Евангелие от Марка, 11:27-12:34: Служение в Иерусалиме: 2. споры / 31.III.18 сб
Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
27 Вот они снова приходят в Иерусалим.
Когда Иисус прохаживался по двору Храма, к Нему
подошли старшие священники, учителя́ Закона и старейшины.
28 — По какому праву Ты так
поступаешь? — спросили они. — Кто Тебе дал право
так поступать?
29 — Я вам задам один
вопрос, — ответил Иисус. — Если вы Мне ответите,
то и Я скажу вам, по какому праву так поступаю.
30 Омовение Иоанна*
от кого было? От Бога или от людей? Отвечайте!
31 Они стали рассуждать между собой так:
"Если скажем "от Бога", тогда Он спросит:
"А почему вы ему не поверили?" 32 Сказать "от людей"?..."
Но они боялись народа, потому что все считали Иоанна
настоящим* пророком. 33 Поэтому они ответили:
— Не знаем.
— Тогда и Я не скажу вам,
по какому праву так поступаю, — ответил Иисус.
11.27по двору Храма — см. прим. к Мф 21.23 [— т.е.
<по Двору> язычников. В колоннадах этого двора
видные учителя, в том числе и Иисус, вели беседы
с народом и наставляли своих учеников.]. Старшие священники, учителя Закона и старейшины —
см. прим. к 8.31 [— члены
Совета (греч. Синедрио́н, в евр. произношении
Санхедри́н) — высший еврейский религиозно-политический
орган, в функции которого входило и судопроизводство.
В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники,
старейшины и учителя Закона. Кроме того, при местных
синагогахбылисоветы старейшин.] [Старшие священники(буквально: "первосвященники") —
священники, возглавлявшие дневные и недельные смены богослужений
в Храме. Старейшины(греч. пресбю́терой) —
наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Учителя Закона(буквально: "писцы, книжники", евр. софери́м) —
люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания,
прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали
к фарисеям.]
11.28так поступаешь? —
имеется в виду очищение Храма.
11.30От Бога —
см. прим. к Мф 21.25 [— дословно
"с Неба". <Раввины часто заменяли имя Бога>
разными описательными оборотами, такими как "Небеса",
"Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д.].
11.27-33 Мф 21.23-27; Лк 20.1-8
12.1 Ис 5.1-2
12.10-11 Пс 118(117).22-23
12 1 Иисус начал говорить им притчами:
— Насадил человек виноградник,
обнес его оградой,
вырыл яму для давильни,
выстроил сторожевую башню
и отдал его внаем виноградарям.
А сам уехал в чужие края. 2 Вот настала пора —
послал он слугу к виноградарям
получить свой доход с виноградника. 3 Но те схватили его, избили и отправили
ни с чем. 4 Снова послал к ним другого слугу,
но тому разбили голову и выгнали с позором. 5 Послал еще одного — того убили.
Много других посылал —
одних избивали, других убивали. 6 Был у него еще сын, любимый единственный
сын.
И последним послал к ним его, думая:
"Сына моего постыдятся". 7 Но виноградари те стали говорить
друг другу:
"Это наследник!
Давайте убьем его, и нашим будет наследство!" 8 Они схватили его, убили и выбросили из виноградника. 9 Что же сделает хозяин виноградника?
Он вернется и казнит виноградарей,
а виноградник отдаст другим.
10 Разве вы не читали в Писании:
"Камень, который отбросили*
строители,
стал краеугольным камнем. 11 Это сделано Господом —
диво, которое было на наших глазах"?
12 Они поняли, что притча направлена
против них, и хотели было схватить Его, но побоялись
народа. Поэтому они оставили Его и ушли.
13 Тогда к Иисусу подослали несколько фарисеев
и иродиан, чтобы те поймали Его на слове. 14 Они приходят и говорят:
— Учитель, мы знаем, что
Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь,
а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи*.
Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить
нам или не платить?
— Что вы Меня
испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий.
16 Они принесли. Иисус спрашивает их:
— Чье здесь изображение
и чье имя?
— Цезаря, — отвечают
они.
17 Тогда Иисус сказал им:
— Цезарево отдайте цезарю, а Божье —
Богу.
Они были поражены Его ответом.
12.14цезарь [(лат.) — титул римских императоров].
12.15денарий [(лат.) —
римская серебряная монета, на которой было изображение
императора. Обычно это была средняя заработная плата за один
день наемного труда. Денарий по стоимости равнялся одной
драхме.].
12.13-17 Мф 22.15-22; Лк 20.20-26
18 Пришли к Нему саддукеи, которые говорят,
что нет воскресения мертвых. И вот о чём они Его
спросили.
19 — Учитель, — сказали
они, — Моисей написал в Законе, что "если
умрет у кого-нибудь брат", который был женат,
"но детей не имел, пусть возьмет брат его жену,
чтобы дать брату потомство". 20 Было семь братьев. Первый брат женился,
но умер, не оставив потомства. 21 Второй брат взял его жену, но умер,
не оставив потомства, третий тоже. 22 И никто из семерых не оставил
потомства. Наконец умерла сама женщина. 23 А после воскресения, когда встанут
мертвые, чьей она будет женой? Мужьями ей* были
все семеро!
24 — Как вы заблуждаетесь! —
ответил им Иисус. — И, конечно, потому, что не знаете
ни Писаний, ни Божьей силы. 25 Когда мертвые воскресают, они уже
не женятся и не выходят замуж. Они подобны
ангелам на небесах. 26 А что касается воскресения мертвых, разве
вы не читали в книге Моисея о том, как Бог
из горящего терна сказал ему: "Я — Бог Авраама,
Бог Исаака и Бог Иакова"? 27 Но Бог — Он Бог не мертвых,
а живых. Вы очень заблуждаетесь.
12.18саддукеи [— члены крайне консервативной религиозно-политической
группировки, состоявшей из влиятельного священства (священники)
и старейшин. Они признавали авторитет только Писания,
но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев,
отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.].
28 Один из учителей Закона, который присутствовал
при споре и слышал, как хорошо ответил им Иисус,
подошел к Нему и спросил:
— Какая заповедь первейшая?
29 — Первейшая заповедь, —
ответил Иисус: — "Слушай, Израиль! Господь
наш Бог — единственный Господь.30 Люби Господа Бога*
всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми
своими силами". 31 А вот вторая: "Люби ближнего,
как самого себя". Нет заповеди больше, чем эти.
32 — Хорошо сказано, Учитель, —
ответил учитель Закона. — Правду Ты говоришь,
что "Он один и нет никого*,
кроме Него" 33 и что "любить Его всем сердцем,
всеми помыслами и всеми своими силами" и "любить
ближнего, как самого себя" важнее всех всесожжений
и жертв.
34 Иисус, видя, как умно́
тот ответил, сказал ему:
— Ты недалек от Царства Бога.
После этого уже никто не осмеливался
задавать Ему вопросы.
12.28-34 Мф 22.35-40; Лк 10.25-28
12.29-30 Втор 6.4-5
12.31 Лев 19.18
12.32 Втор 4.35
12.33 Ос 6.6