Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня
глава 10). Этой книги нет в протестантском каноне Библии,
но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях
в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
17
Мастера узнают по рук искусству, предводителя народа по
мудрости речи. 18 Страшен для города человек болтливый, опрометчивого
в слове возненавидят.
101 Мудрый
правитель народ свой наставит, правление разумного благоустроено. 2
Каков правитель, таковы его слуги, каков вождь, таковы и граждане. 3 Царь-невежда народ свой погубит, но разумом правящих созидается
город.
4
Власть на земле в руках Господа, Он в нужное время поставит нужного. 5 Всякий успех у людей в руках Господа, Он славой воздаст
законодателю.
9.17–10.5 Правители народа. 9.17 Предводителем
народа здесь назван, вероятно, глава еврейской общины в эллинистическом
городе. 9.17-18 Умение говорить, а иногда молчать всегда считалось
доказательством мудрости.; 10.1-3 У хорошего правителя хорошее
правительство. 10.1,2правитель буквально: "судья",
так в древности часто называли правителей (см. Книга Судей; ср. Мф 19.28;
Лк 22.30). 10.3 Царь традиционный термин для книг
мудрости; в Израиле монархии и царей уже давно не было. 10.4 Ср. Рим 13.1-2.10.5 Законодатель — дословно:"писец; книжник";
в Израиле и Египте так часто называли образованных людей, занимавших
важные государственные посты. Здесь это значит, что Бог назначает особых
людей для того, чтобы они хранили Его Закон и правили от Его имени.
10.6-18 Опасность
гордости.Это самая большая опасность для людей, обладающих
властью. Возможно, этот раздел представляет собой проповедь на тему молитвы
Анны в 1Цар 2.1-10, в которой затрагиваются те же темы.10.6-18 Ср. 1Цар 2.3.10.8 Сирах сам был свидетелем
бурных политических событий, как, например, смена династии Птолемеев Селевкидами
(см. прим. к 50.1-4 [Работы по укреплению
Храма и города проводились примерно в 199/198 г. до н.э.,
после того как Палестина перешла из рук египетского царя Птолемея V
под власть Антиоха III Великого из династии Селевкидов. Иосиф Флавий
говорит, что они производились с согласия царя.]). 10.9земля
и прах человек (ср. 17.32). Еще при жизни…
греч. темен, перевод основан на евр. тексте. 10.10 Гордыня
бессмысленна, потому что болезнь и смерть участь и царей.
10.11 Ср. Ис 14.11.10.12,13Начало
здесь в значении "сущность" (см. прим. к 1.14). 3десь
дано точное определение греха. 10.13-18 За гордость
Бог наказывает не только людей, но и народы. 10.14-17 Ср.
Ис 40.15-17,23-24.10.18 Ни гордыня, ни гнев
не сотворены Богом!
6Не гневайся на ближнего за всякую обиду, не веди
себя оскорбительно. 7 И Господу, и человеку ненавистно
высокомерие, для них обоих ужасна неправда. 8 За неправду,
надменность и жадность власть переходит к другому народу. 9
Чем гордиться земле и праху? Еще при жизни гниют его внутренности, 10 долгая болезнь над врачом смеется. Сегодня он царь,
труп завтра. 11 А умрет человек станет
добычей зверей, червей и ползучих тварей.
12
Начало гордыни уход от Господа, сердце человека от Творца
отступается. 13 Ведь грех начало гордыни, тот,
кто горд, изрыгает мерзость. За это Господь примерно наказывает, приводит
их к полному краху.
14
Господь низвергает троны властителей и усаживает на них кротких, 15 Господь выкорчевывает народы, вместо них насаждает смиренных. 16 Господь губит страны народов, разрушает их до земли основания. 17 Одни народы Он истребил с корнями, уничтожил о них даже память. 18 Бог не сотворил для людей гордыню, ни ярость гнева для рожденных
женщинами.
19
Чье потомство в чести? Потомство человека. Чье потомство в чести? Боящихся
Господа. Чье потомство в бесчестье? Потомство человека. Чье потомство
в бесчестье? Преступающих заповеди. 20 Глава семьи в почете у братьев.
Но тех, кто боится Его, Господь почитает. 22 Богат человек, знаменит
или беден, единственная похвала страх перед Господом. 23
Несправедливо разумного бедняка бесчестить, не должно славить человека
грешного. 24 Вельможа, судья или князь прославляются, но нет
выше того, кто боится Господа. 25 Когда мудрому рабу свободные
служат, разумный человек роптать не станет.
26
Не умничай, занимаясь привычным делом, не слишком важничай, когда жить
не на что. 27 Лучше тот, кто работает и имеет достаток, чем
бахвал и праздный гуляка с брюхом пустым, не имеющий хлеба. 28 Будь скромен, сынок, но знай себе цену, себя уважай соразмерно
заслугам. 29 Кто оценит того, кто сам себе недруг, кто уважит
того, кто себя позорит? 30 Бедняка уважают за рассудительность,
богача уважают за богатство. 31 Если в бедности уважают
еще больше будут в богатстве. Когда ни во что не
ставят богатого, что с ним будет, когда обеднеет?
111 Мудрый
бедняк высоко держит голову, посреди вельмож его усаживают.
10.19-11.1 Истинная
слава человека это страх Божий. Ср. 1Цар 2.7-8. 10.19 Человек
достоин и почета, и бесчестья в зависимости от того, как Он относится
к Господу. Нет избранных людей или народов. 10.20-25 Страх
Господень выше любого человеческого почета. (10.21) В ряде рукописей
есть ст. 21: "Начало страх перед Господом, упрямство и гордость
начало отвержения". 10.22 Богат так в греч.,
в евр. тексте "обращенный, прозелит". 10.23 грешного
в сир. пер.: "грешного богача". 10.25 Ср.
Притч 17.2; Кол 3.11; 1Кор 7.22. 10.28-29 Скромность
и смирение не исключают справедливой самооценки. 11.1 Только
мудрость позволяет человеку высоко держать голову (дословно: она "поднимает
его голову").
Буду
очень благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
В следующем
выпуске: Сирах, 11:212:7.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.