Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф.6:5-34: "Нагорная проповедь" (3) / 4.X.14 сб



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 4 октября 2014 года, субботу.

Продолжаем читать Нагорную проповедь – Евангелие от Матфея, 6:5-35.

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
(Этот перевод лег в основу издания Нового Завета, выпущенного Российским Библейским Обществом (РБО) под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика). В 2011 г. года РБО выпустило в свет "Современный русский перевод" Библии, частью которого стала и "Радостная Весть" (в редакции 2010 г.).)

Добавлено сопоставление с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

Комментарии
введение, комм. к книге:
из 'Брюссельской' Библии + Брюс Алворд + из "Толковой Библии" Лопухина + "Женевская Библия" +
Б. Мецгер + Крейг Кинер ("Культурно-исторический комментарий")
+ Иоаннис Каравидопулус +
комм-и на karatuz.prihod.ru (для скачивания) + А.Мень (БС) + блаж. Феофилакт Болгарский +
+ св. Иероним Стридонтский + Евфимий Зигабен + свящ. Георгий Чистяков +
еп. Кассиан (Безобразов) + МакНайт + Д.Гатри + У.МакДональд + Баркли +
Джон Р.У. Стотт. Нагорная проповедь. Христианская контркультура
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии" Лопухина "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой Джон Стотт

О молитве Господней:

свт. Григорий Нисский;   свщмч. Киприан Карфагенский;   св. Франциск Ассизский;   свт. Кирилл Иерусалимский;  Вл. Соловьев;   Д. Бонхёффер;
 митр. Антоний (Блум): ∙"Как быть христианином вдали от храма" (1) (2);  ∙"О молитве Господней" (1) (2);   Беседа 1999 г.;
 свящ. Александр Мень: в Словаре;  ∙в кн. "Сын Человечнский";
свящ. Александр Шмеман;
C. Куломзина: Объяснение детям

        :16-18; :25-27  
6
##
##
         

Евангелист Матфей. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

 

5 Когда молишься, не веди себя, как святоши. Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке, что бы все их видели. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.

6 А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо. И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.

7 Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее* их услышит Бог. (8) Не уподобляйтесь им! Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите.

9 А вы молитесь так:

Отец наш на Небесах!
   Пусть прославится Твое имя,
  10 пусть придет Твое Царство*,
   пусть* исполнится и на земле воля Твоя,
      как на Небе.
11 Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
  12 И прости нам наши долги,
как и мы прощаем
   тем, кто нам должен.
13 Не подвергай нас испытанию,
   но защити нас от Злого*.

14 Если будете прощать людям их проступки, тогда и вам простит ваш Небесный Отец. (15) А если не будете прощать людям, и Отец ваш не простит вам ваши проступки.

16 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши. Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду.

17 А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо, (18) чтобы не знали люди, что ты постишься, а знал только Отец твой, который видит всё, что совершается тайно. Тогда Отец твой, который видит всё, что совершается тайно, вознаградит тебя.

19 Не копите себе богатств на земле,
   где моль и ржавчина портят их
      и где воры, забравшись в дом, крадут.
20 Вы же копите себе богатства на небе,
   где ни моль, ни ржавчина их не испортят
      и где воры, забравшись, не украдут.
21 Ведь там, где богатство твое,
   будет и сердце твое.
22 Глаза — это светильник для человека.
   И если глаза здоровы,
      весь человек полон света,
  23 а если глаза больны, человек весь окутан тьмой.
Но если свет, который в тебе, — тьма,
   то какова тогда тьма?!

24 Никто не может служить одновременно* двум господам: одного он не будет любить, а другого будет; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. Вы не можете служить и Богу, и деньгам.

25 Вот почему Я говорю вам:
   не беспокойтесь о том,
что для жизни нужны вам еда и питье,
   а для тела одежда.
Ведь жизнь важнее еды,
   а тело важнее одежды.
26 Взгляните на птиц:
   не сеют они и не жнут,
   не ссыпают зерно в закрома,
      но их кормит ваш Небесный Отец.
А разве вы не намного дороже, чем птицы?
27 Кто из вас, как бы он ни старался,
   может продлить свою жизнь хоть на час?
28 И для чего об одежде забота?*
   Посмотрите, как растут полевые лилии:
      не трудятся, не прядут.
29 Но говорю вам, сам Соломон,
   при всём своем блеске,
      не одевался, как любая из них.
30 И если полевую траву, которая сегодня есть,
   а завтра будет брошена в печь,
Бог так одевает,
   уж вас-то тем более, маловеры!
31 Итак, не твердите озабоченно:
   "Что нам есть?", "Что нам пить?",   "Во что одеться?" —
    32 это главная забота язычников.
А ваш Небесный Отец знает,
   что вам всё это нужно.
33 Стремитесь прежде всего к Царству Бога
   и к исполненью* того, что Он велит,
      а всё остальное Он даст вам в придачу.
34 Так не заботьтесь о завтрашнем дне!
   Завтра само о себе позаботится.
         Каждому дню своих довольно тревог.

 


3.2 Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо", "Великий Царь", "Имя" и т.д.

4.23 уча в синагогах (греч. "сюнагоге — "собрание"; позже также "молитвенный дом") — жертвоприношения совершались в иерусалимском Храме, а по субботам люди собирались в синагоги для молитвы и чтения Священного Писания. Любой сведущий и уважаемый человек мог там читать и толковать Священное Писание, а также учить собравшихся.

 

6.2 не труби об этом во все трубы — вероятно, эти слова употреблены в переносном смысле, хотя известно, что в дни поста, когда раздача милостыни считалась особенно богоугодным делом, трубили в трубы. Святоши  — буквально: "лицемеры"; в данном контексте это слово означает людей, целью которых было не угодить Богу, а привлечь к себе внимание людей. По субботам пожертвования собирались в синагогах (см. прим. к 4.23); тот, кто дал больше всех, получал право сидеть на возвышении.

6.3 пусть никто об этом не знает — дословно: "пусть твоя левая рука не знает, что делает правая".

6.4,6 вознаградит тебя — в некоторых рукописях: "вознаградит тебя явно".

6.8 ваш Отец — в некоторых рукописях: "ваш Небесный Отец".

6.9 Пусть прославится Твое имя — дословно: "пусть Твое имя станет святым, или освятится". Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова "пусть освятится" означают "пусть прославится". Здесь имя означает самого Бога (см. прим. к 3.2). Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал имя Свое святым во всём мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут чтить и восхвалять Его как должно, подобно ангелам в Откр 4.8. Ср. также Ин 12.28: "Прославь Свое имя, Отец!"

6.11 насущный наш хлеб — возможны также переводы: "наш хлеб на сегодняшний день", "наш ежедневный хлеб" и "хлеб наш на завтрашний день".

6.13 от Злого — т.е. от дьявола. Кроме того, в ряде рукописей есть слова: "потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь".

6.15 прощать людям — в некоторых рукописях: "прощать людям их проступки".

6.16 Хотя обязательным для всех был пост один раз в году — в День искупления, или Судный День (евр. Йом-Киппур), фарисеи из благочестивых побуждений постились два раза в неделю (в понедельник и четверг) и в знак поста накрывали голову покрывалом или посыпали пеплом, а также не умывались (см. также Лк 18.12).

6.18 См. прим. к 6.4.

6.19 забравшись в дом — буквально: "прокапывают"; так как стены домов обычно были сложены из необожженного кирпича, воры пробивали в стене дыру и забирались в дом.

6.24 одного он не будет любить — дословно: "одного будет ненавидеть". Здесь, как часто в Библии, в силу особенностей семитских языков (отсутствие степеней сравнения) глагол "ненавидеть" имеет сравнительное значение "любить меньше".

6.25 для жизни — дословно: "для души"; в Писании душа — это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении в человека Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7).

6.27 может продлить свою жизнь хоть на час — возможно иное понимание: "может прибавить себе росту хотя бы с полметра".

6.28 полевые лилии — скорее всего, это пурпурные анемоны, но могли иметься в виду и другие красивые и яркие весенние цветы.

6.29 По народным представлениям, Соломон был самым богатым человеком в мире.

6.5 Мф 6.16; 23.5; Лк 18.10-14    6.19-21 Лк 12.33-34    6.19 Иак 5.2-3    6.22-23 Лк 11.34-36    6.24 Лк 16.13    6.25-34 Лк 12.22-31
6.29 3Цар 10.4-7; 2Пар 9.3-6

 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие примечание сделаны редактором рассылки).
*6:1 В СРП: "напоказ свою набожность".
*6:7 В СРП: "вернее".
*6:9-10 В СРП: "Да будет свято Имя Твое // да придет Царство Твое".
*6:10 В СРП: "да".
*6:13 В СРП: "от Злодея".
*6:24 В СРП слово опущено.
*6:28 В СРП: "И об одежде что заботитесь?"
*6:33 В СРП: "исполнению".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Евангелие от Матфея, 7:1–8:1.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник¤
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —› www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное