Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены,
что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности
для христиан (каноничности).
101Ведь Закон есть не более чем тень
будущих благ, а не истинный образ их. Одними и теми же ежегодными
жертвами, приносимыми постоянно, он неспособен привести к совершенству
приходящих к Богу. (2) Если бы он мог, то жертвы прекратились
бы, потому что на совести у поклоняющихся Богу, однажды очищенных от греха,
не было бы вины за грех. (3)На деле же ежегодные жертвы служат лишь напоминанием
о грехах. (4) Ведь кровь быков и козлов неспособна
удалить грехи. (5)Вот почему Христос, придя в мир,
говорит:
"Не захотел Ты жертв и приношений,
но уготовил тело Мне. 6 Не радуют Тебя ни всесожжения,
ни жертвы за грехи. 7Тогда сказал Я: "Вот Я,
Я иду, как в свитке книги обо Мне написано,
исполнить, Боже, Твою волю"".
8 Сначала Он говорит: "Ты
не захотел" того, что Тебе приносится по Закону: "ни жертвы,
ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех Тебя не радуют".
(9)А потом Он сказал: "Вот Я, Я иду
исполнить Твою волю". Он отменяет первое, чтобы утвердить
второе. (10) Так как Иисус Христос исполнил волю
Бога, мы были освящены принесением в жертву, раз и навсегда, Его тела.
11 Всякий священник изо дня в день
стои́т на службе и многократно приносит одни и те же
жертвы, совершенно не способные удалить грехи. (12) А этот Священник, принеся единственную
жертву, навсегда сел по правую руку Бога, (13) дожидаясь, пока Бог положит
Его врагов под стопы Его ног. (14) Одной-единственной жертвой Он сделал
освященных совершенными навек.
15 Нам об этом свидетельствует и Святой
Дух, который сказав:
16 "Вот Договор, что заключу
Я с ними, после тех дней, заявляет Господь,
Я вложу законы Мои в их сердца́, напишу их у них в голове",
17 добавляет:
"Ни грехов их, ни прегрешений не припомню им больше".
18 А где прощены грехи, там больше
не может быть жертвы за грех.
19Итак, братья, благодаря крови Иисуса, мы имеем
свободный доступ в святилище. (20)Он открыл нам туда путь —
путь новый и дающий жизнь, путь через завесу, это значит, через принесение
в жертву Своего тела. (21) Наш великий Священник поставлен над всем
домом Божьим. (22)Так будем туда приближаться с преданным
сердцем, в полноте твердой веры, с сердцами, очищенными от всего
дурного, что было у нас на совести, и с омытыми чистой
водой телами. (23) Будем непоколебимо держаться неизменного
исповедания того, на что мы надеемся, потому что верен Давший обещание.
(24)Будем внимательны друг к другу,
давайте побуждать друг друга к любви и добрым делам. (25)Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых
есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе
День Господа.
26Ведь если мы, уже получив знание истины,
сознательно продолжаем грешить, у нас больше нет жертвы за грех! (27) Остается одно: в ужасе дожидаться
Суда и того яростного огня, который пожрет противников Бога. (28) Преступивший Закон Моисея безжалостно карается
смертью, если есть два или три свидетеля. (29)Так представьте, насколько более тяжкая
кара ждет того, кто попрал Сына Бога, кто пренебрег святостью крови,
которая скрепляет Договор с Богом и которой он был освящен,
кто заносчиво оскорбил Дух Его любви! (30) Мы ведь знаем, Кто сказал эти слова:
"Отмщение —
Мое, и Я воздам"
и еще:
"Будет судить Господь Свой народ".
31 Страшно оказаться в руках Живого Бога!
32Вспомните прежние дни, когда вы, только что просвещенные,
выстояли в поединке, то есть вынесли страдания, (33) или сами выставленные на посмешище
и подвергаясь оскорблениям и гонениям, или будучи рядом с теми,
с которыми так обращались. (34)Вы страдали вместе с брошенным в тюрьму,
вы радовались, когда у вас отнимали имущество, зная, что у вас
есть лучшее имущество — вечное. (35) Так не теряйте мужества, оно приносит
великую награду. (36) Вам нужна стойкость, чтобы исполнить
волю Бога и получить обещанное.
37 "Ведь осталось еще чуть-чуть,
и придет Тот, кто должен прийти —
Он не замедлит. 38Мой праведник будет жить,
потому что он верит, но тот, кто отступится,
не угоден душе Моей".
39Мы же не из тех, кто отступается
и гибнет. Нет, мы из тех, кто верит и сохраняет свою жизнь.
10.1будущих благ — в 9.11 говорилось об уже
свершившихся благах (см. прим.). Возможно, автор,
употребив в одном случае прошедшее время, а в другом будущее, этим хотел
подчеркнуть известную напряженность между "уже" и "еще нет".
Христиане живут в переходный период: они уже искуплены, но еще
надеются на спасение, уже перешли от смерти к жизни, но вечная
жизнь еще в будущем. 10.3ежегодные
жертвы — т. е. жертвы, совершавшиеся в День Искупления,
который был днем поста и исповедания грехов. Сам вход первосвященника
в Самое Святое Место напоминал народу о грехах, подчеркивая тот факт,
что грехи людей отделяют их от Бога. 10.5Христос... говорит — хотя
Пс 40 (39) называется псалмом Давида, автор письма, как он делал и раньше,
не только видит в нём христологический смысл, но и без колебаний
приписывает его самому Христу. Но уготовил Тело Мне — в еврейском
оригинале: "проткнул (т. е. открыл) Мне уши". Тело Христа
есть совершенная жертва. 10.7книги — неизвестно, имеется ли в виду
всё Писание, или только Книга Псалмов. 10.9 Под первым понимается старый миропорядок,
а под вторым — новый. Бог отменяет систему жертвоприношений,
которую некогда сам установил. 10.19в святилище — т. е. к Богу, в Его небесное
святилище. 10.20Завеса в иерусалимском
Храме символизировала недоступность Бога для людей. Теперь это препятствие
преодолено жертвой Христа — через принесение в жертву
Его тела. 10.22Чистая вода в LXX означает воду
для ритуальных очищений; здесь же имеется в виду крещение. 10.24побуждать — буквально:
"подстрекать, подталкивать". 10.25Не будем оставлять наших собраний — неизвестна причина,
почему некоторые перестали приходить на собрания Церкви — из лени
или из страха перед гонениями. 10.26сознательно продолжаем грешить —
в контексте письма под сознательным грехом, вероятно, понимается отступничество
(см. ст. 29). Но ср. также 1Кор 5.9-11;
6.9-10. 10.29Так представьте..! —
можно понять это предложение как вопросительное: "Представляете..?"
10.32просвещенные —
т. е. ставшие христианами. Выстояли в поединке — метафора
взята из спортивной жизни (ср. Гал 2.2; 1Кор 9.24-26; Флп 3.14;
2Тим 4.7; Евр 12.1). 10.34вместе с брошенными —
в некоторых рукописях: "вместе со мной, брошенным". Отнимали
имущество — возможно, имеются в виду штрафы и конфискации
или же разграбление имущества в том случае, когда христиан бросали в тюрьму
или вынуждали покинуть родные места (например, в 49 г. христиане
должны были покинуть Рим). 10.38Мой праведник —
в некоторых рукописях: "Праведник". 10.39сохраняет свою жизнь — в НЗ слово "душа" означает
"жизнь". Здесь идет речь не о физическом выживании, а о вечной
жизни (ср. Мк 8.35).