Евангелие от Марка, 8:27-9:8: Из Галилеи в Иерусалим. Путь к Кресту (1) / 26.III.18 пн
Реклама внизу
и вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
27 Иисус
пошел с учениками в селения близ Кесари́и
Филипповой. По дороге Он спросил учеников:
– Кем считают
Меня люди?
28 –
Одни говорят, что Ты – Иоанн Креститель, другие –
что Илья*, а некоторые
– что один из пророков, – ответили
они.
29 –
А вы кем считаете Меня? – спросил Он их.
– Ты –
Помазанник Божий, – ответил Петр.
30 Иисус
строго наказал им никому о Нём не говорить.
8.27Кесария Филиппова —
см. прим.
к Мф 16.13 [Кесария называлась Филипповой,
чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной на берегу
Средиземного моря и ставшей резиденцией римских наместников.
Кесария же Филиппова была расположена у истока Иордана,
на склонах горы Гермон.].
8.28Илья [— ветхозаветный
пророк, совершивший великие чудеса, которого Бог живым взял
на небо. Согласно Писанию, перед приходом ПомазанникаБожьего Илья должен был вернуться на землю.] .
8.29Помазанник [(евр. Маши́ах) —
долгожданный царь из рода Давида, который, согласно еврейскому
преданию, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить
былое могущество Израиля. Он явится в конце времен,
перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только
над земными врагами народа Божьего, но и освобождение
от грехов. С Его приходом установится мессианское
царство мира с Богом, счастья и изобилия.].
8.31старейшины, старшие
священники и учителя Закона — члены Совета
[(греч. Синедрио́н, в евр. произношении
Санхедри́н) — высший еврейский религиозно-политический
орган, в функции которого входило и судопроизводство.
В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники,
старейшины и учителя Закона. Кроме того, при местных
синагогахбылисоветы старейшин.] [Старейшины(греч. пресбю́терой) — наиболее уважаемые
и богатые люди в Израиле. Старшие священники(буквально: "первосвященники") —
священники, возглавлявшие дневные и недельные смены богослужений
в Храме. Учителя Закона(буквально:
"писцы, книжники", евр. софери́м) —
люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания,
прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали
к фарисеям.].
Через три дня — в некоторых рукописях: "на третий
день".
8.34возьмет
свой крест — см. прим.
к Мф 10.38 [Осужденный сам нес перекладину креста
на место казни. Так как казнь через распятие со времен
римского владычества часто применялась в Палестине,
то зрелище это было довольно привычным. Здесь в метафорическом
смысле: всякий, кто хочет быть учеником Христа, должен быть
готов к страданиям и даже смерти за свою веру.].
8.35-37жизнь —
см. прим.
к Мф 16.25-26 [В греческом тексте вместо слова
жизнь всюду стоит "душа"; в Писании душа —
это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении в человека
Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7).].
9.5Рабби́!
[(евр. "мой великий") — почетное
обращение к уважаемому человеку, преимущественно к учителю.]
Как хорошо нам здесь! — см. прим.
к Мф 17.4. [— греческий язык допускает
возможность иного перевода: "как хорошо, что мы здесь".
Вероятно, это происходило во время праздника Суккот
(т.е. шалашей, или кущей), когда люди должны были
жить в специально сделанных для этого шалашах.]
9.7облако —
см. прим.
к Мф 17.5 [— сияющее облако было знаком
Богоприсутствия].
31 И Он начал
учить их, что Сыну человеческому надлежит претерпеть много
страданий, и что старейшины, старшие священники и учителя́
Закона отвергнут Его, и что Его убьют, но через
три дня Он воскреснет. 32 Он говорил
об этом открыто.
Тогда Петр отвел Его в сторону и стал
Ему перечить. 33 Но Он,
обернувшись и глядя на учеников, оборвал Петра:
– Прочь с глаз,
Сатана! Ты думаешь не о Божьем, о людском*!
34 Подозвав
к себе народ и учеников, Иисус сказал:
– Кто хочет следовать за Мной,
пусть забудет о себе,
возьмет свой крест –
и тогда следует за Мной. 35 Кто хочет спасти свою жизнь,
тот ее потеряет.
А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести,
тот ее спасет. 36 Что пользы человеку,
если он приобретет весь мир,
а жизни своей повредит? 37 Разве не всё отдал
бы он,
лишь бы вернуть себе жизнь?! 38 А кто постыдится
признать Меня и Мои слова
перед этим безбожным и грешным поколением,
того и Сын человеческий постыдится признать,
когда придет облеченный в славу Отца Своего
с Божьими ангелами.
9 1 Иисус
сказал:
– Верно вам говорю,
есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать смерти,
как увидят, что Царство Бога явилось в полной силе.
2 Через шесть
дней Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна и ведет их на высокую
гору. Они были там одни. Вдруг Его облик изменился
у них на глазах. 3 Одежда
Его стала сверкающей, ослепительно белой, как никто не смог
бы отбелить на земле. 4 Явились
перед ними Илья* с Моисеем
и разговаривали с Иисусом.
5 И Петр
говорит Иисусу:
– Рабби́!
Как хорошо нам здесь! Давай мы сделаем три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье*.
6 Ведь он
не знал даже что сказать – так они были перепуганы.
7 И тут явилось облако,
покрывшее их своей тенью, и из облака раздался
голос:
– Это Мой любимый
Сын. Его слушайте!
8 Они вдруг
оглянулись и видят: никого больше нет, с ними один Иисус.
*8:28
В СРП именно так, в отличие от 6:15,
9:4 и др., где стои́т "Илия".
(Вероятно, исправлено или будет исправлено в последующих
изданиях.) (Эти примечания сделаны редактором
рассылки.) *8:33 В СРП:
"не о Божьем — о человеческом" (и, видимо,
именно этот вариант более правилен с т. зр. русского языка). *9:4,5
В СРП: "Илия", "Илие".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.