысяч), умноженные на мириаду”;
здесь символизирует несметное количество (в два раза превышающее количество
святых в 5.11). 9.17огненно-красная броня — цвета огня; синяя —
цвета дыма; желтая — цвета серы. 9.21колдовство —
магия входила в некоторые языческие обряды, а также стала проникать и в христианство,
особенно в Малой Азии (ср. Деян 19.18-19). Иоанн приравнивает ее к тягчайшим
грехам (см. также 22.15).