Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (сегодня
14:20–15:20). Этой книги нет в протестантском каноне Библии,
но в православную и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях
в составе Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
20 Счастлив
тот, кто мудрость исследует, кто о ней размышляет всем разумом, 21 кто раздумывает о путях ее и тайны ее постигает! 22 Так следуй за ней, словно охотник, на путях ее ставь засады. 23 Кто в окна ее заглядывает, у дверей ее кто прислушивается, 24 кто у дома ее поселяется, кто вбивает гвоздь в ее стены, 25 кто шатер ставит рядом с нею, кто находит здесь доброе
место, 26 тот положит детей под навес ее,
под ветвями ее устроится, 27 от зноя под ней укроется,
тот будет жить в ее славе.
15
1 Боящийся Господа так поступит, твердый в Законе овладеет мудростью. 2 И встретит она его, подобно матери, примет его, как девственная
невеста, 3 напитает его хлебом разума, водой мудрости
его напоит. 4 О нее обопрется он и выстоит, ей доверится
и стыда не узнает. 5 Возвысит мудрость его над ближними,
слова найдет для него в собрании, 6 увенчает его радостью
и ликованием, он получит себе имя вечное. 7 Не овладеют
мудростью неразумные, люди грешные ее не увидят. 8 Далека
она от надменности, и лжецы о ней не вспомнят. 9 Нет
прекрасной хвалы в устах грешника, ведь она им не послана Господом, 10 Хвала
выражение мудрости, сам Господь ее направляет.
14.20–15.10Поиски мудрости.Этот текст
очень близок к Притч 8.32-9.6. 14.23 Автор не боится даже
некоторой фамильярности. Ср. Притч 8.34. 14.24-25 Образ кочевника,
ставящего шатер. 14.24вбивает гвоздь т.е. колышек,
чтобы поставить палатку. 14.26-27 В греч. тексте образ человека,
находящего защиту от зноя для себя и своей семьи в тени развесистого
дерева. Ср. Пс 91(90); Лк 13.19. В евр. тексте
образ птицы, свившей себе гнездо. 14.26а Евр. текст: "тот
устроит гнездо в ее листве". 14.27 Ср. Ис 4.6.
В ее славе под славой понималось таинственное
Божественное присутствие, в раввинистической литературе получившее название
"шехин`а" (ср. облако в пустыне во время исхода; Исх 16.10;
Иез 1.4-18). 15.1-6 Эти стихи
завершают мысль, изложенную в 14.20-27. 15.1 твердый
в Законе так назывались учителя Закона, книжники, роль
которых в это время начинает всё больше возрастать. 15.2-6
Мудрость персонифицирована. Ср. Притч 7.1-5; 9.1-6; Прем 8.2.
15.3Хлеб и вода привычные метафоры для знания
и мудрости; в раввинистической литературе так называлась Тора. 15.6 имя вечное т.е. славу в грядущих
поколениях. 15.9 Хвала Господу рождается из мудрости. Мудрость
и благочестие тождественны так же, как тождественны противоположные
им неразумие и нечестие. Возможно, здесь завуалированная критика в адрес
тех евреев, которые увлекаются языческой мудростью и легкомысленно относятся
к Закону.
11 Не говори: "Из-за Господа стал я отступником".
Что Ему ненавистно, того Он не делает. 12 Не говори:
"Он с пути меня сбил". Грешный человек Ему не нужен. 13 Всякую
мерзость Господь ненавидит. Нельзя любить ее и боящимся Господа. 14 Когда
в начале Он творил человека, предоставил ему свободу выбора: 15 если
хочешь, соблюдай заповеди, веры держись, если так настроен. 16 Он
тебе предложил огонь и воду, протяни руку и сделай выбор. 17 Жизнь
и смерть людям предложена, что предпочтут, то и будет дано им. 18 Велика
мудрость Господа! Он силен могуществом и все видит. 19 Глаза
Господа на боящихся Его, Он знает все дела человека. 20 Никому
не велел Он быть безбожным, никому грешить не дал позволенья.
15.11-20
Человеческая свобода. Сирах отрицает предопределение, человек свободен,
и выбор зависит от его воли, поэтому человек должен отвечать за свои
грехи Бог за них не в ответе. 15.11-12 Ср. 15.20;
Иак 1.13-14; Пс 5.5. 15.13б Евр. текст:
"Он не даст их тем, кто боится Его". 15.16-17
Огонь и вода противоположный тип поведения, здесь
под ними понимается повиновение и отказ подчиниться воле Бога. Ср. Втор 30.19-20. 15.17 Повиновение означает жизнь, а неповиновение
смерть. Ср. Втор 30.15. 15.18-20 Но Бог не равнодушный
зритель: Его глаза на боящихся Его, т. е. Он помогает благочестивым.
15.20 Бог не сотворил греха.
Буду
очень благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
В следующем
выпуске: Мудрость Иисуса Сирахова, 16:24–17:14.
Буду рад
прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.