Евангелие от Марка 4:1-34: Тайны и откровения: 2. Притчи о Царстве / 10.III.18 сб
Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
4 1 И снова Иисус у моря, и снова
Он учит людей. Собралась вокруг Него такая толпа, что Ему пришлось
сесть в лодку. Лодка была в море, а весь народ
стоял на берегу. 2 Иисус долго учил их притчами и в Своем
учении говорил:
3 – Слушайте:
вот вышел человек* сеять. 4 И когда он сеял, одна часть зерен упала
у дороги –
прилетели птицы и склевали всё. 5 Другая часть упала
на каменистую почву,
где земли было мало, –
и тотчас зерно проросло,
потому что оно* было неглубоко
в земле, 6 но когда взошло солнце, оно его опалило,
и росток, не имея корня, завял. 7 Другие зёрна упали среди колючек –
колючки выросли и заглушили их,
и они не дали колоса. 8 А другие зёрна упали в землю добрую,
стали расти и подниматься –
и дали урожай тридцатикратный,
шестидесятикратный и* стократный.
9 Иисус сказал:
– У кого есть уши, пусть
услышит!
4.4-8 См. прим. к Мф 13.4-8.
[По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала
засевалось, а лишь потом вспахивалось.]
4.8тридцатикратный, шестидесятикратный
и стократный — см. прим. к Мф 13.8 [— это невероятно
богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай
семикратный, а десятикратный считался богатым.].
4.1 Мк 3.9-10; Лк 5.1-3
10 Когда Его спутники и двенадцать
учеников остались одни, они стали спрашивать Иисуса, почему
Он говорит иносказаниями.
11 – Вам открыта тайна Царства
Бога, – сказал им Иисус, – а тем,
посторонним, всё говорится иносказаниями, 12 так что они
глазами смотрят – и не видят,
ушами слушают – и не понимают,
а если бы вернулись* к Богу,
были бы прощены.
4.10иносказаниями —
буквально: "притчами" [— в еврейской
традиции так назывался не только короткий рассказ с нравоучением,
но и пословица, поговорка, загадка, крылатое слово,
мудрое речение, аллегория (см., напр., Книгу Притчей Соломоновых,
представляющую собой собрание афоризмов и кратких поучений).
Притча — это расширенное сравнение, она всегда
содержит элемент загадочности, будоражащей воображение и требующей
работы ума, чтобы понять ее смысл и осознать, что в ней
обращено непосредственно к каждому из слушателей. Притчи
были широко распространены на Востоке, где умение слагать
их считалось признаком мудрости.].
4.12так что они глазами смотрят... —
возможно иное понимание: "чтобы глазами смотрели..."
4.15посеянное в них — в некоторых
рукописях: "посеянное в их сердцах".
4.13-20 Мф 13.18-23; Лк 8.11-15
13 – Вы не поняли этой притчи? –
спрашивает их Иисус. – Как же вы сможете
понять другие притчи? 14 Сеятель сеет слово. 15 Зёрна, что посеяны у дороги, –
это люди, которые слышали слово, когда оно сеялось,
но тут же приходит Сатана и уносит посеянное в них
слово. 16 Те, что посеяны на каменистом месте, –
это люди, которые, услышав слово, тотчас с радостью
его принимают, 17 но у них нет корня, и потому
они недолговечны. Придет беда или гонения из-за слова –
они тотчас отступятся. 18 А другие – как зёрна,
посеянные среди колючек: они слышат слово, 19 но приходят повседневные заботы,
соблазны богатства и другие страсти – и зерно
остается бесплодным. 20 А посеянные на доброй земле –
это те, кто слышит слово и принимает его: они приносят
тридцатикратный, шестидесятикратный и* стократный
урожай.
21 И еще сказал им Иисус:
– Разве вносят светильник в дом,
чтобы сразу его погасить*
или поставить под кровать?
Нет, его ставят на подставку! 22 Нет ничего тайного,
что не станет явным,
и нет ничего скрытого,
что не выйдет наружу. 23 У кого есть уши, пусть услышит!
24 И еще сказал им Иисус:
– Отнеситесь внимательно к тому, что слышите.
Какой мерой вы мерите,
той и Бог вам отмерит и прибавит еще. 25 У кого есть, тому даст Он.
А у кого нет, у того и то, что есть,
будет отнято*.
4.21чтобы сразу его погасить — дословно: "чтобы поставить
его под горшок". Светильник представлял собой
небольшой глиняный сосуд, наполненный оливковым маслом. Чтобы
погасить светильник, его обычно накрывали горшком, а не задували.
4.24той и Бог вам — в некоторых
рукописях: "той и Бог вам, слушающим".
– Царство Бога, какое оно?
Вот представьте себе: бросает человек*
в землю зерно, 27 затем ночью спит, днем встает,
а зерно прорастает, тянется вверх –
он и не знает как. 28 Сама собой плодоносит земля:
сначала дает зеленый стебель,
потом – колос,
потом – полное зерно в колосе. 29 А когда созреет урожай,
человек сразу берется за серп –
настало время жатвы.
4.29 Иоиль 3.13
30 И еще сказал им Иисус:
– С чем сравнить нам Царство Бога
и какой притчей его изобразить? 31 Представьте себе: вот горчичное зернышко.
Когда его сеют в землю,
оно меньше всех семян на земле. 32 А когда посеют –
оно взойдет и поднимется
выше всех в огороде растений,
и вырастут на нём такие большие ветви,
что в их тени птицы смогут вить гнёзда.
4.31-32горчичное зернышко —
[здесь в значении чего-то очень маленького (ср. русское
"с маково зернышко").]
33 И еще много таких притч рассказал Он,
возвещая слово, чтобы они смогли Его понять. 34 Без притч Он ничего не говорил,
а наедине с учениками объяснял им всё.