10 1 Я увидел еще одного могучего ангела,
который спускался с неба, окутанный облаком. Над его головой была радуга,
лицо сияло как солнце, а но́ги его были словно огненные столпы;
в руке у него был небольшой развернутый свиток. Он ступил
правой ногой на море, а левой на землю (3) и громким голосом закричал —
так, как рыкает лев! И когда он закричал, заговорили голоса семи громов.
(4) Когда заговорили семь громов, я приготовился
писать. Но я услышал голос с неба, говоривший:
— Запечатай то, что сказали семь громов. Не записывай этого!
5 Ангел, который стоял — я это
видел — на море и на земле, поднял правую руку к небу
(6) и поклялся Живущим во веки
веков — Тем, кто создал небо и то, что в нём, землю
и то, что на ней, море и то, что в нём, — поклялся,
что времени больше не будет!
7 Но в те дни, когда прозвучит труба
седьмого ангела, свершится тайна Бога, как возвестил Он Своим слугам пророкам.
8 И снова заговорил со мной голос, который
я слышал с неба:
— Ступай, возьми развернутый свиток
из руки ангела, стоя́щего на море и на земле.
9 Я подошел к ангелу и попросил
его дать мне этот свиточек. А он говорит мне:
— Возьми и съешь его, в животе
у тебя станет горько, но во рту будет сладко как мед.
10 Я взял этот свиточек из руки ангела
и съел его, и во рту у меня стало сладко как мед, а когда
я его съел, живот свело от горечи. (11) И мне говорят:
—
Ты снова должен пророчествовать о множестве народов, племен, родов и царей.
11 1 Мне дали трость, похожую на землемерный
шест, и сказали:
— Встань и измерь Храм Бога
и жертвенник и сочти число тех, кто поклоняется в Храме. (2) Но исключи внешний двор Храма,
не измеряй его, потому что он отдан язычникам, они будут попирать
святой город сорок два месяца. (3) Я дам двух Своих свидетелей: одетые
в рубище, они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней. (4) Эти пророки — две маслины,
два светильника, стоя́щие перед Господом земли. Если кто хочет
им повредить, огонь исходит у них из уст и пожирает врагов.
И тому, кто захочет им повредить, суждено так погибнуть. (6) У них власть запереть небо, чтобы не шел
дождь во все дни их пророческого служения; у них власть превращать
воду в кровь и поражать землю любой напастью, какой пожелают.
7 И когда закончится время их свидетельства,
зверь, выходящий из Бездны, вступит с ними в войну, победит и убьет
их. (8) Их трупы будут лежать на площади
великого города, который иносказательно зовется Содомом и Египтом, где и был
распят их Господь. (9) Люди из всех народов, племен,
наречий и родов смотрят три с половиной дня на их трупы и не позволяют
похоронить их. (10) Жители земли радуются, устраивают
праздники и дарят друг другу подарки, потому что два этих пророка истязали
жителей земли.
11 Но через три с половиной дня дух
жизни от Бога вошел в них, они встали на ноги, и на тех,
кто на них смотрел, напал великий страх. (12) Пророки услышали громкий голос с неба,
говоривший им: "Поднимитесь сюда!" И на глазах у врагов
они поднялись в небо на облаке.
13 В тот час произошло сильное землетрясение,
и десятая часть города обрушилась. Семь тысяч человек погибли от землетрясения,
а остальные испугались и воздали славу Богу Небесному.
14 Прошло второе горе. И вот уже спешит
горе третье!
15 И затрубил седьмой ангел, и в небе
раздались громкие голоса, восклицавшие:
— Царство этого мира стало Царством Господа нашего и Его
Помазанника. И Он будет царствовать во веки веков!
16 Двадцать четыре старейшины, сидевшие на престолах
перед Богом, пали ниц, преклонясь перед Богом Вседержителем (17) и восклицая:
— Благодарим Тебя, Господь Бог Вседержитель, Тот, кто есть и кто был, потому что Ты принял
Свою великую силу и воцарился. 18 Разъярились язычники, и пришла
Твоя ярость — и время пришло судить мертвых
и наградой воздать Твоим слугам пророкам, и святому
народу Твоему, и чтущим имя Твое, как малым,
так и великим, и истребить истребляющих землю.
19 Отворился Храм Бога на небе, и стал
виден Ларец с Его Договором в Храме Его. И были молнии, клики,
громы, землетрясение и сильный град.
10.1Облако — см. прим. к 1.7 [— облако свидетельствует о Божественном присутствии].
Хотя описание ангела очень похоже на Христа (см. 1.15-16), вероятно, это архангел
Гавриил. 10.6времени больше не будет — т.е.
отсрочки, Суд Божий не будет больше откладываться. Это ответ на молитву
мучеников (см. 6.11). 10.7тайна Бога — Его план спасения мира, т.е. приход Его Царства.
10.9-10 Сладость и горечь символизируют двойственное
воздействие Божьего Слова на пророка: сладость от вести о спасении
и горечь, так как принятие вести часто становится для него причиной
страданий и гонений. 11.1Измерение Храма — это пророческое
символическое действие, говорящее о духовной сохранности Храма, понимаемого
ныне как Церковь Христа. 11.2внешний двор — т.е.
Двор язычников. Сорок два месяца, или три с половиной года, или тысяча
двести шестьдесят дней (см. 11.3,11; 12.6,14) — первоначально
продолжительность власти Антиоха Епифана над Иерусалимом; в апокалиптической
литературе символизирует период страданий, ограниченный во времени, за которым
последует спасение от Бога. 11.3рубище — одежда из темной
грубой шерсти или мешковины, которую люди носили в знак скорби и раскаяния;
здесь означает, что пророки призывали людей к раскаянию. 11.4пророки — это христианские
пророки: они совершают те же чудеса, что и Моисей и Илья (см. 11.6). 11.7Бездна — см. прим. к 9.1 [По древним представлениям о космологии, мир состоял
из трех “этажей”: это небо, земля и подземное пространство, которое
называлось преисподней или бездной. Обычно этот подземный мир понимался
как место, где живут мертвые или где заточены злые духи.].
Зверь — главный враг Церкви в последние дни, возможно,
то же чудовище, которое будет подробнее описано в гл. 13 и 17. 11.8великий город — т.е. Иерусалим.
Содом — во времена Авраама Бог разрушил этот город
за отвратительные грехи его жителей, наслав дождь с огнем и серой.
Содом становится символом города, отвергающего Божью волю. Египет —
извечный враг Израиля, место рабства народа Божьего; здесь символ духовного рабства.
11.9три с половиной дня соотносятся
с тремя с половиной годами их пророческого служения. В Палестине
умерших хоронили в день смерти. Отказ в погребении считался высшим бесчестьем.
11.12 См. прим. к 11.4.
Согласно еврейским легендам, Моисей был взят на небо живым. О вознесении
Ильи см. 4Цар 2.11. 11.19Ларец с Его Договором (или "ковчег
Завета") — возможно, здесь отражено предание о том, что во время
разрушения Храма (VI в. до н.э.) ковчег и скиния были взяты пророком
Иеремией и спрятаны в пещере горы Нево.