Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня
12:8–14:2). Этой книги нет в протестантском каноне Библии,
но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях
в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
8 В благополучии
не узнать друга, и среди бедствий враг не скроется. 9 Когда
человек в достатке, враги его опечалены, а в беде даже друг
от него уходит. 10 Не верь врагу своему вовеки: как медь
покрывается ржавчиной, так и злоба его проявится. 11
Даже если повержен он и поник головою, держись подальше и будь
на страже, будь для него полирующим зеркало, чтобы узнать, не осталась
ли ржавчина. 12Не ставь его с собой рядом
тебя столкнет и займет твое место, не усаживай по правую руку
он присвоит себе твое кресло; и признаешь ты наконец правоту мою
и слова мои припомнишь с печалью. 13 Кто пожалеет ужаленного заклинателя
змей и того, кто к диким зверям приближается? 14 Не пожалеют
того, кто с грешником водится, кто в его грехах сам замешан. 15
Будет с тобой проводить он время, чуть ослабеешь не устоит
его дружба. 16 На устах врага слова сладкие, но замыслы сердца
столкнуть тебя в яму; на глазах у врага слезы обильные, но лишь случай
ему подвернется, он твоей не насытится кровью. 17 Если беда
тебе встретит, он вместе с ней уже тебя поджидает, словно желая помочь,
тебе поставит подножку, 18 головой покачает, в ладони ударит,
клевету нашептывая, лицо свое обнаружит.
12.8-18Ложные друзья.
Друзья и враги познаются в беде. Когда человек благоденствует,
трудно отличить врага от друга (ср. 6.5-13). 12.8-9 Ср.
Притч 19.4. 12.9а Евр. текст: "Когда человек в достатке,
даже враг его ему друг". 12.10-11 В древности
зеркала делались из металла (из меди, бронзы или серебра), и их
надо было часто полировать, чтобы они не покрывались ржавчиной.
Но, возможно, здесь намек на магическое зеркало, которое якобы различало
друзей и врагов. 12.18 головой покачает, в ладони
ударит жесты издевки (ср. Мк 15.29; Иез 25.6).
13 1 Прикоснешься
к смоле перемажешься. Тот, кто водится с гордецом,
ему уподобится. 2 Не взваливай на себя не по
силам бремя: дружбы не води с тем, кто сильней и богаче. Могут ли быть
друзьями котел и горшок из глины? один толкнет и другой разобьется. 3 Богач обидит и сам угрожает, бедняк обижен
и просит прощения. 4 Богачу ты полезен тобой он попользуется,
если в нужде ты тебя покинет, 5 если в достатке
от тебя ни на шаг он, все из тебя вытянет, не пожалеет. 6 Если
ты нужен ему, тебя обманет, будет улыбаться, будет подбадривать, говорить
тебе лестное, спрашивать: "В чем-нибудь не нуждаешься ли?", 7 в смущенье введет, угощая обильно, но за два иль три раза тебя
он выдоит и в конце концов над тобой посмеется, а увидев потом, пройдет
мимо, насмехаясь, головой покачает.
13.1-7 Опасность
дружбы с богатыми. Богачи по определению люди гордые и надменные,
а следовательно, грешные и немудрые. 13.1а Это изречение
стало английской пословицей. 13.16 Так в греч.; евр. текст:
"узнает его путь". 13.2Котел сделан из металла,
а горшок из глины. Тот же образ есть у Эзопа.
13.7 Мысль не совсем ясна: вероятно, потому что нужно будет, в свою
очередь, угощать его. Головой покачает см. прим. к 12.18.
8 Так
смотри же, не поддавайся обману, не то будешь унижен своей же глупостью. 9 Если зовет тебя в гости вельможа, не торопись давать согласие,
пусть он вновь повторит свое приглашение. 10 Не лезь вперед, не
то оттолкнут тебя, не стой вдали, не то о тебе забудут. 11С вельможей на равных не беседуй, не верь, когда говорит он слишком
много: Ведь он беседой длинною тебя испытывает и, улыбаясь, тебя изучает. 12 Кто нарушает слово, жалости недостоин, от оскорблений и уз не
сбережется. 13 Ты же внимателен будь, остерегайся, и
помни, беда всегда рядом.
13.8-13 Опасность
от общения с могущественными. Продолжение той же темы,
но сейчас в приложении к власть имущим. Те же мысли часто
повторяются в егип. и восточной литературе, а также в Пирке
Авот. 13.11-12 Вельможа выпытывает нужные ему сведения, чтобы
обратить их против собеседника. Возможно, речь идет о политике, собирающем
информацию. 13.13беда всегда рядом в евр.
тексте: "не ходи с человеком жестоким". (13.14) В некоторых
рукописях есть ст. 14: "Услышав это во сне, проснись! (14) Всей жизнью
своей люби Господа и призывай Его для спасения своего".
15 Всё живое
любит себе подобное, всякий человек своего ближнего. 16 Сходится
всё, что одной породы, и человек привязывается к себе подобному. 17 Станут ли друзьями волк с ягненком? Так и грешник
с человеком набожным. 18 Есть ли дружба у гиены с собакой?
Есть ли у бедняка с богачом дружба? 19 Как львы в пустыне на ослов
охотятся, так и бедняки пища богатым. 20 Скромность
для гордого отвратительна, так и бедняк богачу отвратителен.
13.1514.2 О богатстве. 13.1520 Дружба
и общение между богатыми и бедными невозможна, потому что общаются только
равные, это закон природы, а богачи и бедняки представляют собой как бы
разные виды живых существ. 13.15 Ближний представитель
человеческого рода (см. ст. 16).
21 Если богач пошатнется, его друзья поддержат,
если бедняк упадет, друзья оттолкнут его. 22 Если богач поскользнется,
придут на выручку многие, скажет что-то ужасное
тотчас найдут оправдание. Но поскользнулся бедняк?
его засыплют упреками; скажет что-то разумное, слушать
не станут. 23 Заговорит богач все тотчас
умолкли, до небес его речь превозносят. Молвит слово бедняк.
"Кто это?" скажут. Если споткнется
подтолкнут его тут же.
13.21-23 В обществе
предпочитают богачей.
13.2414.2 Необходимость
чистой совести. Здесь слово богатый равносильно слову "безбожный". 13.24-26 Богатство само по себе не является злом, важно
отношение к нему людей. 13.25Сердце это средоточие
умственной, духовной и нравственной жизни. 13.26от придумывания
притч… единственное исключение из правила это искатели
мудрости, выражение их лица говорит не о грехах, но о мучительном
процессе мысли. О притчах см. прим. к 1.25. [Притчами в евр.
традиции называются не только короткие рассказы, но и пословицы,
поговорки, загадки, афоризмы, аллегории и тд. Составление притч высоко ценилось
на Востоке, умение их слагать рассматривалось как свидетельство
обладания мудростью.] 14.1 Ср. Иак 3.2. 14.2 Истинное
довольство внутри человека.
24 Хорошо то богатство, что грехом не запятнано,
порок от жизни безбожной бедность. 25 Лицо
человека зависит от его сердца, то к лучшему меняется, то к худшему. 26Веселое лицо признак довольства, от придумывания
притч мучительные размышления.
14 1 Счастлив
тот, у кого с языка не сорвалось непотребное слово, кого не мучат укоры
совести! 2 Счастлив тот, кого душа не терзает и кто не лишился
надежды!
Буду очень
благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
В следующем
выпуске: Сирах, 14:3-19.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.