Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мудрость Иисуса Сираха, 14:20-15:20: Поиски мудрости. Человеческая свобода / 9.XII.21 чт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой —
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 9 декабря 2021 года, четверг.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sir14-15.htm.

Продолжаем читать новый перевод с древнегреческого библейской книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня 14:20–15:20). Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе Библии — здесь.]

Перевод и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха / М.: 2006.

На церковнославянском

Синодальный перевод

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

20 Счастлив тот, кто мудрость исследует,
кто о ней размышляет всем разумом,
21 кто раздумывает о путях ее
и тайны ее постигает!
22 Так следуй за ней, словно охотник,
на путях ее ставь засады.
23 Кто в окна ее заглядывает,
у дверей ее кто прислушивается,
24 кто у дома ее поселяется,
кто вбивает гвоздь в ее стены,
25 кто шатер ставит рядом с нею,
кто находит здесь доброе место, —
26 тот положит детей под навес ее,
под ветвями ее устроится,
27 от зноя под ней укроется,
тот будет жить в ее славе.

15 1 Боящийся Господа так поступит,
твердый в Законе овладеет мудростью.
2 И встретит она его, подобно матери,
примет его, как девственная невеста,
3 напитает его хлебом разума,
водой мудрости его напоит.
4 О нее обопрется он и выстоит,
ей доверится и стыда не узнает.
5 Возвысит мудрость его над ближними,
слова найдет для него в собрании,
6 увенчает его радостью и ликованием,
он получит себе имя вечное.
7 Не овладеют мудростью неразумные,
люди грешные ее не увидят.
8 Далека она от надменности,
и лжецы о ней не вспомнят.
9 Нет прекрасной хвалы в устах грешника,
ведь она им не послана Господом,
10 Хвала — выражение мудрости,
сам Господь ее направляет.

14.20–15.10 Поиски мудрости. Этот текст очень близок к Притч 8.32-9.6.
14.23 Автор не боится даже некоторой фамильярности. Ср. Притч 8.34.
14.24-25
Образ кочевника, ставящего шатер.
14.24 вбивает гвоздь — т.е. колышек, чтобы поставить палатку.
14.26-27 В греч. тексте образ человека, находящего защиту от зноя для себя и своей семьи в тени развесистого дерева. Ср. Пс 91(90); Лк 13.19. В евр. тексте — образ птицы, свившей себе гнездо.
14.26а
 Евр. текст: "тот устроит гнездо в ее листве".
14.27 Ср. Ис 4.6. В ее славе — под славой понималось таинственное Божественное присутствие, в раввинистической литературе получившее название "шехин`а" (ср. облако в пустыне во время исхода; Исх 16.10; Иез 1.4-18).

15.1-6 Эти стихи завершают мысль, изложенную в 14.20-27.
15.1 
твердый в Законе — так назывались учителя Закона, книжники, роль которых в это время начинает всё больше возрастать.
15.2-6
Мудрость персонифицирована. Ср. Притч 7.1-5; 9.1-6; Прем 8.2.
15.3
Хлеб и вода — привычные метафоры для знания и мудрости; в раввинистической литературе так называлась Тора.
15.6 
имя вечное — т.е. славу в грядущих поколениях.
15.9 
Хвала Господу рождается из мудрости. Мудрость и благочестие тождественны так же, как тождественны противоположные им неразумие и нечестие. Возможно, здесь завуалированная критика в адрес тех евреев, которые увлекаются языческой мудростью и легкомысленно относятся к Закону.

11 Не говори: "Из-за Господа стал я отступником".
Что Ему ненавистно, того Он не делает.
12 Не говори: "Он с пути меня сбил".
Грешный человек Ему не нужен.
13 Всякую мерзость Господь ненавидит.
Нельзя любить ее и боящимся Господа.
14 Когда в начале Он творил человека,
предоставил ему свободу выбора:
15 если хочешь, соблюдай заповеди,
веры держись, если так настроен.
16 Он тебе предложил огонь и воду,
протяни руку и сделай выбор.
17 Жизнь и смерть людям предложена,
что предпочтут, то и будет дано им.
18 Велика мудрость Господа!
Он силен могуществом и все видит.
19 Глаза Господа — на боящихся Его,
Он знает все дела человека.
20 Никому не велел Он быть безбожным,
никому грешить не дал позволенья.

15.11-20 Человеческая свобода. Сирах отрицает предопределение, человек свободен, и выбор зависит от его воли, поэтому человек должен отвечать за свои грехи — Бог за них не в ответе.
15.11-12
Ср. 15.20; Иак 1.13-14; Пс 5.5.
15.13б Евр. текст: "Он не даст их тем, кто боится Его".
15.16-17
Огонь и вода — противоположный тип поведения, здесь под ними понимается повиновение и отказ подчиниться воле Бога. Ср. Втор 30.19-20.
15.17 
Повиновение означает жизнь, а неповиновение — смерть. Ср. Втор 30.15.
15.18-20
Но Бог не равнодушный зритель: Его глаза на боящихся Его, т. е. Он помогает благочестивым.
15.20 
Бог не сотворил греха.

Буду очень благодарен за материальную поддержку.
О том, как это сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Мудрость Иисуса Сирахова, 16:24–17:14.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное