Новости за 25/07/2024
============================================================
Синод Русской Православной Церкви принял ряд важных решений
25.07.2024 23:15 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108476
------------------------------------------------------------
Москва, 25 июля, Благовест-инфо. Ряд важных решений, касающихся жизни Русской Православной Церкви, принял ее синод, заседавший сегодня в Москве под председательством Патриарха Кирилла, сообщает патриаршая пресс-служба.
В частности, была учреждена новая епархия в составе Татарстанской митрополии – Набережночелнинская. Епископом Набережночелнинским и Елабужским избран игумен Гавриил (Мельников), клирик Липецкой епархии.
Епископом Скадовским и Алёшкинским (Херсонская область) был назначен епископ Филарет (Гаврин), прежде возглавлявший Бежецкую епархию (Тверская митрополия). Бежецкой епархией будет временно управлять митрополит Тверской Амвросий.
Также был решен вопрос о замещении вакантной Новороссийской епархии (Кубанская митрополия). Ее главой был назначен архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко). Епископом Горноалтайским и Чемальским избран клирик Тобольской епархии иеромонах Макарий (Ющенко).
Епископом Югорским и Няганским (Тобольская митрополия, епархия также была вакантной) был избран иеромонах Михаил (Малаханов), клирик Петропавловской епархии.
Митрополит Псковский и Порховский Арсений был переведен в Москву в качестве патриаршего викария с титулом «Звенигородский». Псковскую митрополию отныне возглавит архиепископ Матфей (Копылов), до последнего времени служивший ее викарием с титулом «Печерский».
В Крымской митрополии были почислены на покой два архиерея: один из старейших иерархов РПЦ, 83-летний митрополит Феодосийский и Керченский Платон (Удовенко) и 47-летний епископ Бахчисарайский Каллиник (Чернышёв), викарий Симферопольской епархии. Временное управление Феодосийской епархией поручено митрополиту Симферопольскому и Крымскому Тихону (Шевкунову).
Синод также постановил создать комиссию по изучению положения дел в Будапештско-Венгерской епархии РПЦ. Ее глава митрополит Иларион (Алфеев) временно отстранен от управления этой церковной областью – управлять ею временно будет патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор (Сиротенко). Митрополит Иларион также был освобожден от должностей председателя Синодальной библейско-богословской комиссии и председателя комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию. И.о. председателя обеих комиссий назначен недавно хиротонисанный епископ Егорьевский Мефодий (Зинковский).
Также на заседании синода было рассмотрено решение Высшего общецерковного суда РПЦ по делу бывшего епископа Минусинского, а ранее – Выборгского Игнатия (Пунина). Суд признал этого архиерея виновным в целом ряде серьезных правонарушений (в частности, финансовых, а также в награждении клириков богослужебно-иерархическими наградами без благословения Патриарха) и постановил, что он подлежит лишению сана. Синод утвердил решение суда, определив ему «место пребывания для несения покаянных трудов в монашеском звании в Нижегородской епархии по усмотрению преосвященного митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором».
В ходе заседания синода был также рассмотрен вопрос о руководстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного Свято-Тихоновского богословского института. Один из основателей этих вузов, ректор ПСТГУ с 2004-го и ПСТБИ с 1992 года 83-летний протоиерей Владимир Воробьев оставил этот пост, став президентом ПСТГУ и ПСТБИ. Новым ректором обоих учебных заведений назначен епископ Егорьевский Мефодий (Зинковский).
Синод также установил празднование дня принесения в Свято-Троицкую Сергиеву лавру образа Святой Троицы, написанного преп. Андреем Рублевым, – 9/22 июня.
Йоханнесбург, 25 июля. В праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в храме преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика) состоялась литургия на языке африкаанс.
По благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Зарайского Константина богослужение на языке африкаанс совершил настоятель прихода апостола Фомы в Блумфонтейне иерей Иоанн Россоу. В Йоханнесбурге на этом языке православное богослужение было совершено впервые, сообщает сайт экзархата.
Песнопения на африкаанс и церковнославянском языках исполнил хор прихода апостола Фомы.
За литургией молились прихожане обоих приходов, а также те, кто только начал интересоваться православием.
Москва, 25 июля. Главное управление культурного наследия Московской области выдало разрешение на проведение реставрационных работ Серафимовской церкви, входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба «Федино», расположенной на юго-востоке от Москвы в Воскресенском районе (бывший Бронницкий уезд), сообщает «Радио 1».
Предусмотрено проведение работ по реставрации кладки в интерьере, восстановлению отделочных слоев, реставрации оконных переплетов с воссозданием утраченных элементов, восстановлению покрытий из керамической черепицы, отделке закомар и барабанов верхнего яруса.
Усадьба Федино на период конца XIX в. принадлежала П. Ахлестышеву, занимавшему должность предводителя дворянства Бронницкого уезда Московской губернии. Будучи человеком состоятельным, он заказал проект усадебной церкви у известного архитектора, знатока и ценителя древнерусской архитектуры В. Суслова.
В. Суслов посвятил своему подмосковному творению статью, в которой подробно изложил сведения об его архитектурно-строительных особенностях. Однако на практике некоторые идеи не были осуществлены.
Строительство было начато в 1906 году, в 1913 году церковь была освящена.
Как и многие храмы, возведенные перед Первой мировой войной, он так и не был открыт.
Сохранилась дневниковая запись владельца усадьбы, объясняющая причину, побудившую его создать храм: «Мысль о строительстве церкви возникла в 1905–1906 гг. вследствие смуты того времени я находился в самых тяжелых имущественных условиях, из которых вышел самым неожиданным образом. И как я глубоко верую, благодаря предстательству Преподобного Серафима – я тогда же решил для прославления памяти построить храм». Кроме этого Асташев планировал в нижнем этаже, под храмом, устроить семейную усыпальницу. Руководил строительством автор проекта, известный ученый, реставратор, архитектор В.Суслов.
Бесстолпный храм со ступенчатой пирамидальной композицией был поставлен на высоком подклете. Устремленные вверх криволинейные щипцы в основании шатра над средней апсидой и западным крыльцом когда-то венчались миниатюрными главками.
Характерный образец стиля модерн в неорусском варианте, здание сложено из кирпича, своды и отчасти конструкции кровель – железобетонные.
Архитектура храма монументальна и чрезвычайно живописна: побелена, богато украшена поливными изразцами, полихромовой майоликой, покрыта глазурованной черепицей.
Храм не успели отделать до конца и освятить – этому помешала мировая война. Не была выстроена и предполагавшаяся ограда, началась революция. Храм был закрыт. В советское время в нем располагался склад.
В 1997 г. Серафимовский храм с. Федино передали верующим в разрушенном состоянии. Сохранились часть отделки, керамические иконы патрональных святых в киотах и майоликовая композиция «Спас Нерукотворный» в тимпане крыльца, исполненные художником С. Шелковым.
В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения.
Фото: Владимир Демиденко / Музей-заповедник «Херсонес Таврический»
Севастополь, 25 июля. Археологи Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Крыму обнаружили фрагмент скульптуры III-IV веков, изображающей Иисуса Христа в образе евангельского Пастыря Доброго.
Находка была сделана в глубоком колодце во время раскопок древнего Херсонеса, рассказали РИА Новости в пресс-службе организации.
Как отметил зав. отделом «Городище и некрополь» Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Даниил Костромичев, колодец находился за пределами древних оборонительных стен и хорошо сохранился, при этом его заполнение оказалось необычным – верхние пять метров засыпи состояли из камней, практически отсутствовали грунт и фрагменты керамики.
«В основании этой каменной забивки мы нашли фрагмент мраморной скульптуры. Он представляет собой постамент в форме алтаря, на котором мы видим часть скульптурной композиции: мужские ноги, обутые в мягкие сапожки, с остатками копыт лежащих рядом животных. Мы установили, что это известный в раннехристианском искусстве образ Доброго Пастыря», – сказал ученый.
Даниил Костромичев предположил, что скульптура могла быть частью опоры литургического стола: в III–IV веках было принято украшать ножки-опоры скульптурой с аллегорическими образами. Сам же стол когда-то являлся частью литургического пространства раннехристианского храма.
Представитель музея напомнил о том, что скульптурный образ хорошо известен по Евангелию, в котором сам Христос говорит о себе как о Пастыре Добром.
«Образ Доброго Пастыря – пастуха, который несет на себе овцу или барана, обладал важнейшим символическим смыслом в раннехристианском искусстве, воплощал любовь к ближнему. Добрый Пастырь стал образом Христа. В Евангелии от Иоанна Христос сказал о себе: «Я – пастырь добрый. Пастырь добрый полагает душу свою за овец», – рассказал Даниил Костромичев.
Зам. директора по научной работе Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Лариса Седикова сообщила, что самые ранние археологические артефакты, связанные с распространением христианства в Херсонесе, относятся, как раз, к концу III – началу IV века
Скульптура «Пастырь Добрый» из музея Пио-Кристиано. IV век
«Херсонесская епархия была образована в последней четверти IV века. Мы не знаем, как выглядели первые христианские храмы города, но находки, подобные недавней, вероятно, были частью их интерьеров», – сказала Лариса Седикова.
Ученый секретарь музея-заповедника Наталия Гинькут со своей стороны отметила, что образ Доброго Пастыря известен в раннехристианской катакомбной живописи, мозаике, пластике и искусстве малых форм.
Символический образ Доброго Пастыря известен в раннехристианской катакомбной живописи, мозаике, пластике, искусстве малых форм, отметила ученый секретарь Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Наталия Гинькут.
По ее словам, ученые находили образцы позднеантичной – раннехристианской скульптуры Доброго Пастыря от Британии до Сирии, и сегодня они представлены в коллекциях ведущих мировых музеев в Ватикане, Риме, Афинах, Салониках и Стамбуле. Но подобные экспонаты немногочисленны.
«За период почти двухсотлетних раскопок Херсонеса в коллекцию музея поступило лишь несколько экземпляров скульптурных композиций с Добрым Пастырем, которые сейчас являются частью византийской экспозиции музея. Новая уникальная находка позволит расширить наши представления о Херсонесе в позднеантичный период», ‒ заключила Наталия Гинькут.
Москва, 25 июня. Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, предстоятель РПЦ обратился к членам Священного Синода со вступительным словом, в котором представил повестку дня, сообщает Патриаршая пресс-служба.
В заседании принимают участие постоянные члены Священного синода: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Антоний, председатель ОВЦС; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской патриархии; временные члены Священного Синода – епископ Белевский и Алексинский Серафим; епископ Выборгский и Приозерский Варнава; епископ Бердянский и Приморский Феодор; епископ Рубцовский и Алейский Роман; епископ Ейский и Тима
шевский Павел.
Москва, 25 июля. В Синодальном отделе по благотворительности завершилось онлайн-обучение для сотрудников детских церковных приютов, сообщает «Диакония.Ru». В обучении приняли участие более 80 человек из 45 организаций из разных регионов России. Программа курса, разработанная специалистами Центра по вопросам семейного устройства и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по благотворительности, была направлена на формирование комплексного подхода и общих понятий о современных технологиях работы с детьми-сиротами в Русской Православной Церкви.
Участники курса обсудили образовательные маршруты и трудности в обучении воспитанников церковных учреждений для детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проанализировали особенности государственной политики в сфере защиты детей-сирот и церковные документы, регулирующие деятельность детских церковных организаций интернатного типа. Они также разобрали специфику работы с подростками и с кровной семьей, основные принципы духовного воспитания.
Особенный интерес у слушателей вызвали практически семинары с детским и подростковым психологом, на которых коллективно разбирали трудные случаи из практики.
«Мы старались организовать курс таким образом, чтобы у слушателей была возможность применить полученные знания непосредственно на практике. Еще во время обучения участники делились отзывами, как конкретные рекомендации в работе с трудными детьми давали положительные результаты», — отметила руководитель Центра по вопросам семейного устройства и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по благотворительности Александра Аракелова.
Среди преподавателей курса были юристы, социальные педагоги, семейные и детские психологи, руководители государственных и церковных организаций в области детей-сирот.
В ноябре планируется старт второго потока образовательного курса для сотрудников детских церковных приютов.
Пафос, Кипр, 25 июля. Первый на Кипре парк церквей открылся в Пафосе. Он объединяет монастырь св. Неофита в Тале и несколько его часовен, расположенных в шаговой доступности, сообщает «Вестник Кипра».
Центр нового места паломничества – обитель св. Неофита Затворника, знаменитая своими поздневизантийскими фресками. Вокруг нее построили и освятили три часовни: св. Ефрема, св. Антония и св. Илии Пророка.
Часовня св. Ефрема расположена на главной дороге, ведущей ко входу в монастырь.
Часовня св. Антония находится к северу от обители – это открытая после реконструкции старая церковь. К ней ведет лестница из 335 ступеней, которая начинается от главной парковки монастыря.
Наконец, третья часовня была освящена 12 июля. Она находится на холме между Талой и Кили, откуда открывается потрясающий вид на побережье Пейи.
Парк церквей привлекает не только паломников, но и любителей кипрской природы, так как здесь проложены пешеходные тропы. Они ведут любителей прогулок по маршруту, знакомящему с местным ландшафтом и природой.
Красноярск, 25 июля. Часовня Параскевы Пятницы, одна из главных достопримечательностей Красноярска, изображенная на 10-рублевой купюре, передана в собственность Русской Православной Церкви (РПЦ). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на сайт Красноярской епархии.
«Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва передало в собственность Красноярской епархии Русской Православной Церкви часовню святой великомученицы Параскевы Пятницы», – говорится в сообщении.
Часовня перешла в собственность церкви в рамках федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Каменная часовня во имя Параскевы Пятницы была построена в 1855 году на вершине Караульной горы на месте обветшавшей деревянной. Имеет статус памятника архитектуры местного значения и включена в список рекомендованных к федеральной охране. Богослужение в часовне возобновилось в 1994 году.
Вышла в свет книга "Апокалипсис как послание. Основные вопросы интерпретации Откровения Иоанна Богослова"
25.07.2024 10:30 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=108464
------------------------------------------------------------
Москва, 25 июля. Книга «Апокалипсис как послание. Основные вопросы интерпретации Откровения Иоанна Богослова» вышла в издательском доме «Познание». Авторы книги — доцент кафедры библеистики Богословского факультета ПСТГУ Антон Небольсин и кандидат богословия, доцент Библейско-богословской кафедры Николо-Угрешской духовной семинарии Вера Андросова.
Исследователи рассматривают Апокалипсис с точки зрения обстоятельств его написания, композиции, жанра, а также основных идей и богословского содержания, сообщает Богослов.Ru.
Издание — путеводитель по завершающей книге Нового Завета — фактически является пособием по ее изучению. Оно адресовано преподавателям, студентам и широкому кругу читателей, которые стремятся глубже проникнуть в смыслы и пророчества Священного Писания.
Москва, 25 июля. Профильный комитет Госдумы по охране здоровья принял поправку, которая обязывает медицинские организации предоставлять священнослужителям возможность посещать пациентов для совершения богослужений, в том числе в реанимации, передает ТАСС.
Норма оформлена как поправка ко второму чтению законопроекта о привлечении медработников с иным образованием к оказанию медицинской помощи. Изменения предлагается внести в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
По действующему законодательству медицинские организации обязаны предоставлять возможность родственникам и иным членам семьи или законным представителям пациента посещать его в медицинской организации, в том числе в ее структурном подразделении, предназначенном для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий. Поправками предлагается в этот перечень лиц добавить священнослужителей.
Поправками также предлагается расширить полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья. В случае принятия закона к ним будет также относиться утверждение общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций «в целях совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в медицинской организации». Это будет в том числе касаться мест проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий. В общих требованиях будут устанавливаться и особенности допуска священнослужителей в военные госпитали.